Рабочая программа по природоведению 5 класс





НазваниеРабочая программа по природоведению 5 класс
страница1/4
Дата публикации02.11.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Бюджетное образовательное учреждение

Вашкинского муниципального района

«Вашкинская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

зам. директора поУВР на педагогическом совете приказом школы

протокол №1 № 107

«____»___________2013 от «28» августа 2013г. от «29» августа 2013г.
Рабочая программа

по природоведению

5 класс

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

биологии, географии, химии

протокол №______

Быстрова Анна Валентиновна

учитель химии

с.Липин Бор

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

1.           Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

-    освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

-    овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-   применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
2. Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  1. федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  2. примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  3. федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  4. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


3.           Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

4.Форма организации образовательного процесса

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и проведение опытов.
5.         Механизмы формирования компетентности обучения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

-  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

-      Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

-   Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

-    Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
6.         Формы контроля.

Тестовый контроль, работа с картой, заполнение таблиц, практические работы, фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
знать/понимать

·                   многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

·                   строение живой клетки (главные части);

·                   царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

·                   среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

·                   природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

·                   изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

·                   важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

·                   основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь

·                   узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

·                   приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

·                   указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

·                   находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

·                   описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

·                   сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

·                   описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

·                   использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

·                   находить значение указанных терминов в справочной литературе;

·                   кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

·                   использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

·                   пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

·                   следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                   определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

·                   измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

·                   определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

·                   составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

·                   оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

 

 

 

 
Содержание курса

 

Тема 1. Введение. Изучение природы (3 часа)

 

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Великие естествоиспытатели.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

·                   многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

Уметь:

·                   описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

·                   использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

 

 

Тема 2. Вселенная ( 15 часов)

 

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляд Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

·        Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

·        Практические работы.

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Уметь:

·                   указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

·                   находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

 

Тема 3. Земля (20 часов)

 

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И.Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясение, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

·        Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

·        Практические работы

Описание минералов и горных пород, определение их свойств

Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин

Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

·                   многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;

Уметь:

·приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ.

 

Тема 4. Жизнь на Земле (18 часов)

 

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации

Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез стебля, срез корня

·        Практические работы

. Изучение микроскопа и растительной клетки

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

·                   строение живой клетки (главные части);

·                   царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

·                   среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

·                   природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

Уметь:

·                   узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

·                   приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

 

Тема 5. Человек на Земле (12 часов)

 

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

·        Демонстрации

Портреты путешественников –первооткрывателей и маршруты их экспедиций.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

·                   изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

·важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать их)

 

 

Учебно- тематический план




п/п

Наименование темы (раздела)

Количество

часов

В том числе

теория

лабораторные

работы

контрольные работы

1

Введение. Изучение природы

3

3

-

-

2

Вселенная

15

13

1

1

3

Земля

20

16

3

1

4

Жизнь на Земле

18

16

1

1

5

Человек на Земле

12

11

-

1

Итого

68









  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Программа основного общего образования по природоведению 5 класс Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...

Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconТематическое планирование Класс: 5 Название предмета: Природоведение...
Элементы содержания Федерального Компонента Государственного Стандарта по природоведению(1-2-3-4-5кл.) 2004 г
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А....
...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconПрограмма по природоведению призвана сохранить традиции классического...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по...
Рабочая программа по природоведению 5 класс iconПояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск