Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы»





Скачать 183.08 Kb.
НазваниеУрок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы»
Дата публикации14.09.2014
Размер183.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок по литературному чтению

В. Берестов «Хитрые грибы». Энциклопедическая статья «Грибы»

2 «г»

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 22/10/2013

учитель начальных классов Моторина Наталья Анатольевна

Цели деятельности педагога

Создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать представления об окружающем мире.


Тип урока

комбинированный.


Планируемые результаты образования


Предметные:расширить знания о грибах ;уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, различать стихотворный и прозаический текст, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.


Личностные: опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, собственных поступков и поступков других людей по отношению к природе.


Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Познавательные: умение анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства.

Регулятивные: умение различать способы и результаты учебных действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: совершенствование: речевых навыков в процессе обсуждения содержания и структуры стихотворения; умение участвовать в диалоге и строить монологические высказывания

Формы и методы обучения

групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.


Основное содержание темы, понятия и термины

Съедобные и несъедобные грибы. Стихотворный и прозаический текст. Метафора. Олицетворение. Эпитет.

Образовательные ресурсы

Печатные пособия: портрет В. Берестова, картины осени, грибов, загадки.

Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон; мультимедийный проектор; компьютер

Оборудование: слайды «Грибы», ежик с загадками, кроссворд

Ход урока

Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые

действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

-Прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

-Проверим готовность к уроку.

Слушают учителя, подготавливают рабочее место.

Воспринимать
на слух речь педагога.

Наблюдение учителя

II. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная. Практический. Чтение.

-Какое было домашнее задание?(сочинить небольшое стихотворение об осени)

- Давайте прослушаем несколько работ.

Читают свои стихи об осени и слушают одноклассников.

Выразительно читать.

Правильное чтение.

III. Речевая разминка.

Индивидуальная. Практический. Чтение.

- Вставьте пропущенные в стихотворении слова, научитесь читать его выразительно.
Желтое солнце на землю….(глядит)

Желтый подсолнух за солнцем…(следит)

Желтые груши на ветках…. (висят)

Желтые листья с деревьев …. (летят).

Читают записанное стихотворение.

Вставляют слова по смыслу. Выразительно читают.

Упражнение.

IV. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа.


- Какое время года мы продолжаем изучать?

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

-Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?

-А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является растением?

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы». И познакомимся с новым видом текста.

Отвечают на вопросы (регулятивные, коммуникативные, познавательные).


Отвечать на вопросы учителя (коммуникативные, познавательные).


Устные ответы на вопросы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

V. Изучение нового материала.

1. Выступление группы исследователей.

Фронтальная. Индивидуальный. Беседа.


-Группа исследователей подготовила сообщения о грибах. Давайте их заслушаем.

-1 -й докладчик:

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.

Шляпка
Ножка Плодовое тело
Грибница (мицелии)
2-й докладчик:

Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поляне, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез - и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.

3-й докладчик:

Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.

Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом, так они малы.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

4-й докладчик:

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

(В докладе привести примеры по каждой группе)
5-й докладчик:

Волчий табак, заячья картошка, дождевик.

На лугах среди травы часто попадаются грибы, которые на другие не очень-то похожи. У них нет шляпки и ножки. Тело этих грибов, белеющее на земле,— круглое, как теннисный мяч. Или грушевидное. Это грибы-дождевики. Мы обычно проходим мимо, иногда даже пинаем их от нечего делать. По питательным свойствам да и по вкусу молодые дождевики едва ли уступят боровикам.

Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Наступишь на гриб, и он словно взрывается - споры вылетают темным облачком.

Встречаются они в лесах и на лугах. В молодом возрасте, когда мякоть их белая и споры еще начали созревать, съедобны.

Дождевики — чемпионы среди грибов по размерам. Есть, конечно, и лилипуты, например дождевик маленький. Его шарики в поперечнике не бывают больше двух сантиметров.. Но есть и великаны. Это гигантский дождевик. Он бывает до 70 сантиметров в диаметре! Такие грибы находили даже под Москвой.

Как только в дождевике начинают образовываться споры, мякоть его становится желтоватой. Тогда есть гриб уже нельзя. Тем более нельзя есть совсем зрелый дождевик: он превращается в «табакерку».

Эти грибы в народе часто называют волчьим табаком. Интересно, что есть и такие дождевики, которые, созревая, отрываются от матери-грибницы и катятся по земле, гонимые ветром. А если ветра нет, лежат круглые и тёмные, как старая картошка. Эти грибы прозвали заячьей картошкой.

А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дождевик, а он внутри не снежно-белый, а чёрно-фиолетовый. Значит, в руках у вас не настоящий дождевик, а ложный. Он ядовит!

И ещё одно предостережение: бледная поганка, когда только-только появляется на свет, похожа на дождевик. Но, разрезав её, сразу увидишь под оболочкой будущие ножку и пластинки. В дождевике этого нет: мякоть его однородна.

Выступают с сообщениями, рассказывают и показывают картинки.

Осуществляют знакомство с понятиями темы.

Слушание сообщений.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

2. Первичное чтение статьи из энциклопедии (с.77)


3. Беседа после чтения.

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение. Беседа.


– Давайте прочитаем статью о грибах на с.77.

- Под текстом в скобках написано «из энциклопедии». Кто знает, что такое энциклопедия?

(Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы)
- Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи? (грибы –это не растения, существует около 100 тысяч видов грибов.)

- Сколько видов грибов существует?

- На какие группы можно разделить грибы?

- Каково строение гриба?

- Какие несъедобные грибы вы знаете?

- Съедобен ли дождевик?

- Сейчас я сообщу еще одну информацию, а вы подумайте, какая просто интересная, а какая важная – и ее необходимо запомнить.

- сбор грибов в народе называют «тихая охота».

- из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только 100 видов.

-грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу, иначе на этом месте грибы не вырастут.

-незнакомые грибы брать нельзя /(они могут оказаться ядовитыми)

-незнакомые грибы не надо сбивать ногами (потому что ими могут лечиться животные)


Читают. Объясняют смысл слова.
Отвечают на поставленные вопросы


Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Наблюдения учителя.


Наблюдение учителя

VI. Физкультминутка.

Коллективная. Практический.


Проведем физкультминутку.

Повторяют за человечком
все движения.

Осуществляют профилактику утомления.

Правильное выполнение движений.

VII. Работа над произведением В. Берестова «Хитрые грибы»

1.Подготовкак восприятию.

2.Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

4.Вырази-тельное повторное чтение.


Фронтальная. Словесный. Беседа.


- Ребята, а в какое время года собирают грибы?

- Кто из вас любит собирать грибы?

- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы? ( не вырезать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями, собирать рано утром, аккуратно срезать ножку гриба ножом)

- А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение вызвало у Вас и почему?

-Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

- Чем автор перепугал грибы?

- Мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

- Как называется такой прием выразительности, когда грибы как бы оживают? (олицетворение)

- Почему же автор не нашел ни одного гриба?

- C какой интонацией надо читать это стихотворение?

-Сравните два текста. Какой из них написан ученым, а какой поэтом?

- Прочитайте выразительно, передавая настроение.

-Объясните смысл поговорок.

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Не наклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.


Отвечают на вопросы педагога.

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы педагога.


Выразительно читают стихотворение.


Чтение и обсуждение смысла поговорок.

Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.

Договариваться
в совместной деятельности


Беседа по вопросам. Чтение.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

VIII. Закрепление нового материала.

Фронтальная. Словесный..

Выборочное чтение.

Игровой момент (загадки)



Чтобы с нами не случилась та же история, что и с автором, давайте поближе познакомимся с грибами. Прочитаем стихи о грибах (показ слайдов)

Лисички-сестрички.

Нас не зря зовут лисички,

Мы лукавые сестрички,

Старой жёлтою листвой

Мы укрылись с головой.

Боровичок.

Белый гриб боровичок

Притаился и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

Вот попробуй-ка найди,

Походи да погляди.

Не найдешь, не найдешь

Так ни с чем и уйдешь.

Опята.

Вот пень, вот опята

Мама, папа и ребята.

И в траве один опенок

Эй, заблудится ребенок

Рыжик.

От летнего солнца у шляпки моей

Загнулась наружу кромка полей.

От жарких лучей оранжевым стал

За это меня кто-то рыжим назвал.

Мухомор.

Шапочка атласная

Красная, красная.

Белые горошины

Поверху брошены.

А на ножке белый бант

Это что еще за франт?

Как на праздник нарядился,

На полянку выкатился.

Ты хорош да пригож,

Да в лукошко не гож.

Маслята.

Девять маленьких маслят

В ряд у сосенки стоят.

Девять желтеньких маслят

Дружно шляпками блестят.

И на шляпках у маслят

Девять солнышек горят.

Сыроежки.

Ах, какие мы заметные,

Грибники для нас гроза!

Шляпки наши разноцветные

Всем бросаются в глаза,

Как увидят нас не мешкая,

Собирают всех подряд,

Называют сыроежками,

А сырыми не едят.

Грузди.

У опушки на поляне

Вырос гриб в большой панаме.

На виду у всех стоит

И как будто говорит:

«Ничего я не боюсь,

Я – отважный, смелый груздь».

Шампиньон.

У дорожки на опушке,

Между двух больших ракит,

Чья-то белая макушка

День-деньской в траве торчит.

Но прошёл грибник с лукошком,

Да и снял макушку он –

Оказалось у дорожки

Рос красавец шампиньон.
- А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Из леса к нам пришел ежик. Он принес на своей спинке для нас грибы. Вы должны сорвать грибок со спинки ежика – прочитать загадку - отгадать гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного.
1.Начал капать дождь на ели,

Шляпы все грибы надели.

Только этот гриб спешил —

Шляпку он не захватил. (Дождевик)

2. Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

Он в лесу не новичок. (Мухомор)

3.Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

4. Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат. —

Что в земле скрываешься?

В чем ты виноват? (Груздь

5. Шляпка выгнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий.

Золотой, янтарный цвет,

И вкусней грибочков нет. (Рыжики)

6. Стоит на опушке

Большая... (волнушка),

Дождик водою ее наполняет.

После дождя озорная лягушка

В шляпку ……., как в тазик, ныряет.

7. На опушках, просеках,

В елочках и сосенках,

Словно бы после дождя,

Шляпки их всегда блестят. (Маслята)

8.Из-под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички

Рыжеватые (лисички).

9. Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках

Застигнутые кучкой. (Опята).

10. После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные

Самые заметные. (Сыроежки).

11.Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета.

На пятнистом корешке (Подберезовик).

12.Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик).
Кроме загадок ежик приготовил нам одну задачку…
1. В осенний полдень под сосной

Еж нашел сюрприз лесной:

2 лисички, 5 опят

Под сосной в лесу стоят.

Просмотр слайдов и чтение стихов.

Чтение и отгадывание загадок.

Чтение и решение задачи.


Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем.

Понимать смысл загадок и делать выводы.

Принимать и сохранять учебную задачу.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Наблюдения учителя.



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6







Ну а дальше у опушки —

Сыроежки — все подружки

По 3 в 3 ряда стоят.

На ежа они глядят.

Кто ответ нам дать готов,

Сколько еж нашел грибов?











IX. Подведение итогов

Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Понравился ли урок?

Какие открытия Вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?

-Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных?

- Как правильно нужно собирать грибы?

- Какую ошибку грибкика сделал автор в стихотворении «Хитрые грибы»?


Размышляют и отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Делать выводы, объяснять значение терминов

Устные ответы.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

X. Домашнее задание.




Нарисовать грибы и подписать название.

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Хитрые грибы»

Записывают домашнее задание







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconТема урока: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconПрограмма по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е....
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconУрок по литературному чтению на тему «Х. Г. Андерсен \"Стойкий оловянный солдатик\"»
Открытый урок по литературному чтению на тему «Х. Г. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"»
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconРабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования
Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс разработан в русле системы литературного образования младших школьников и соответствует стандартам начального образования по...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconРабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся...
«Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литературному...
Урок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по литературному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск