Скачать 83.74 Kb.
|
168 169 Хитцова Н.Г. Развитие медиаграмотности школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.168-173. Н.Г. Хитцова (Иркутск) РАЗВИТИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ На современном этапе развития общества стремительно возрастает роль новых медиа средств в жизни человека. К сожалению, спонтанное приобщение учащихся к новым медиа средствам приводит к тому, что самообразование в этой области становится нормой для современных школьников (в том числе младшего возраста). Такое самообразование не предполагает становления активной творческой позиции школьников. В этих условиях ключевое значение приобретает проблема развития медиаграмотности школьников, которая в нашем понимании представляет собой комплекс базовых знаний и умений, приобретённых в процессе медиаобразования [1] и обеспечивающих стартовые возможности личности к дальнейшему развитию в области медиакультуры. К числу таких знаний и умений относятся: культура общения с виртуальной медиа реальностью, творческие и коммуникативные способности, критическое мышление, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, самовыражение при помощи медиатехники. Цель нашего исследования заключается в разработке педагогических основ развития медиаграмотности младших школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые представлены следующими электронными изданиями музыкально-образовательной направленности:
в «П.И. Чайковский» из серии «Музыка и живопись для детей» (на 1 CD) Разработчик: компания «Алиса».
Перечисленные электронные издания обладают необходимым потенциалом для решения проблемы достижения медиаграмотности, в том числе младших школьников. В рамках исследования нами разработана авторская образовательная программа «Музыкальная компьютика» для учащихся младшего школьного возраста. Термин - КОМПЬЮТИКА (от «компьютер» и «педагогика») заимствован из [2], где он был предложен для описания направления в педагогике, широко использующего возможности компьютерной техники и новые технологии. Отличительной особенностью образовательной программы «Музыкальная компьютика» является её интегрированный характер. Основанием для интеграции являются место и роль современной компьютерной техники как средства музыкально-творческой познавательной деятельности человека. Ключевыми задачами образовательной программы являются: 170
Большое место в образовательной программе занимают игровые методы и опыт детского творчества. Учащиеся поставлены в условия, когда прямо на уроке необходимо добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Уроки по программе проводятся в компьютерном классе, где обеспечивается индивидуальная работа каждого школьника на отдельном компьютере. Используемые электронные издания позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию на уроках музыки; обогащают методические возможности урока, придают ему современный уровень; слу-1 жат средством активизации познавательной деятельности учащихся; средством реализации творческого потенциала школьников; способствуют воспитанию ] интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей; активизируют стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета; j развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное. Суть медиаобразовательной работы по программе заключается в выполнении школьниками цикла учебных творческих заданий коррелирующих с предметной областью «Музыка». Подобная деятельность предполагает активную работу учащихся, развитие рационально-логической и эмоционально-ценностной сферы мышления младших школьников. Данный цикл учебных творческих заданий ориентирован на решение следующих медиаобразовательных задач:
Цикл учебных творческих заданий включает:
171 образовательных задач, например: развития музыкального слуха, изучения теории музыки, получения сведений из музыкальной литературы, изучения музыкальных инструментов, изучения буквенного обозначение звуков и аккордов, контроля знаний по теории музыки, музыкальной литературе и т.д. (см. табл.1.). Таблица 1. Возможности электронных изданий для решения музыкально-образовательных задач
ны 172 Викторины «Энциклопедия класси-ческой музыки» • Ранжирование электронных изданий по их потенциальной значимости музыкально-образовательной деятельности. • Ознакомление с информацией заложенной в каком-либо электронном издании музыкально-образовательной направленности с целью обнаружения возможных неточностей и опечаток. • Ознакомление и анализ различных электронных изданий представляющих одну тематику, но выполненными в различных жанрах (например, учебно- развивающая программа «Жизнь и творчество П.И. Чайковского», интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик», статья о творчестве ПИ Чайковского из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия») • Составление краткого описания (написание мини сочинение по плану) на тему об одном из лучших электронных изданий музыкально-образовательной направленности (пройденных на занятиях). • Подбор информации по изучаемой теме с помощью электронных изданий музыкально-образовательной направленности. Изложение полученной информации, с изменением её таким образом, чтобы она стала доступной младшим; товарищам.
Представленные выше творческие задания, коррелирующие с предметной областью «Музыка» прошли успешную практическую апробацию в учебных заведениях города Иркутска (ГОУ ДОД Областной детской школе искусств и МОУ СОШ №57). Предложенная образовательная программа, разработанная в рамках педаго- гического исследования, представляется нам одним из путей развития медиа- грамотности младших школьников. 173 Библиографический список
|
План проведения районного семинара учителей истории и обществознания... Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,... | О проведении районного конкурса цифровых образовательных ресурсов Провести районный заочный конкурс цифровых образовательных ресурсов «Современный урок географии» для педагогов оу в сроки с 01. 02.... | ||
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных цор в различных форматах | Примерный перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной... Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования | ||
«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.» Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной... | «Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся при использовании интерактивных форм обучения на уроках музыки и во... | Об использовании современных образовательных технологий, информационно-образовательных... Московский институт открытого образования по проведению диагностических и тренировочных работ (СтатГрад) | ||
Российской Федерации Комитет администрации по народному образованию г. Новоалтайска моу сош №9 Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов на уроках математики | Т ехнология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении... Технология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении элементов комбинаторики | ||
Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | ||
Использование цор на уроках английского языка Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных... | Использование цифровых образовательных ресурсов и виртуальных лабораторий на уроках геометрии Цель урока: повторить и обобщить знания, получение в первой четверти; формировать познавательный интерес к новому предмету, навыки... | ||
Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перечень цифровых образовательных ресурсов (цор), используемых при изучении дисциплины |