Урок-лекция





НазваниеУрок-лекция
страница1/7
Дата публикации30.08.2014
Размер0.56 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
  1   2   3   4   5   6   7




Глава 3.
От структуры к свойствам


Образ и мысль

Мерет Оппенгейм. Покрытая мехом чашка

  • Рассмотрите изображение странного объекта. Выскажите версии относительно его предназначения.

  • Предположите, как взаимосвязаны структура объекта и его предназначение? Какая функция преобладает в его предназначении – утилитарная или символическая? Поясните свою мысль примерами.

  • Как вы считаете, способно ли искусство обогатить ваши представления о взаимосвязях структуры и свойств предметов окружающего мира?

Почему окружающие нас вещества обладают столь разными свойствами? Достаточно очевидно, что эти свойства есть следствие соответствующих структур. Однако каким образом структура объекта влияет на его свойства?

Проблема эта волновала философов и ученых в течение многих веков, и нельзя сказать, что в настоящее время она полностью решена. В этой главе мы расскажем, как на протяжении истории развития естествознания изменялись представления о природе свойств вещества.

Безусловно, огромное разнообразие свойств характерно для живой природы. Многие из этих свойств сохраняются для организма на протяжении всей его жизни и передаются по наследству, путем кодирования на молекулярном уровне в молекулах ДНК. О многообразии живой природы и о том, каким образом реализуется генетическая информация, также пойдет речь в данной главе.
§ 40. Атомы и элементы. Два решения проблемы генезиса свойств веществ

Урок-лекция

Нельзя не признать в атомизме возвышенного обобщения, согласного с основным началом философии … и

не без явного успеха в ясности понимания вещей и явлений, перенесенного на сложение веществ из атомов.

Д. И. Менделеев

К
?
ак древнегреческая «наука о природе» объясняла свойства тел? В чем отличие атомистического и элементаристского подходов к объяснению явлений природы? Каковы социо-культурные предпосылки древнегреческого природознания?

А
!
том. Пустота. Элемент. Стихия элементарные качества. Первоматерия.
Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. (
*
Химия,
8 кл.)

Проблема Парменида. Мысль о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц – атомов, – красной нитью проходит через всю историю естествознания. Обычно начало атомистических теорий связывают с древнегреческой наукой о природе (pery physeos). Однако зарождение атомистических представлений можно проследить в нескольких регионах мира, в частности, в философских учениях Древней Индии (школы ньяйя и вайшешика) III–I вв. до н. э. Но именно древнегреческая атомистика сыграла наиболее важную роль в истории естествознания. Почему? Причин много. Одна из важнейших заключена в характере греческой науке о природе.

Само греческое слово physis произошло от глагола phyo – рождаю, создаю, возникаю, происхожу. Из этого глагола вычленились две группы значений:

– внешний вид, рост, осанка;

– внутренняя структура, состав, сущность вещи.

Ко второй половине V в. до н. э. на первый план выступает значение слова «фюзис» как истинной сущности вещи, противостоящей видимости, внешности, тому, что только кажется.

По определению Аристотеля, «природою в первом и основном смысле является сущность – именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых».

Понимание природы как структуры, сущности вещей мира, при всей его расплывчатости, означало, что природные явления должны объясняться естественными, а не сверхъестественными, божественными причинами. Иными словами греческая наука «о природе» была наукой о естественных причинах возникновения, развития и строения как мира в целом, так и его отдельных вещей. Аристотель назвал эту науку физикой, а тех, кто ею занимается – физиологами или физиками.

Появление атомистики свидетельствует о достаточно высоком развитии мышления греков, поэтому было бы в корне неправильно представлять себе атомное учение как результат обобщения непосредственных наблюдений (пылинки в луче света, поднятый ветром песок и т. д.).

По свидетельству Аристотеля, атомистика возникла в процессе решения фундаментальной проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540 – 450 гг. до н. э.). Окружающий человека мир – изменчив и многообразен. Но за этой многокачественностью, подвижностью, изменчивостью мира скрываются некие неизменные первоначала его. Например, существует множество органических соединений, но при всем разнообразии их свойств и составов между ними есть общее: все они в определенных условиях способны вступать в те или иные химические реакции, причем, эта способность зависит от состава и строения вещества, от растворителя, от температуры и т. д. Этот пример сформулирован на языке современной науки. Парменид, разумеется, использовал иные слова. В иносказательной форме он поставил вопрос о нахождении единого, неизменного и не уничтожающегося в многообразии изменчивого, возникающего и преходящего. И он был прав – некое единство мира, не связанное с его качественным многообразием, существует. Древнегреческие мыслители предложили два ответа на вопрос Парменида.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-лекция iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок-лекция iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Урок-лекция icon«Давление газа»
Данный урок является развивающим, так как он проводится с использованием новых технологий (интерактивная лекция). Лекция сопровождается...
Урок-лекция iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Урок-лекция iconУрок конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам
Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы
Урок-лекция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок 1-й. Урок – лекция «Эвенки Забайкалья: общая характеристика. Традиционное жилище эвенков»
Урок-лекция iconУрок информатики на тему: «Знакомство с графическим редактором Paint.»
Тип урока по форме проведения: урок – лекция с элементами исследования и имитации деятельности компьютерных художников на этапе выполнения...
Урок-лекция iconЛекция №5
Лекция №5 Вредные вещества и их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии
Урок-лекция iconУрок патриотизма Урок лекция, основанный на использовании технологий развивающего обучения
Новицкий И. Б. Римское право: учеб для юрид высш учеб заведений и фак. 2011. 298 с. 30 экз
Урок-лекция iconУрок изучения нового
Урок изучения нового традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет...
Урок-лекция iconУрок-лекция
Назначение и использование компас-график. Гост оформления конструкторской документации
Урок-лекция iconУрок изучения нового материала
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Урок-лекция iconУрок Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины...
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Урок-лекция iconУрок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о...
Урок посвящается биографии писателя и обзору его творчества. Лекция учителя и сообщения заранее подготовленных учеников о личности...
Урок-лекция iconЛекция. Проектирование графического интерфейса пользователя Лекция №11
Комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой...
Урок-лекция iconУрок на тему «Генетические основы поведения человека»
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск