Урок по литературному чтению
В. Берестов «Хитрые грибы». Энциклопедическая статья «Грибы»
2 «г»
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 22/10/2013
учитель начальных классов Моторина Наталья Анатольевна Цели деятельности педагога
| Создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать представления об окружающем мире.
| Тип урока
| комбинированный.
| Планируемые результаты образования
| Предметные:расширить знания о грибах ;уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, различать стихотворный и прозаический текст, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
| Личностные: опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, собственных поступков и поступков других людей по отношению к природе.
| Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)
| Познавательные: умение анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства.
Регулятивные: умение различать способы и результаты учебных действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: совершенствование: речевых навыков в процессе обсуждения содержания и структуры стихотворения; умение участвовать в диалоге и строить монологические высказывания
| Формы и методы обучения
| групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
| Основное содержание темы, понятия и термины
| Съедобные и несъедобные грибы. Стихотворный и прозаический текст. Метафора. Олицетворение. Эпитет.
| Образовательные ресурсы
| • Печатные пособия: портрет В. Берестова, картины осени, грибов, загадки.
• Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон; мультимедийный проектор; компьютер
Оборудование: слайды «Грибы», ежик с загадками, кроссворд
| Ход урока Этап урока
| Формы, методы, методические приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Форма контроля
| осуществляемые
действия
| формируемые умения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| I. Организационный момент
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
| -Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
-Проверим готовность к уроку.
| Слушают учителя, подготавливают рабочее место.
| Воспринимать на слух речь педагога.
| Наблюдение учителя
| II. Проверка домашнего задания.
| Индивидуальная. Практический. Чтение.
| -Какое было домашнее задание?(сочинить небольшое стихотворение об осени)
- Давайте прослушаем несколько работ.
| Читают свои стихи об осени и слушают одноклассников.
| Выразительно читать.
| Правильное чтение.
| III. Речевая разминка.
| Индивидуальная. Практический. Чтение.
| - Вставьте пропущенные в стихотворении слова, научитесь читать его выразительно. Желтое солнце на землю….(глядит)
Желтый подсолнух за солнцем…(следит)
Желтые груши на ветках…. (висят)
Желтые листья с деревьев …. (летят).
| Читают записанное стихотворение.
| Вставляют слова по смыслу. Выразительно читают.
| Упражнение.
| IV. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи
| Фронтальная. Словесный. Беседа.
| - Какое время года мы продолжаем изучать?
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.
-Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?
-А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является растением?
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы». И познакомимся с новым видом текста.
| Отвечают на вопросы (регулятивные, коммуникативные, познавательные).
| Отвечать на вопросы учителя (коммуникативные, познавательные).
| Устные ответы на вопросы.
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| V. Изучение нового материала.
1. Выступление группы исследователей.
| Фронтальная. Индивидуальный. Беседа.
| -Группа исследователей подготовила сообщения о грибах. Давайте их заслушаем.
-1 -й докладчик:
Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.
Шляпка Ножка Плодовое тело Грибница (мицелии) 2-й докладчик:
Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поляне, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез - и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.
3-й докладчик:
Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.
Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом, так они малы.
Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
4-й докладчик:
Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.
Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.
Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!
Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.
Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.
(В докладе привести примеры по каждой группе) 5-й докладчик:
Волчий табак, заячья картошка, дождевик.
На лугах среди травы часто попадаются грибы, которые на другие не очень-то похожи. У них нет шляпки и ножки. Тело этих грибов, белеющее на земле,— круглое, как теннисный мяч. Или грушевидное. Это грибы-дождевики. Мы обычно проходим мимо, иногда даже пинаем их от нечего делать. По питательным свойствам да и по вкусу молодые дождевики едва ли уступят боровикам.
Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Наступишь на гриб, и он словно взрывается - споры вылетают темным облачком.
Встречаются они в лесах и на лугах. В молодом возрасте, когда мякоть их белая и споры еще начали созревать, съедобны.
Дождевики — чемпионы среди грибов по размерам. Есть, конечно, и лилипуты, например дождевик маленький. Его шарики в поперечнике не бывают больше двух сантиметров.. Но есть и великаны. Это гигантский дождевик. Он бывает до 70 сантиметров в диаметре! Такие грибы находили даже под Москвой.
Как только в дождевике начинают образовываться споры, мякоть его становится желтоватой. Тогда есть гриб уже нельзя. Тем более нельзя есть совсем зрелый дождевик: он превращается в «табакерку».
Эти грибы в народе часто называют волчьим табаком. Интересно, что есть и такие дождевики, которые, созревая, отрываются от матери-грибницы и катятся по земле, гонимые ветром. А если ветра нет, лежат круглые и тёмные, как старая картошка. Эти грибы прозвали заячьей картошкой.
А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дождевик, а он внутри не снежно-белый, а чёрно-фиолетовый. Значит, в руках у вас не настоящий дождевик, а ложный. Он ядовит!
И ещё одно предостережение: бледная поганка, когда только-только появляется на свет, похожа на дождевик. Но, разрезав её, сразу увидишь под оболочкой будущие ножку и пластинки. В дождевике этого нет: мякоть его однородна.
| Выступают с сообщениями, рассказывают и показывают картинки.
| Осуществляют знакомство с понятиями темы.
| Слушание сообщений.
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 2. Первичное чтение статьи из энциклопедии (с.77)
3. Беседа после чтения.
| Фронтальная. Словесный, практический. Чтение. Беседа.
| – Давайте прочитаем статью о грибах на с.77.
- Под текстом в скобках написано «из энциклопедии». Кто знает, что такое энциклопедия?
(Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы) - Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи? (грибы –это не растения, существует около 100 тысяч видов грибов.)
- Сколько видов грибов существует?
- На какие группы можно разделить грибы?
- Каково строение гриба?
- Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Съедобен ли дождевик?
- Сейчас я сообщу еще одну информацию, а вы подумайте, какая просто интересная, а какая важная – и ее необходимо запомнить.
- сбор грибов в народе называют «тихая охота».
- из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только 100 видов.
-грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу, иначе на этом месте грибы не вырастут.
-незнакомые грибы брать нельзя /(они могут оказаться ядовитыми)
-незнакомые грибы не надо сбивать ногами (потому что ими могут лечиться животные)
| Читают. Объясняют смысл слова. Отвечают на поставленные вопросы
| Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу
| Наблюдения учителя.
Наблюдение учителя
| VI. Физкультминутка.
| Коллективная. Практический.
| Проведем физкультминутку.
| Повторяют за человечком все движения.
| Осуществляют профилактику утомления.
| Правильное выполнение движений.
| VII. Работа над произведением В. Берестова «Хитрые грибы»
1.Подготовкак восприятию.
2.Первичное чтение.
3. Беседа после чтения.
4.Вырази-тельное повторное чтение.
| Фронтальная. Словесный. Беседа.
| - Ребята, а в какое время года собирают грибы?
- Кто из вас любит собирать грибы?
- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы? ( не вырезать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями, собирать рано утром, аккуратно срезать ножку гриба ножом)
- А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение вызвало у Вас и почему?
-Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?
- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.
- Чем автор перепугал грибы?
- Мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?
- Как называется такой прием выразительности, когда грибы как бы оживают? (олицетворение)
- Почему же автор не нашел ни одного гриба?
- C какой интонацией надо читать это стихотворение?
-Сравните два текста. Какой из них написан ученым, а какой поэтом?
- Прочитайте выразительно, передавая настроение.
-Объясните смысл поговорок.
Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Не наклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.
| Отвечают на вопросы педагога.
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы педагога.
Выразительно читают стихотворение.
Чтение и обсуждение смысла поговорок.
| Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.
Договариваться в совместной деятельности
| Беседа по вопросам. Чтение.
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| VIII. Закрепление нового материала.
| Фронтальная. Словесный..
Выборочное чтение.
Игровой момент (загадки)
| Чтобы с нами не случилась та же история, что и с автором, давайте поближе познакомимся с грибами. Прочитаем стихи о грибах (показ слайдов)
Лисички-сестрички.
Нас не зря зовут лисички,
Мы лукавые сестрички,
Старой жёлтою листвой
Мы укрылись с головой.
Боровичок.
Белый гриб боровичок
Притаился и молчок!
В темноте угрюмой
Потихоньку думал:
Вот попробуй-ка найди,
Походи да погляди.
Не найдешь, не найдешь
Так ни с чем и уйдешь.
Опята.
Вот пень, вот опята
Мама, папа и ребята.
И в траве один опенок
Эй, заблудится ребенок
Рыжик.
От летнего солнца у шляпки моей
Загнулась наружу кромка полей.
От жарких лучей оранжевым стал
За это меня кто-то рыжим назвал.
Мухомор.
Шапочка атласная
Красная, красная.
Белые горошины
Поверху брошены.
А на ножке белый бант
Это что еще за франт?
Как на праздник нарядился,
На полянку выкатился.
Ты хорош да пригож,
Да в лукошко не гож.
Маслята.
Девять маленьких маслят
В ряд у сосенки стоят.
Девять желтеньких маслят
Дружно шляпками блестят.
И на шляпках у маслят
Девять солнышек горят.
Сыроежки.
Ах, какие мы заметные,
Грибники для нас гроза!
Шляпки наши разноцветные
Всем бросаются в глаза,
Как увидят нас не мешкая,
Собирают всех подряд,
Называют сыроежками,
А сырыми не едят.
Грузди.
У опушки на поляне
Вырос гриб в большой панаме.
На виду у всех стоит
И как будто говорит:
«Ничего я не боюсь,
Я – отважный, смелый груздь».
Шампиньон.
У дорожки на опушке,
Между двух больших ракит,
Чья-то белая макушка
День-деньской в траве торчит.
Но прошёл грибник с лукошком,
Да и снял макушку он –
Оказалось у дорожки
Рос красавец шампиньон. - А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Из леса к нам пришел ежик. Он принес на своей спинке для нас грибы. Вы должны сорвать грибок со спинки ежика – прочитать загадку - отгадать гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного. 1.Начал капать дождь на ели,
Шляпы все грибы надели.
Только этот гриб спешил —
Шляпку он не захватил. (Дождевик)
2. Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок.
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
3.Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый)
4. Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат. —
Что в земле скрываешься?
В чем ты виноват? (Груздь
5. Шляпка выгнута воронкой,
Вкус приятный, запах тонкий.
Золотой, янтарный цвет,
И вкусней грибочков нет. (Рыжики)
6. Стоит на опушке
Большая... (волнушка),
Дождик водою ее наполняет.
После дождя озорная лягушка
В шляпку ……., как в тазик, ныряет.
7. На опушках, просеках,
В елочках и сосенках,
Словно бы после дождя,
Шляпки их всегда блестят. (Маслята)
8.Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички
Рыжеватые (лисички).
9. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках
Застигнутые кучкой. (Опята).
10. После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные
Самые заметные. (Сыроежки).
11.Лета первая примета
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета.
На пятнистом корешке (Подберезовик).
12.Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик). Кроме загадок ежик приготовил нам одну задачку… 1. В осенний полдень под сосной
Еж нашел сюрприз лесной:
2 лисички, 5 опят
Под сосной в лесу стоят.
| Просмотр слайдов и чтение стихов.
Чтение и отгадывание загадок.
Чтение и решение задачи.
| Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем.
Понимать смысл загадок и делать выводы.
Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
| Наблюдения учителя.
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| Ну а дальше у опушки —
Сыроежки — все подружки
По 3 в 3 ряда стоят.
На ежа они глядят.
Кто ответ нам дать готов,
Сколько еж нашел грибов?
|
|
|
| IX. Подведение итогов
Рефлексия.
| Обобщение полученных на уроке сведений
| Проводит беседу по вопросам:
– Понравился ли урок?
Какие открытия Вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?
-Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных?
- Как правильно нужно собирать грибы?
- Какую ошибку грибкика сделал автор в стихотворении «Хитрые грибы»?
| Размышляют и отвечают на вопросы.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке
| Делать выводы, объяснять значение терминов
| Устные ответы.
Оценивание учащихся за работу на уроке.
| X. Домашнее задание.
|
| Нарисовать грибы и подписать название.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Хитрые грибы»
| Записывают домашнее задание
|
|
| |