Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения»





Скачать 137.49 Kb.
НазваниеУроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения»
Дата публикации31.08.2014
Размер137.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Гафурова Гульчачак Канафеевна, учитель географии 1 кв.категории

Опыт проведения уроков-диалогов

(на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения»)

2014 г

Тема урока: Природные ресурсы Западно- Сибирской равнины и условия их освоения.

Цель урока: триединая дидактическая цель:

-обучающая: расширить и углубить знания учащихся о природных ресурсах , условиях Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России;

-развивающа: развивать у учащихся умения творческие(анализировать текст учебника, умения наблюдать, сравнивать, применять знания на практике, коммуникативные(вхождение в диалог, отстаивание своих взглядов);

-воспитывающая: воспитывать географическую и экологическую культуру , мышление учащихся, развивать кругозор учащихся на основе учебного материала.

Средства обучения: физическая карта России, атласы, контурные карты учебник(И.И.Баринова « Природа России» ,география 9 класса В.П. Дронов В.Я.Ром , мультимедийный проектор с экраном, презентация к уроку.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока по форме проведения: урок-диалог.

  • В основе построения урока- технология личностно- коммуникативного обучения и развитие экологического мышления на уроках географии.

Эпиграф к уроку

Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне и небеса и землю,

И их помощником я буду век за веком

Лишь оттого, что я родился человеком.

(М. Чоконаи)

Ход урока: I. Актуализация знаний:

1в. Западно- Сибирская равнина имеет какой рельеф?

2в.Площадь и природные рубежи Западно- Сибирской равнины?

3в. Что повлияло на образование такого плоского рельефа?

4в. Западно- Сибирская плита …….возраста?(дописать)

5в Геометрическая форма Западно- Сибирской равнины?

6в.В каком климатическом поясе расположена равнина?

7в.Самая крупная река Западно- Сибирской равнины?

8в. Географическая область, лежащая между реками Иртыш и Объ называют…..

9в.Какие природные зоны есть на равнине?

10в.Термины: урманы, колки, гривы, закон широтной зональности, высотной поясности, рекреация.

Ученики сами себя оценивают, ставят оценки, передают главному в ряду свои листочки, она пишет в общую и передаёт учителю.

Ответы к опросу домашнего задания:

  • 1. равнинный, плоский, монотонный;

  • 2. на севере омывается Карским морем, на юге- подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау, на западе Урал, на востоке долина р. Енисей;

  • 3.оледенение, рыхлые отложения рек, горизонтальное наслоение осадочных пластов

  • 4.палеозой; 5.трапеция; 6.умеренный( континентальный),7.Объ с Иртышом;8 . Васюганье – S=800тыс.км.кв

  • 9. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные, широколиственные леса, лесостепи, степи.

  • 10.Урманы-типичные заболоченные участки тайги на междеречьях Оби и Иртыша; Колки-рощицы берез и осин среди степных равнин; Гривы- песчаные гряды с высотой от 3-10 м покрытые сосновыми борами. Рекреация- зоны отдыха и туризма; Зональность- изменение природных комплексов с севера на юг; Высотная поясность-изменение природных комплексов от подножия горы до вершины.

II. Изучение новой темы: Природные ресурсы Западно- Сибирской равнины и проблемы их освоения( сопровождается урок с просмотром презентации)

Учитель: 1 Западно-Сибирская равнина очень богатейшая природоресурсная территория России. В настоящее время Западная Сибирь дает свыше 70% общероссийской добычи нефти, 92% природного газа, около 30% добычи каменного угля, около 20 % заготовляемой в стране древесины, 60% добычи торфа .По запасам нефти 20 млрд т, 13% мировых запасов ,Россия занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии. А по добычи первое-470млн т -2005г.Крупнейшие месторождения нефти и газа такие:(около карты) Самотлор, Сургут, Мегион, Усть-Балык , Томск- отличается высоким качеством, она содержит малое количество серы. Запасы и месторождения газа по карте.

Учитель, объясняет значение термина ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ- по слайду

Учитель продолжает объяснять новую тему: Академик И.М. Губкин еще в 30-е годы 20 в. предсказал возможность существования в Западной Сибири нефти. В 1960 году она была обнаружена. Средняя глубина залегания нефти от 1500м до 2500 и 3000м. Нефть мезозойского возраста. В основании равнины лежит молодая плита. Фундамент плиты смят в складки и представляет собой остатки палеозойских гор. Участок долго опускался позднее, где шло образование мелководных озер, накапливались органические вещества, например, сапропель. Сапропель-это слово (от греч. sapros- гнилый и pelos- грязь, ил. Многовековые донные отложения пресноводных водоемов сформировались из отмершей водной растительности, остатков живых организмов, планктона, частиц почвенного перегноя, содержащий большое количество органических веществ, гумуса. Органические вещества законсервировались под осадочными породами. Под влиянием высоких температур и давления образовались нефть и газ из органических веществ. Добыча нефти ведется уже более 30 лет, истощение месторождений.(Запись в тетрадях этого термина)

(Здесь просматривается видео о добычи нефти)

2. А вот осадочные породы триасового и юрского периода , толщина которых составляет 800-1000м , имеются залежи каменного и бурого угля, запасы составляют 8 млрд.т.(на территории Тюменской области)

Задание для учащихся: Отметить на к\к залежей нефтяных, газовых месторождений, бурого и каменного угля.

3.Третьим по значимости природным ресурсом является торф.(запись в тетрадях) Торф –это природный материал, из всех видов топлива это самое молодое отложение, которое образуется естественным образом, путем разложения отмерших частей деревьев и кустарников, трав, мхов, в условиях повышенной влажности и ограниченного доступа кислорода,60% торфа общих запасов России.

Ученица: Рассказывает о торфе более подробно.

Следующий природный ресурс -это соль. Добыча соли ведется в основном на юге равнины. Бурсоль- поселок в Алтайском крае, находящийся в подчинении у города Славгорода. Расположен в Кулундинской степи, на озере Бурлинское, которое является крупнейшим месторождением поваренной соли в Западной Сибири. Железнодорожная станция Айнак на линии Кулунда- Татарск. Бурлинский соляной промысел (добыча поваренной соли) Добыча соли производится здесь более 200лет, с 1768года.

Внутренние воды- озера и реки , подземные воды, артезианские бассейны, на территории Тюменской, Омской, Новосибирской обл. на глубине 1000-3000метров, темп. От 40-120 градусов.

Учащиеся в тетрадях записывают значения терминов- торф, сапропель, Бурсоль.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА- в сопровождении с музыкой.

Учитель: Биологические ресурсы- это животный, растительный мир, ценная пушнина, .рыба, дичь и т.д

Ученики подготовили свои сообщения( каждый выходит и рассказывает)

(После рассказа учащихся учитель показывает видео о тайге).

Далее после просмотра задаются проблемные вопросы по видео.

Например, что называют криволесьем, какие звери обитают в просторах тайги, какие проблемы связаны с освоением территории.

Учитель:

Что мешает освоению этих огромных природных богатств в Западно- Сибирской равнине?

Обдумывание и высказывание своих взглядов на этот вопрос со стороны учащихся.

Учитель: 1. Недра богатые нефтью и газом покрыта мощным слоем мерзлоты и болотами. Торф (нем. Torf) — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см, (если меньше, то это заболоченные земли).

Ученик: БОЛОТО-это избыточно увлажненный участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. В более узком понимании болото отождествляют с торфяником и определяют как избыточно увлажненный участок земли, покрытый слоем торфа глубиной не менее 30 см (в неосушенном виде); избыточно же увлажненные земельные площади, не имеющие торфа или покрытые слоем торфа менее 30 см, называют заболоченными землями.

.. 2.Зимой человеку мешают сильные морозы, сильные ветры, большая влажность воздуха, летом же мешают работать гнусы. Гнусы- это комары, мошки, слепни, мокрецы.

Комары, мошки, мокрецы и слепни, причиняющие много беспокойства людям и животным в теплое время года.

Лес... Никто, пожалуй, не может остаться равнодушным к этому прекрасному созданию природы. По силе эмоционального воздействия у него нет конкурентов. Но едва успеешь выйти из автобуса, как тысячи комаров устремляются тебе навстречу. К комариным полчищам присоединяются отряды слепней, мошек и мокрецов, досаждая своим назойливым писком и довольно болезненными укусами. От укуса насекомого вокруг ранки появляется зуд. Это происходит оттого, что через место прокола кожи в ранку изливается капелька яда, вызывающая воспалительный процесс. Мошки попадают в глаза, в рот, уши. Начинаешь раздраженно отмахиваться от них руками, стегать себя ветками, но атаки кровососов не прекращаются. Они прокалывают ткани, забираются под одежду. Если к ночи мошки и слепни утихают, то комары и мокрецы по-прежнему активны.

Нелегко приходится людям, вынужденным работать в лесу в летнее время. От насекомых страдают и животные, особенно молодняк. Нередко домашние животные перестают есть и покидают места пастбищ. Крупные дикие животные, например олени, летом постоянно совершают миграции в горы и к морю, где спасаются от гнуса благодаря ветру.

Кровососущие двукрылые насекомые, имеющие меткое собирательное название "гнус", повинны и в переносе некоторых паразитарных болезней.Из всего сказанного ясно, какое огромное значение приобретает защита от гнуса. Ниже мы подробно остановимся на некоторых аспектах этой проблемы.

После рассказа учитель показывает видео о гнусах.

Дополнительный текст для общего развития.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОЛОГИИ ГНУСА. Черты строения тела современных насекомых указывают, что свой род они ведут от вымерших древнейших червеобразных существ. Вначале появились бескрылые насекомые. Потомки их - низшие насекомые - имеют своих бескрылых представителей в современной фауне. Позже развились насекомые крылатые.

Насекомые живут повсюду. Они овладели сушей почти всей земли. Свыше половины всех существ на земле - насекомые. Поразительна их способность приспосабливаться к условиям среды.

Кровососущие насекомые раздельнополы. Самцы и самки отличаются величиной, формой и окраской. Они развиваются из оплодотворенных яиц, из которых выходит молодое насекомое, совсем не похожее на своих родителей. Такое существо называют личинкой. Питаясь, личинка быстро увеличивает объем и вес тела. Хитиновая оболочка хотя и растяжима, но ее размеры не могут увеличиваться до бесконечности. Поэтому время от времени, по мере развития организма, личинка сбрасывает хитиновый покров. Процесс этот называется линькой. Этому предшествует образование новой, более просторной шкурки, после формирования которой старую шкурку личинка сбрасывает при помощи движения тела. Между двумя линьками объем личинки увеличивается примерно в два раза. Количество линек у разных насекомых бывает различным.

Комары- все знают, что комары причиняют людям и животным много страданий. Но не каждому известно, что такую назойливость проявляют только самки, причем лишь после спаривания. Самцы же довольствуются соками различных растений. Вечером можно наблюдать роение (брачный танец) комаров. Тысячи самцов образуют в воздухе своеобразное "поющее" облако. Самки одна за другой влетают в рой и тут же покидают его, увлекая одного из самцов. После спаривания у них пробуждается инстинкт кровососания. Насыщение самок кровью обязательно для развития и последующей откладки яиц. Но при этом самки представляют опасность для человека и животных в эпидемиологическом отношении. Напившись крови в первый раз на больном человеке или животном, при повторном кровососании они со слюной вводят возбудитель инфекционного заболевания в кровь здорового человека..

Вес комара еще меньше, чем куколки, потому что он оставляет покровы куколки. Потому комар не тонет. Через несколько минут он перелетает на прибрежную растительность. Первыми всегда появляются самцы. Неподалеку от мест выплода они собираются в рои, поджидая своих "невест".

У оплодотворенных самок пробуждается инстинкт кровососания. Голодная самка способна находить крупные скопления животных и людей на расстоянии до 2-3 км. За один акт сосания самка выпивает количество крови, превышающее первоначальный вес ее тела. После откладки 150-200 яиц самка вновь становится агрессивной. Повторно насосавшись крови, она опять теряет интерес к пище до созревания и откладки следующей порции яиц. Живет самка в среднем 30-40 дней. После каждой кладки яиц значительная часть комаров гибнет.

Часто очень крупного комара-долгоножку ошибочно принимают за малярийного и опасаются его укусов. На самом деле это другой вид и вовсе не кровосос - он довольствуется вегетарианским столом и никогда не нападает на человека.

Мошки-взрослые мошки по внешнему виду напоминают мух, но это - довольно мелкие (в среднем 3-4 мм) насекомые. Отличаются они более короткими крепкими ногами и коротким хоботом. Крылья бесцветные, широкие, в покое складываются горизонтально одно над другим.

Мошки - назойливые кровососы. Интересен их цикл развития. Самок мошек называют опытными "водолазами": для откладки яиц они спускаются под воду по погруженному в нее предмету. Некоторые виды сбрасывают яйца в воду на лету, откладывают их на стебли и листья водных растений, камни, корни, кусты. Нередко множество самок откладывают яйца в одном месте. В таких кладках насчитываются сотни тысяч и даже миллионы яиц. Эту особенность можно успешно использовать при истребительных мероприятиях против мошек в фазе яйца.

Чувство сильного жжения, покалывания, зуда и боли, развивается отек. При многочисленных укусах повышается температура тела и развиваются признаки общего отравления. В литературе имеются сведения о смертельных исходах животных в результате отеков и кровоизлияний внутренних органов.

Мокрецы - самые мелкие из кровососущих двукрылых насекомых.

Некоторые виды имеют длину менее 1 мм. По величине тела и пестроте крыльев их легко отличить от мошек, у которых крылья размером больше и прозрачнее. Из обитающих в Карелии мокрецов многие - злостные кровососы.

Насосавшись крови млекопитающих, птиц или людей, самки откладывают в среднем по 70-80 яиц в самых разнообразных, но обязательно влажных местах. Вылупившихся личинок чаще всего можно встретить в слое ила по берегам пресноводных водоемов, в заболоченной почве, в береговой части озер и у берегов рек с очень медленным течением. Тонкие нитевидные личинки способны быстро передвигаться в иле или плавать в воде, змеевидно извиваясь. Питаются они гниющими веществами. Окукливание происходит дружно. Через 5-7 дней из куколок появляются взрослые насекомые, причем самцы несколько опережают самок. Отродившиеся мокрецы сразу летать не могут. Но как только подсохнут крылья, они начинают летать. По вечерам или рано утром в тихую погоду наблюдается их брачный лёт, после чего самки ищут объекты для нападения. Они атакуют людей, домашних и диких животных, а также земноводных и пресмыкающихся. Укусы мокрецов вызывают сильный зуд.

Держатся мокрецы в зарослях травы, на кустарниках, в кронах деревьев. Это места их дневок и в то же время укрытий во время неблагоприятной погоды. Залетают они и в помещения для скота. Жилище человека посещают редко и в больших количествах там не скапливаются.

СЛЕПНИ. Слепни - это крупные мухи. Длина их тела колеблется от 6 до 30 мм. Как и у комаров, у слепней "атакуют" только самки. В литературе содержатся сведения, согласно которым самка слепня за один раз выпивает столько крови, как 70 комаров или 4000 мокрецов. Можно себе представить страдания животных, преследуемых этими насекомыми. Спасаясь от слепней, им нередко приходится оставлять кормные места вблизи водоемов. Даже при умеренном нападении этих насекомых коровы снижают удой молока на 10-15% и сильно теряют в весе. Укусы слепней чрезвычайно болезненны, сопровождаются сильным отеком, который вызывается ядовитой слюной, попадающей в ранку во время кровососания. Часто слепней ошибочно называют оводами. На самом же деле это хотя и близкородственные, но разные виды. В противоположность слепням оводы в фазе окрыленного насекомого вообще не питаются. Они лишены колющего хоботка и отнюдь не кровожадны. Самки оводов настойчиво преследуют животных потому, что откладывают яйца в их шерсть.

Самцы питаются исключительно нектаром цветков различных растений. Неоплодотворенные самки придерживаются той же диеты. Но после оплодотворения их агрессивности нет предела. В жаркие дни лета жертвами становятся люди и животные.

Некоторые исследователи, изучающие мир животных, выделяют шесть времен года: зима, ранняя весна, поздняя весна, раннее лето, позднее лето и осень. Насекомые из года в год развиваются по определенному графику, обусловленному календарем этих животных.

3. Причина ещё не освоенности территории геолого-разведательные экцпедиции, оторые нарушают естественный баланс в животном и растительном мире этой равнины, поэтому сейчас наблюдаем отголоски нарушений в природном ландшафте, вовремя поднятия Целины- то есть использование степей в посеве культурных растений( пшеницы, ржи и ит.д)

Наблюдаемые в сезон лета пыльные бури и недостаток влаги мешает интенсивно использовать плодородные почвы этой равнины, на юге Западно-Сибирской равнины.

4 причина -осушение болот- привело к гибели леса, изменению режима питания рек, а это в свою очередь к переосушению, а переосушение к частым пожарам . Пожары приводят к уничтожению огромных массивов леса, примерно 37% леса имеет равнина, а засушливое лето и незаконная вырубка, продажа приводит к снижению темпов экономики и к снижению площадей качественного леса.

Ученик: Ярким примером делового и безотходного хозяйствования можно отнести промысловых охотников- селькупов. Они живут и жили в нижнем течении р. Таз, 1601 году обосновали город Мангазею, занимались разведением оленей, охотой и собирательством. Дома были в виде чум и шалашей, а вот зимой жили в низких избушках с земляной крышей, вместо окон вставляли лед. Основной рацион пищи состоял из рыбы: вяленой, сушеной. Валяная рыба, которая варилась на жердях называлась- юкола. А вот из сушеной рыбы делали муку- называлась- порса.

Учитель- дети, в настоящее время , когда исчерпаются все ресурсы, нужно бережно относится к природе, ресурсам этой равнины, ведь её ресурсы исчерпаемы. Только мы, будущее поколение это сможет сделать. Вы сегодня много узнали, об этой равнине, которая славится своей прекрасной природой. Чтобы сохранить создаются национальные парки, внесены в Красную Книгу многие исчезающие виды животных и растений.

Выводы учеников по сохранению богатств Западно-Сибирской равнины

Закрепление:

1. Селькупы- это кто?

а)страна; б)видеофильм; в) охотники; г) вид животного

2.Мангазея-это ?

а)город русских землепроходцев, б)язык селькупов, в)обряды охотников;

3. Уренгой-

а) летучая мышь, б) фабрика игрушек, в) месторождение газа; г) название торфа;

4. р. Таз-

а) предмет для стирки; б) укрепление на берегах, в) название судно г) река в Западной Сибири

5. «Черное золото»-

а)шоколад, б)торф, в) чернила, г)нефть

Ставится оценка учителем ученикам и проговаривается за что.

Спасибо, дети за урок. Итог урока.

Домашнее задание: параграф 36 и 37 читать, рассказывать, работа с к\к.

Дополнительные сведения о Телецком озере: Телецкое озеро называют меньшим братом Байкала. С языка местного населения означает Алтын-Коль. Есть такая притча. Что когда-то на Алтае был голод, у одного бедняка был слиток золота, он хотел купить себе еды, но прошел весь Алтай и ничего не нашел, тогда он бросил свой слиток в озеро и его назвали золотое озеро, Алтын куль.(видео о Телецком озере) и замыкает рассказ учителя видео о Томсой области).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconНазвание раздела/темы
Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconУрока: обобщающий Цель: Обучение учащихся коммуникативному общению...
Речевой материал: лексика и грамматика предыдущих уроков; стихи по теме, вопросы по теме
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconТема урока: Компьютерные вирусы Форма урока
Место и роль данного урока в системе уроков по теме: Данный урок является вводным по теме компьютерной безопасности, на котором учащиеся...
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconТип урока
Составление диалогов о своих предпочтениях, обсуждение в группе прочитанного текста
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconСибирская государственная геодезическая академия
Умение анализировать социальную реальность, выявлять социальные проблемы, их причины
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» icon№ урока по теме
Конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете тэд на примере разбавленной серной кислоты и знания об овр на примере...
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составление предложений с новой лексикой, диалогов по теме «Во что я люблю играть»
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconУрок по теме Тип урока: вводный урок Тема урока: Животные родного...
Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности. Территория области 71,5...
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconУрок географии в 8 классе по теме «Кабардинская равнина. Малая Кабарда»
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные цели урока соответствуют месту урока в системе уроков по изучаемой теме и направлены на усвоение и закрепление навыка...
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» icon"Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)" учитель мхк тырыкина Е. А. Нижний Новгород
План-конспект урока по теме: "Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)"
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconУрока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании»
Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconТема: Русская (Восточно-Европейская) равнина
Цель урока: развивать знания об особенностях природы Восточно-Европейской равнины
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconКонспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Уроков-диалогов на примере урока по теме: «Западно-Сибирская равнина и проблемы её освоения» iconКонспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова»
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск