Скачать 49.05 Kb.
|
Интегрированный урок математики и ИЗО (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») для 6 класса Никитина Татьяна Ивановна, учитель математики Тема урока: «Как мера и красота скажут». Цели урока:
Оборудование:
Ход урока I Организационный момент. Тема сегодняшнего урока «Как мера и красота скажут» На уроке мы будем говорить о пропорции, учиться применять свои знания для конструирования и оформления храма. Помогать нам будет учитель ИЗО. II Вступительная беседа (учитель ИЗО): Каждый человек по натуре своей художник. В процессе труда человеческого рождаются прекрасные и необходимые вещи. Их создают руки человека. Но как возникла у человека способность творить красоту? Первым учителем в этом деле у человека была природа. Наблюдая за картинами природы, человек учился у нее. Ее летнее многоцветье и неброские пейзажи вдохновляли человека окружить себя не только нужными, полезными, но и красивыми вещами. Слайд 2 Красивый (красный) цвет на Руси издавна считался волшебным. Поэтому так много его на предметах быта (шкафчик, предметы деревенской утвари). Слайды 3, 4 Любуясь цветами, человек украшал их изображениями стены храмов и посуду, ковры и подносы. Слайд 5 Морозные узоры на зимнем окне вдохновляли на выполнение прекрасных вышивок (белых на белом) и кружев (знаменитое вологодское кружево). Слайд 6 Образы животных и птиц переносились и на стены храмов, и на полотенце и в игрушки. Слайд 7 Природа – прекрасный вдохновитель человека – творца. И творили умельцы на Руси с древнейших времен по правилу: «Как МЕРА и КРАСОТА скажут» МЕРА – измерение, т.е. красивые, точно вымеренные пропорции (Церковь Успения в Кондопоге, Церковь Покрова на Нерли). Слайды 8, 9 Четкая красивая форма хороша и сама по себе, но неплохо ее подчеркнуть отделкой, декором (форма ворот, купол церкви) Слайды 10, 11, 12 III Новый материал (учитель математики):
Но и без особенной отделки они хороши, такие четкие у них пропорции.
Оказывается среди пропорций особенно привлекательных для глаза, наиболее известная «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»
Золотое сечение – это такое сочетание пропорций, при котором наиболее гармоничными, красивыми кажутся нам здания, скульптуры, другие изделия и даже музыка. Пропорции эти подбираются не только по интуиции, их можно рассчитать. Термин «Золотое сечение» впервые применил великий художник и инженер Леонардо да Винчи, изучавший и восхвалявший золотую пропорцию на протяжении всей своей жизни. Золотое сечение, гармоническое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении – это деление отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей, т.е. с:b=b:(c-b). Слайд 14 Для нахождения b получается уравнение, решение которого дает b=c:2*(√5-1) ≈ 0,618…*c (такие уравнения решать будем в 8 классе) В средние века изучение золотого сечения обогатилось работами Леонардо Пизанского, прозванного Фибоначчи – выдающегося итальянского математика 18 века. Создав бесконечный ряд, в котором каждое число является суммой двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д.), он установил, что соотношение соседних чисел близко к пропорции золотого сечения. Замечательными свойствами обладает прямоугольник, стороны которого соответствуют этим числам. При делении его на квадрат и другой прямоугольник, где последний сохраняет то же соотношение сторон. Это свойство заключается в том, что предмет, картина, скульптурная композиция, здание или его отдельные части вписываются в прямоугольник с таким отношением сторон, способствуют наиболее четкому и легкому, приятному для глаз, восприятию форм даже на большом расстоянии.
Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Задание1: Построить точку Е, которая разделит данный отрезок АВ в среднем и крайнем отношении, т.е. в золотом отношении. Слайд 15
Задание 2: Построить в тетрадях прямоугольник со сторонами 8см и 3см
У нас получился прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение ширины к длине дает число ≈ 0,62 (проверяем: 3:5=0,6). Такой прямоугольник называется золотым прямоугольником VI Применение умения делить отрезок в золотом отношении (учитель ИЗО): В младших классах мы уже знакомились с архитектурным творчеством древних мастеров Новгорода, Владимира, Суздаля и т.д., выполняли работу по вырезанию однокупольного храма. Слайд 16 Если раньше мы работали с вами интуитивно, на глазок, то сегодня мы уже можем рассчитать отношение отрезков в золотом отношении. Задание 1:
Творческое задание: Доработать силуэт однокупольного храма декоративными элементами. VII Итог урока (учитель математики):
VII Домашнее задание: Найти в окружающем мире примеры золотой пропорции. Литература:
Приложение. |
Рабочая программа по изо 2 класса, по программе Б. М. Неменского... Программа. Государственная программа «изобразительное искусство и художественный труд»Б. М. Неменский | Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе... Рф «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента апн ссср,... | ||
Рабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный... | Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского... Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов | ||
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена... Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н.... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена... Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена... Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей... | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,... | ||
Рабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | Пояснительная записка по курсу Изобразительное искусство. «Изобразительное искусство» А. Неменская, под ред. Б. М. Неменского (2011 год) рекомендованной мо РФ. Планирование составлено на основе: программы для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы... | Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе... Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Рабочая программа по изо для 6 класса составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2014-2015... Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2014-2015... Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной... | Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных... России. Разработанна на основе примерных программ по изо «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное... |