Скачать 126.64 Kb.
|
Автор: Терешкина Элина Юрьевна Должность: учитель начальных классов Категория: высшая «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло» Класс: 4 Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле. Задачи:
с общечеловеческими ценностями;
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия. Ход урока
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною, солнце достать И подарить его людям.
1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле? А) эстетика Б) этика В) философия Г) история 2. Что означает слово «мораль»? А) привычки Б) обычаи В) правила поведения Г) все верно 3. Что означает понятие «культура»? А) правила поведения Б) хороший тон В) возделывание земли Г) манеры 4. Культуру иногда называют: А) первой природой Б) второй природой В) третьей природой Г) четвертой природой 5. В русский язык слово «культура» вошло в середине 18 века.
- Прочитайте эпиграфы. Эпиграфы: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.) «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». (Древнекитайское изречение.) - На какие вопросы мы должны найти ответы?
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. -Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
Как вы понимаете понятие «Добро»? Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят. Работая в группах вам необходимо найти определения добра и зла. VI. Работа в группах.
Растолковать понятие «Добро», «зло» С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». 2. Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый) Работа с учебником. Стр.12 -13. Что такое добро? . Что такое зло? - Часто наблюдая за вами, я увидела интересную картину, когда, приходя в класс, ученик просит списать какую – то невыполненную дома работу: «Дай списать. Я забыл его сделать». - И друг… даёт списать. - Как поступит настоящий друг? (ответы детей) - Прочтите об этом в учебнике на стр.13 Работа в группах. Составим «золотые правила» для нашего класса. Игра «Найди пару» ( на партах лежат таблички «начала» и «конца» правил)
Проверка на доске. - Всегда ли вы следуете этим правилам? .- Какая бывает доброта? -Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Почему же добро всегда побеждает над злом? Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. (Сказка «Лиса и журавль»)
Гнулись сосны до земли Злые люди в лес дремучий Сиротинку отвели. Замолчать заставили Замерзать оставили. (Сказка «Морозко»)
Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю Он невод забросил. Кого-то поймает и Что-то попросит. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала. (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне») Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.
Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека. Работа в группах: перед вами карточки с «качествами» человека,
Какая задача стоит перед вами? (распределить их на две группы) Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм. (Проверка на доске) Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом. Работа в группах Сделать завершенными пословицы и объяснить смысл.
-Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека. Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку. Поэт Борис Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья» С виду мы не очень схожи: Петька толстый, Я худой. Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! Дело в том, что он и я Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе … Отстаём! Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был. Помнишь, Петя? Что – то, Вова, Позабыл. И я забыл! Ну не важно! Дрались честно, Как положено друзьям! Я как стукну! Я как тресну! А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Словом, скромничать не буду- Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеётся: - Вы, действительно друзья, Вас водой разлить нельзя. -Правильно ли вели себя ребята? -К чему могла бы привести такая ссора? -Можно ли назвать их друзьями? Добрыми людьми? -Как бы вы поступили на месте мальчиков? -Правильно, ребята, если бы люди старались делать добро друг другу, то не было бы печали, горя, а слёзы бы лились только от радости и счастья. Анкетирование - Может ли кто-то из вас сказать по-совести: «Я добрый человек»? -давайте проведём анкету «Я добрый человек».
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ -За ответ «ДА» -1 балл в вопросах: 1,3, 4, 7, 10 «НЕТ»- 1 балл вопросах:2, 5, 6, 8, 9, 11
Одно предостережение - никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 1) Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим. ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
-Ребята, взгляните на дерево, оно не должно оставаться таким. -Перед вами яблоки: красные и зеленые. -Если наш урок заставил вас задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы – ваше яблоко зеленое, -А если после урока ваше настроение хорошее, может быть вы узнали что-то новое, наше общение заставило вас задуматься о чем-то - ваше яблоко красное. - У кого есть желание рассказать о своем яблоке? VII. Обобщение и рефлексия. Доброта как солнце, теплый ветер, На неё ты не предъявишь счет. Доброта нам достается даром, Ценится дороже всех щедрот. Доброта в глазах лучистым светом Отражает путь своей души. В добром деле и решенье смелом Все её поступки хороши. Будем жить в согласии и вере, Говорить лишь правду и не лгать! Будем доброту повсюду сеять, Чтобы зло потом не пожинать!
а) Подбери пословицы и поговорки о добре и зле. б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях. Список используемой литературы:
|
Урок №5 «Добро и зло» Тема «Добро и зло». Понятны ли вам слова «добро», «зло» (Ответы детей, опирающиеся на жизненный опыт). Прочитайте вопросы из рубрики «Вы узнаете». Можете... | Классный час на тему «Добро и зло» (4 класс) Тема: «Добро и зло» Гареева Римма Кутдусовна, учительница начальных классов мобу сош села Суккулово Ермекеевского района рб | ||
Подготовила: библиотекарь моу сош №26 Целью программы является сохранение духовно-нравственного здоровья школьников. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:... | Литература в 5 классе Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в... Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» | ||
Урок 18. Добро и зло Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Урок №9 Знакомство учащихся с определениями понятий «добро» и «зло», представление о грехе, раскаянии и воздаянии в религиозных культурах... | ||
Урок по теме «Добро и зло» Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности | Методическая разработка урока по теме «Добро и зло» Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности | ||
Тестовые задания по теме «Основные этические категории. Добро и зло» Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать представление о том, как связано между собой добродетель и добро, порок и зло | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока в 4-м классе «Добро и зло в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»» | Урока: к концу урока учащиеся смогут Узнают: термины и понятия темы – нравственные ценности и категории, добро и зло, стыд и совесть, долг и ответственность, милосердие,... | ||
Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном... Истина не пришла в мир обнажённой, но она пришла в символах и образах. Он не получит её по-другому | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите тему урока «Каждый человек ответственен за добро и зло» (по роману М. Булгакова Мастер и... |