Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса





Скачать 49.05 Kb.
НазваниеУрок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса
Дата публикации31.08.2014
Размер49.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Интегрированный урок математики и ИЗО (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса
Никитина Татьяна Ивановна, учитель математики
Тема урока: «Как мера и красота скажут».

Цели урока:

  1. На примере предметов быта, прикладного искусства и архитектуры разных времен дать возможность детям понять, что через изображение предметного мира художники всегда выражали понимание ценностей своего времени.

  2. Познакомить с понятием «Золотого сечения», его численным значением

  3. Показать практическое применение знаний и умений по теме «Пропорция» на примере «Золотого сечения»

  4. Способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.

  5. Научить создавать эскиз предмета средствами аппликации и орнамента.

Оборудование:

  1. презентация к уроку;

  2. линейка, простой карандаш, циркуль;

  3. альбомный лист бумаги, цветная бумага;

  4. клей, ножницы.


Ход урока
I Организационный момент.
Тема сегодняшнего урока «Как мера и красота скажут»

На уроке мы будем говорить о пропорции, учиться применять свои знания для конструирования и оформления храма. Помогать нам будет учитель ИЗО.
II Вступительная беседа (учитель ИЗО):
Каждый человек по натуре своей художник. В процессе труда человеческого рождаются прекрасные и необходимые вещи. Их создают руки человека.

Но как возникла у человека способность творить красоту?

Первым учителем в этом деле у человека была природа. Наблюдая за картинами природы, человек учился у нее.

Ее летнее многоцветье и неброские пейзажи вдохновляли человека окружить себя не только нужными, полезными, но и красивыми вещами. Слайд 2

Красивый (красный) цвет на Руси издавна считался волшебным. Поэтому так много его на предметах быта (шкафчик, предметы деревенской утвари). Слайды 3, 4

Любуясь цветами, человек украшал их изображениями стены храмов и посуду, ковры и подносы. Слайд 5

Морозные узоры на зимнем окне вдохновляли на выполнение прекрасных вышивок (белых на белом) и кружев (знаменитое вологодское кружево). Слайд 6

Образы животных и птиц переносились и на стены храмов, и на полотенце и в игрушки.

Слайд 7

Природа – прекрасный вдохновитель человека – творца.

И творили умельцы на Руси с древнейших времен по правилу:

«Как МЕРА и КРАСОТА скажут»

МЕРА – измерение, т.е. красивые, точно вымеренные пропорции (Церковь Успения в Кондопоге, Церковь Покрова на Нерли). Слайды 8, 9

Четкая красивая форма хороша и сама по себе, но неплохо ее подчеркнуть отделкой, декором (форма ворот, купол церкви) Слайды 10, 11, 12
III Новый материал (учитель математики):


  • Повторение

Но и без особенной отделки они хороши, такие четкие у них пропорции.

  1. Что называют пропорцией? (Равенство двух отношений)

  2. Запишите пропорцию с помощью букв (a : b = c : d или )

  3. Прочитайте пропорцию

  4. Назовите основное свойство пропорции

Оказывается среди пропорций особенно привлекательных для глаза, наиболее известная «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»

    • Историческая справка:

Золотое сечение – это такое сочетание пропорций, при котором наиболее гармоничными, красивыми кажутся нам здания, скульптуры, другие изделия и даже музыка. Пропорции эти подбираются не только по интуиции, их можно рассчитать.

Термин «Золотое сечение» впервые применил великий художник и инженер Леонардо да Винчи, изучавший и восхвалявший золотую пропорцию на протяжении всей своей жизни.

Золотое сечение, гармоническое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении – это деление отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей, т.е. с:b=b:(c-b). Слайд 14


Для нахождения b получается уравнение, решение которого дает b=c:2*(√5-1) ≈ 0,618…*c (такие уравнения решать будем в 8 классе)

В средние века изучение золотого сечения обогатилось работами Леонардо Пизанского, прозванного Фибоначчи – выдающегося итальянского математика 18 века. Создав бесконечный ряд, в котором каждое число является суммой двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д.), он установил, что соотношение соседних чисел близко к пропорции золотого сечения.

Замечательными свойствами обладает прямоугольник, стороны которого соответствуют этим числам. При делении его на квадрат и другой прямоугольник, где последний сохраняет то же соотношение сторон. Это свойство заключается в том, что предмет, картина, скульптурная композиция, здание или его отдельные части вписываются в прямоугольник с таким отношением сторон, способствуют наиболее четкому и легкому, приятному для глаз, восприятию форм даже на большом расстоянии.


    • Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».


    • Практическая работа:

Задание1:

Построить точку Е, которая разделит данный отрезок АВ в среднем и крайнем отношении, т.е. в золотом отношении. Слайд 15


Алгоритм деления отрезка в заданном отношении:

  1. Построим прямоугольный треугольник, у которого один катет в два раза больше другого (ВС= ½ АВ );

  2. Соединим точки А и С;

  3. Отложим отрезок CD=ВС на отрезке АС;

  4. Отложим отрезок АЕ=АD на отрезке АВ;

Точка Е является искомой, она производит золотое сечение отрезка АВ



Задание 2:

Построить в тетрадях прямоугольник со сторонами 8см и 3см

  • Разделить длину прямоугольника на две части в отношении 5:3

  • Разделить прямоугольник на две части, т.е. соединить полученные точки на длинах данного прямоугольника

У нас получился прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение ширины к длине дает число ≈ 0,62 (проверяем: 3:5=0,6). Такой прямоугольник называется золотым прямоугольником
VI Применение умения делить отрезок в золотом отношении (учитель ИЗО):
В младших классах мы уже знакомились с архитектурным творчеством древних мастеров Новгорода, Владимира, Суздаля и т.д., выполняли работу по вырезанию однокупольного храма. Слайд 16

Если раньше мы работали с вами интуитивно, на глазок, то сегодня мы уже можем рассчитать отношение отрезков в золотом отношении.

Задание 1:

  • Лист белой бумаги прямоугольной формы разделить на две части в отношении 3:5;

  • сложить вдвое по вертикали;

  • способом симметричного вырезания выполнить силуэт однокупольного храма. Слайд 17

Творческое задание:

Доработать силуэт однокупольного храма декоративными элементами.
VII Итог урока (учитель математики):


  1. Выставка детских работ. Слайд 18

  2. Как читается деление отрезка в золотом отношении?

  3. Какой прямоугольник называется золотым?


VII Домашнее задание:
Найти в окружающем мире примеры золотой пропорции.
Литература:


  1. А.В. Волошинов «Математика и искусство», М.: «Просвещение», 1992г

  2. И.Г. Зенкевич «Эстетика урока математики», М.: «Просвещение», 1981г

  3. «Математическая энциклопедия» под ред. И.М. Виноградова, М.: «Советская энциклопедия», 1977г

  4. Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры», М.: «Просвещение», 1990г.


Приложение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по изо 2 класса, по программе Б. М. Неменского...
Программа. Государственная программа «изобразительное искусство и художественный труд»Б. М. Неменский
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе...
Рф «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента апн ссср,...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс
Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconУрок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского...
Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н....
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconПояснительная записка по курсу Изобразительное искусство. «Изобразительное искусство»
А. Неменская, под ред. Б. М. Неменского (2011 год) рекомендованной мо РФ. Планирование составлено на основе: программы для общеобразовательных...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвеще­ние, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
Рабочая программа по изо для 6 класса составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2014-2015...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2014-2015...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной...
Урок математики и изо (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса iconПрограмма предусматривает чередование индивидуальных и коллективных...
России. Разработанна на основе примерных программ по изо «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск