Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке





Скачать 101.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке
Дата публикации18.09.2014
Размер101.2 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке.

Программа предназначена для учащихся 5-6 класса. Рабочая программа по самообслуживанию разработана на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984г, регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательных учреждений VIII вида в Нижегородской области.

Целевое назначение программы

Цель программы :целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности.
Задачи:

1. дать учащимся необходимые знания, сформировать практические умения и навыки самостоятельности в быту;

2. выработать умение слушать учителя и выполнять его требования;

3. воспитывать самостоятельность, положительное отношение к труду;

4. способствовать общему развитию данной категории детей.

5. способствовать абилитации, коррекции и адаптации учащихся в современное общество.

Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.

Программа составлена с учетом психофизических возможностей ребенка, его познавательной активности, уровня знаний, умений
Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу в этом плане следует проводить с родителями учащихся.
Основной формой организации учебного процесса по предмету

«Самообслуживание» является – урок, урок-практическая работа.

Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, важнейший фактор в формировании трудолюбия. Учителю необходимо способствовать развитию инициативы учащихся. В связи с этим решающее значение имеют игровые приемы, они позволяют учителю скрыть свою педагогическую позицию, активно воздействовать на учащихся. Положительная оценка учителя даже небольших успехов учащегося вызывает у ребенка удовлетворение, рождает уверенность в своих силах.

Эффективным приемом является привлечение положительного примера. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету.

Очень действенными приемами является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо. Сюжет учитель придумывает сам.

Навыки самообслуживания у детей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание), в дидактических играх.

Учителю необходимо побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброму отношению друг к другу.

Формированию у данной категории учащихся потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у детей интереса к трудовой деятельности взрослых.

В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда. Так у детей складываются представления о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. Формированию таких понятий служит и такой прием, как создание ситуаций, побуждающих детей к деятельности.


Основные технологии обучения:

  • личностно-ориентированные,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые.


Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Предполагаемые результаты обучения (для учителя):

наличие у детей следующих умений:
- знать названия одежды и обуви;
- уметь менять одежду и обувь по сезонам;

- знать виды мебели;

- знать основные продукты питания.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, на 34 часа в год

Тематическое планирование по самообслуживанию

в 5-6 классе.




Разделы предмета

Коррекционная работа

1.


Одежда. Уход за одеждой.


Развивать у учащихся мышление, память, внимание, восприятие, мелкую моторику при проведении игр: «Одень куклу», «Четвертый лишний», «Заполни таблицу», «Чего не хватает?», «Найди ошибку».

«Что не подходит?», «Что изменилось?», «Одень куклу».

2.

Обувь. Уход за обувью.


Развивать у учащихся мышление, память, внимание, восприятие, мелкую моторику при проведении игр: «Найди ошибку», «Подбери пару», «Что из чего», «Раздели на группы», «Заполни таблицу». «Правый и левый»,

«Времена года», «Четвертый лишний», «Что обуешь, если на улице…», «Закончи предложение».

3.

Бельё.

Развивать у учащихся мышление, память, тактильное восприятие, внимание, мелкую моторику при проведении игр: «Назови предмет», «Где изнанка, где лицо?», «К чему подходит этот предмет?», «Подбери название».

4.

Жилище. Уход за жилищем.

Развивать у учащихся мышление, память, внимание, восприятие, мелкую моторику при проведении игр: «Назови правильно», «Четвертый лишний», «Расставь по порядку».

«Назови ошибку», «Найди отличия», «Закончи предложение».

5.

Мебель

Развивать у учащихся мыслительные процессы( классификации, сопоставления), память, внимание, восприятие, мелкую моторику при проведении игр: «Чего не стало», «Найди место», «Раздели на группы», «Четвертый лишний».

6

Приготовление пищи.

Развивать у учащихся мышление, память, внимание, восприятие, мелкую моторику при проведении игр: «Чего не стало?», «Закончи предложение», «Найди отличия

7

Правильное питание.


Развивать у учащихся слуховое восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику при проведении игр: «Угадай по описанию», «Повтори движение», «Что полезно, что вредно?»

8

Основные продукты питания: хлеб, крупяные, мучные изделия.

Развивать у учащихся вкусовые ощущения, память, внимание, восприятие, мелкую моторику при проведении игр: «Назови продукт», «Какой на вкус?», «Рассортируй крупы», «Четвертый лишний».



Календарно-тематическое планирование уроков по самообслуживанию в 5-6 классе




Тема урока

Кол-во часов

Дата


Словарная работа

1 четверть 9 часов.

1.

Одежда: уличная, школьная, домашняя.


1




Активизировать в речи учащихся слова:

«одежда», «уличная одежда», «школьная одежда», «домашняя одежда»,

2

Уход за одеждой

1




Активизировать в речи учащихся слова «стирка», «глажение», «штопка».

3.

Смена одежды по сезонам.

1




Активизировать в речи учащихся слова:

«сезоны: осень, весна, лето, зима», «демисезонная одежда».

3.

Обувь: уличная, школьная, домашняя.

1




Активизировать в речи учащихся слова:

«обувь», «уличная обувь», «школьная обувь», «домашняя обувь

4

Уход за обувью

1




Активизировать в речи учащихся слова «крем», «щетка», «бархотка», «губка».

5.

Смена обуви по сезонам.

1




Активизировать в речи учащихся слова:

«сезоны: осень, весна, лето, зима», «демисезонная обувь».

6

Белье.

1




Активизировать в речи учащихся слова:

«белье», «наволочка», «простыня», «пододеяльник».

7.

Сроки смены белья.

1




Активизировать в речи учащихся слова:

«белье», «наволочка», «простыня», «пододеяльник».

8

Виды жилых помещений

1




Активизировать в речи учащихся слова: «жилище»,

«общежитие», «квартира», «индивидуальный дом».

9

Уход за жилищем.

1




Активизировать в речи учащихся слова»моющие средства»

2 четверть 7 часов

1

Правила поведения в квартире.

1




Активизировать в речи учащихся слова:

«соседи», «квартира», «поведение».

2,3

Мебель обыкновенная, мягкая, полированная.

2




Активизировать в речи учащихся слова:

«мебель», «мягкая мебель», «полированная мебель», «обыкновенная мебель».

4.5,6

Приготовление пищи.

3




Активизировать в речи учащихся слова:

«мытье рук», «мытье посуды», «свежие продукты», «мытье продуктов».

7.


Урок-практикум. Готовим сами.

1




Конструирование словосочетаний и предложений по теме урока

3 четверть 10 часов


1,2.

Правильное питание

2




Активизировать в речи учащихся слова:

«здоровье», «польза», «вред», «питание».

3

Нормы и режим питания.


1




Активизировать в речи учащихся слова:

«режим питания», «завтрак», «обед», «ужин», «полдник».

4,5,6,7,8,9

Основные продукты питания.

6




Активизировать в речи учащихся слова:

«хлеб», «крупа», «мучные изделия» «молоко и молочные продукты»,

«овощи», «фрукты», «сахар», «мясо», «рыба».


10

Урок-практикум. Накрываем на завтрак в школьной столовой.

1




Конструирование словосочетаний и предложений по теме урока

4 четверть 8 часов

1.

Повторение. Уход за одеждой.

1




Активизировать в речи учащихся слова:

«одежда», «осень», «зима», «лето».

2

Смена одежды по сезонам.


1




Активизировать в речи учащихся слово «сезон

3

Повторение. Уход за обувью..


1




Активизировать в речи учащихся слова:

«обувь», «осень», «зима», «лето»,

4

Смена обуви по сезонам

1




Активизировать в речи учащихся слово «сезон».

5

Уход за жилищем.

1




Активизировать в речи учащихся слова:

«жилище», «дом», «квартира», «удаление пыли», «подметание пола», «мытье пола», «соседи».

6

Урок-практикум.

Приводим в порядок свою одежду и обувь

1




Конструирование словосочетаний и предложений по теме урока

7

Урок-практикум.

Приводим в порядок классную комнату

1




Конструирование словосочетаний и предложений по теме урока

8.

Обобщающее повторение за год

1








Список литературы.


  1. М.А.Тарасов. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. М., Сфера, 2005г.

  2. Л.М.Шипицына. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта. С-Пб., Просвещение, 2006г.

  3. К.П.Нефедова. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? М., Гном и Д., 2008г.

  4. Т.М.Карпенко. Сборник загадок. М., Просвещение, 1988г.

  5. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта. Программно-методический материал./ Под ред. Бгажноковой И.М. М.: Владос, 2007г.

  6. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., Вако, 2004г.

  7. А.В.Ястребова, О.И.Лазаренко. Досуг и занятия в группе продленного дня, Начальная школа. Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.

  8. В.Касаткина. Родная природа. Н.Н., Деком, 1998г.

  9. Н.В.Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи. Я., Академия, 2001г.

  10. З.Е.Агранович. Сборник упражнений по развитию речи для воспитателей и родителей для детей с ОНР. С-Пб., 2008г.

  11. Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова,А.Г.Петрикова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., Владос, 2003г.

  12. Н.Л.Шестернина. Тематический словарь в картинках «Гигиена и здоровье». М: «Школьная Пресса», 2010г.

  13. С.А.Васильева, В.И.Мирясова. Тематически словарь в картинках «Посуда. Продукты питания». М: «Школьная Пресса», 2009г.

  14. С.А.Васильева, В.И.Мирясова. Тематически словарь в картинках «Город, улица, дом. Квартира, мебель». М: «Школьная Пресса», 2010г.

  15. К.П.Нефедова. Дом. Какой он? М., Гном и Д., 2008г.

  16. С.Вохринцева. Окружающий мир. Бытовая техника. Дидактический материал. г. Екатеринбург, «Страна фантазий», 2009г.

  17. Игра «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей». г.Киров, 2010г.

  18. Аудиоэнциклопедия «Если хочешь быть здоров».

  19. М.Безруких, Т.Филиппова . Рабочая тетрадь для школьников. Разговор о правильном питании. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011г.

  20. М.А.Панфилова . Игротерапия общения. М., Гном и Д., 2008г.

  21. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение., 2009г.

  22. Технология. Обслуживающий труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 5 класс. Под ред. В.Д.Симоненко. М., «Вентана-Граф», 2009г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка к учебным планам гксоу «Специальной (коррекционной)...
Пояснительная записка к учебным планам гксоу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка. Место дисциплины в профессиональной подготовке...
Дисциплина “Организация предпринимательской деятельности” изучается будущими экономистами–менеджерами по специальности 080502 “Экономика...
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconТематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной...
Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка Образовательная область, предмет класс
Тип программы, полное название (примерная предметная рекомендованная мо рф, модифицированная, авторская, с указанием автора или составителя,...
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПрограмма коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке...
Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к учебному плану специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №9
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconЛитература для ученика Пояснительная записка Важность привития молодёжи...
В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утверждённый Министерством...
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка. Статус документа
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т е является инвариантным...
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология»
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 105 часа
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconМетодические рекомендации сд. Ф. 8 Содержание и методика социально-...
«социальная работа». Учебная дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» относится к числу общепрофессиональных...
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка Данная образовательная программа имеет
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности....
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка Программа по русскому языку для 5 класса специальной...
Программа по русскому языку для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната составлена на основе следующих...
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины
Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка Программа внеурочной деятельности «По заповедным...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
Пояснительная записка Образовательная область «Самообслуживание» относится к коррекционной подготовке iconПояснительная записка Естествознание как учебный предмет в коррекционной...
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск