«Правильные многоугольники в природе»





Скачать 81.07 Kb.
Название«Правильные многоугольники в природе»
Дата публикации17.09.2014
Размер81.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Талицкий Чамлык


Открытый урок по геометрии

(9 класс)

«Правильные многоугольники в природе»


Учитель математики

Овчарова Л.А.

2008 год

Цели урока:

  1. Повторить формулы зависимости между стороной правильного многоугольника и его площадью и перимет­ром; использовать их для решения задач.

  2. Развивать познавательный интерес учащихся, учить видеть связь между математикой и окружающей жизнью.

3. Воспитывать любовь и интерес к живой природе, бережное отношение к природе, учить трудолюбию, акку­ратности, внимательности ко всему окружающему.

Тип урока: обобщающий урок по теме «Правильные многоугольники».

Оборудование: шаблоны правильных многоугольников: треугольников, квадратов, шестиугольников, пятиугольни­ков, восьмиугольников, двенадцатиугольников - каждого типа по 6 штук (все многоугольники с одинаковой длиной стороны); пчелиные соты, воск, прополис; плакаты.
Ход урока

1. Сообщение учителя

Правильные многоугольники встречаются в природе. Один из примеров

- пчелиные соты, которые представля­ют собой прямоугольник, покрытый (т.е. составленный без просветов и перекрытий) правильными 'шестиугольника­ми (рис. 1). На этих шестиугольниках пчелы наращивают из воска ячейки, представляющие собой прямые шести­угольные призмы. В них пчелы и откладывают мед, а за­тем снова покрывают сплошным прямоугольником из вос­ка.

Чарльз Дарвин отмечает: «Далее этой ступени совершенства в архитектуре естественный отбор не мог вести, потому что соты пчел абсолютно совершенны с точки зрения экономии труда и воска».

Геометрия пчелиных сот, жизнь и деятельность пчел всегда привлекала внимание человека. «Странные общественные привычки и геометрические дарования пчел, - пишет известный математик Герман Вейль, - не могли не привлечь внимания и не вызвать восхищения людей, наблюдавших их жизнь и использовавших плоды их деятельности».

2. Решение задач

Задача 1. Пчелиные соты представляют собой прямо­угольник, покрытый правильными шестиугольниками (рис. 1).Найти, какими еще правильными многоугольни­ками можно покрыть плоскость.



а) вид сбоку б) вид сверху



Рис. 1

Рис. 2


Решение. Способ I (метод уравнений). Предположим, что плоскость покрыта правильными n-угольниками, при­чем каждая вершина является общей для х таких много­угольников, α - внутренний угол правильного многоугольника, равный α = (рис. 2,а), тогда

Из этого равенства находим:



Учитывая, что х – целое, получаем n = 3, 4, 6.

Итак, плоскость можно покрыть правильными тре­угольниками, квадратами и правильными шестиугольни­ками.

Способ II (метод перебора).

п = 3. Три угла, плотно составленные, составляют 180°, шесть углов - 360°. Плоскость покрыта без просве­тов (рис. 3,а).

п = 4. Четыре угла вместе дают 360°, т. е. 90°4 = 360°, плоскость покрыта без просветов (рис. 3,6).

п = 5. Внутренний угол правильного пятиугольни­ка равен 108°, 108°*3 = 324°, остается просвет в 36° (рис. 3, в). Плоскость без просветов не покрывается.

п = 6 Внутренний угол правильного шестиугольни­ка равен 120"', три
шестиугольника, составленные вместе, образуют 120° *3 = 360°. Плоскость
покрывается без про­светов (рис. 3,г).
Рис. 3

Метод перебора можно продолжать и дальше; итогом решения будет вывод, что плоскость без просветов можно покрыть лишь правильными треугольниками, квадрата­ми и правильными шестиугольниками (если многоуголь­ники одного вида).

Задача 2. Почему пчелы выбрали именно шестиуголь­ник? Для ответа на этот вопрос нужно сравнить перимет­ры разных многоугольников, имеющих одинаковую пло­щадь. Пусть даны правильный треугольник, квадрат и правильный шестиугольник. У какого из этих многоуголь­ников наименьший периметр?
Решение.

Способ I. Пусть площадь правильного n – угольника равна

, an – сторона n – угольника, Отсюда

Так как все площади равны, обозначим их S. Тогда

Для удобства возведем Pn в степень. Имеем Pn = n*a, где Pn - периметр n – угольника, т.е. P3 – 3а3, Аналогично получим Например, S = 16 см2 при а3 = 6 см, а4 = 4 см, а6 = 2,5 см. Сравнив степени периметров, приходим к выводу, что наименьший при одинаковой площади у шестиугольника!

Способ II.

Пусть имеем ABCDEF – правильный шестиугольник, - квадрат, - правильный треугольник (рис.4). Обозначим Sn – площадь, Pn – периметр n – угольника, АВ = а. Тогда











Рис. 4
Все площади равны, а значит мы имеем: . Отсюда

Пусть Выразим b через а, тогда

Но

Итак, параметры многоугольников, имеющих одну и туже площадь, относятся как

P6: P4: P3 = 6: 6,4: 7,2 или 3: 3,2: 3,6.

Вывод: при условии одинаковой площади многоугольников наименьший периметр имеет правильный шестиугольник.

3. Практическая работа. Можно ли без покрыть плоскость многоугольниками, если этими многоугольниками являются правильный ше­стиугольник и квадрат, имеющие одинаковые стороны?

Учащиеся выполняют работу, используя готовые шаб­лоны: покрывают плоскость многоугольниками, получа­ют при этом просвет в 60°.

Вопрос. Где человек может использовать умение по­крывать плоскость правильными многоугольниками?

Ответ. При составлении различных орнаментов, пар­кета и т. д. можно использовать покрытие плоскости пра­вильными многоугольниками.

4. Сообщение учителя. На примере пчел мы убеждаемся, насколько гармонич­но устроен наш мир, как умна природа. Задача человека - беречь этот мир и разумно пользоваться его дарами. Жизнь и деятельность пчел вызывает восхищение людей, пчелами интересуются не только естествоиспытатели. Вы­дающийся мыслитель и критик XIX века Д.И. Писарев на­писал в 1862 году статью «Пчелы», в которой он сравни­вает пчелиный улей с государством, проводит аналогию с человеческим обществом. Итак, по Писареву, в улье есть царица - матка, трутни и рабочие пчелы. Вот рабочие-то пчелы и строят соты, носят мед, заполняют ячейки медом и закупоривают их. Они кормят весь улей, да и людей -тоже, если человек умело с ними обращается.

Любопытно, что у пчел пять глаз, чего лишен человек. Два глаза (больших) расположены по бокам головы и иг­рают роль микроскопов, а другие три крошечных глаза расположены в верхней части головы, ими пчелы пользу­ются при полете. Благодаря этим глазкам пчела видит очень далеко.

Перелетая от цветка к цветку, эти насекомые опыля­ют растения, одновременно собирая цветочный нектар и перенося его в соты. Масса одной пчелиной ноши нектара около 6 мг. Чтобы накопить в улье 50 г меда, пчела долж­на сделать примерно 8333 вылета. А для получения 100 г меда пчела должна облететь почти миллион цветков, зато при хорошей «летной» погоде за лето можно получить до 25 кг меда.

5. Сообщения учащихся

Учащийся А. Натуральный пчелиный мед - ценней­ший продукт, он содержит необходимые для жизни чело­века вещества: сахара, главным образом глюкозу, фермен­ты, белки, соли кальция, калия, натрия, магния, железа,

хлора, фосфора, серы, йода, органические кислоты (яб­лочную, лимонную, молочную и др.), эфирное масло, ви­тамины С, В2, В6, Н, К и каротин, пантотеновую и фолиевую кислоты, гормоны, антибиотики - всего более 60 раз­личных веществ, а в некоторых сортах меда содержится даже радий. Обилие ценных веществ и витаминов делает мед незаменимым продуктом питания, он широко исполь­зуется человеком в народной медицине, в косметике. Его сахара хорошо усваиваются человеческим организмом и не приводят к атеросклерозу; мед отличается высокой проницаемостью через кожу, питает кожу, укрепляет ее, стимулирует процессы обмена в клетках, сохраняет цвет лица, предохраняет его от морщин. Как лекарственное средство благотворно влияет на желудочную деятельность и сердечную мышцу.

Учащийся Б. Пчелиное маточное молочко - вещество, которым пчелы вскармливают личинку будущей матки. Это желеобразная масса молочного цвета с перламутро­вым оттенком. Химический состав очень сложен. В нем содержатся белки, сахара, жиры, микроэлементы, мине­ральные соли, витамины ,В1; В2, В6, В12, Е, РР, фолиевая кислота, гормоны, пантотеновая кислота и биотин. Уста­новлено, что маточное молоко содержит все незаменимые аминокислоты, оказывает на кожу благоприятное дей­ствие, восстанавливает ее эластичность, улучшает обмен веществ, обладает бактерицидным действием. Пантотено­вая кислота рекомендуется при выпадении волос, для ле­чения ожогов, ран, язв. Маточное молочко влияет на кожу как «омолаживающее» средство.

Учащийся В. Пчелы строят соты из воска. Воск вы­деляется особыми железами рабочей пчелы. Воск выде­ляют только молодые пчелы от 10 - 12 дней до 18-20 дней. Чистый воск легче воды, плавится при темпера­туре 60-65°. За сезон пчелиная семья может дать 0,8 - 1,2 кг воска. Из воска готовят свечи, краски. Применя­ется в косметике.

Учащийся Г. Кроме меда, воска, маточного молочка пчелы дают еще прополис. Прополис - смолистое веще­ство, темно-зеленого цвета, горький на вкус, с прият­ным запахом березы. Источником прополиса являются смолистые вещества, собираемые пчелами с растений. В нем 55% смол, 10% эфирных масел, 30% воска и 5% пыльцы. Хорошо растворяется в спирте и плохо в воде. Температура плавления — 80°. Широко используется в медицине.

6. Итог урока

Учитель. Итак, не восхищаться пчелами нельзя. Не­даром у нас развито пчеловодство, в том числе и люби­тельское. Но чтобы управлять этими маленькими труже­никами, человек должен любить свое дело, обучаться ему,

должен быть аккуратным, терпеливым и трудолюбивым. И тогда природа ответит благодарностью.

7. Задания для домашней работы

1. Можно ли без просветов и перекрытий покрыть плос­кость правильными многоугольниками, если этими мно­гоугольниками являются:

а) шестиугольник, квадрат и треугольник;

б) восьмиугольник и квадрат;

в) двенадцатиугольник и треугольник? Почему?

2. Соберите рецепты народной медицины, в которых использованы продукты, даваемые пчелами.
Список литературы

  1. Погорелое А.В. Геометрия. Учебник для общеобразовательных учреждений, 7 – 11кл.. − М.: Просвещение, 2000.

  2. Галиновская Г. Косметика и фло­ра. - Кемеровское книжное издательство, 1980.

  3. Справочник по народной медицине/под ред. А.Н. Борисо­ва. - Чебоксары, 1992.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Правильные многоугольники в природе» iconПравильные и полуправильные многогранники
Правильным многогранником называется выпуклый многогранник, грани которого – равные правильные многоугольники, а двугранные углы...
«Правильные многоугольники в природе» icon«Правильные многоугольники»
Такие требования ставит перед системой общего образования новый федеральный государственный образовательный стандарт. [12]
«Правильные многоугольники в природе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы с вами закончили изучение главы «Длина окружности и площадь круга». Как вы думаете, почему в этой же главе мы изучаем правильные...
«Правильные многоугольники в природе» iconВыбери правильные утверждения. Биология – наука о живой природе....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Правильные многоугольники в природе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника (четырехугольника)
«Правильные многоугольники в природе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: сформировать у учащихся понимание того, что правильные выпуклые многоугольники равны, что периметры правильных n-угольников...
«Правильные многоугольники в природе» iconКраткое содержание проекта Тема «Правильные многогранники»
На уроках необходимо не только дать понятие правильного многогранника, но и подчеркнуть его разносторонность, несмотря на малое количество...
«Правильные многоугольники в природе» iconУрока математики в 5 классе. Тема урока «Углы и многоугольники»
Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема урока «Углы и многоугольники»
«Правильные многоугольники в природе» iconРоль насекомых в природе
Цели: рассмотреть значение насекомых в природе; учить находить взаимосвязи в природе; познакомить с некоторыми видами насекомых;...
«Правильные многоугольники в природе» iconВведение многоугольники
Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании»
«Правильные многоугольники в природе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Закрепить знания о неживой природе (вода). Свойство и состояние воды. Вода в природе и жизни человека; знакомство с элементами...
«Правильные многоугольники в природе» iconУрок- турнир «Счастливый случай». Тема: «Многоугольники»
Выработать у учащихся умение слушать своего товарища и дополнить ответ, добиться умения правильно, последовательно, обоснованно излагать...
«Правильные многоугольники в природе» iconУрок литературы в 7 классе на тему : «Стихотворения о родной природе»
Цели урока: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе; отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений;...
«Правильные многоугольники в природе» iconУрок Тема урока. Биология наука о живой природе. Ботаника наука о растениях
Цель урока. Раскрыть сущность ботаники, познакомить учащихся с разнообразием растительного мира; показать распространённость растений...
«Правильные многоугольники в природе» iconУрок изучения нового Технологическая карта изучения темы «Превращения...
Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе,...
«Правильные многоугольники в природе» iconКонспект урока (изо) Тема: «Кто в тереме живёт?» с применением икт (интерактивной доски) 5 класс
Цель урока: выполнить чертёж фасада архитектурного сооружения, используя различные по форме и размерам многоугольники


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск