СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕК — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
ИКЕБАНА
5—6 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные сведения. Икебана — один из видов изобразительного искусства, искусство цветочной аранжировки. В отличие от произведений живописи аранжировки из цветов объемны, близки произведениям скульптуры и архитектуры. Аранжировки могут выглядеть радостно и печально, празднично и буднично, скромно и пышно, напоминать о каком-то событии, вызывать ассоциации с музыкой, движением, танцем.
Появление японской аранжировки цветов связано с древней традицией преподношения Будде цветов. Этот вид искусства существует более шести веков, в течение которых икебана постоянно изменялась.
В Японии существует несколько десятков специальных школ, каждая со своими частными правилами и концепциями, но общими основными принципами искусства икебаны.
| Композиция из цветов не может считаться хорошей, если в ней тем или иным способом не выражено время, сезон или развитие используемых растений. Например, прошлое в аранжировке символизируют полностью распустившиеся цветы, семенные коробочки, плоды или сухие листья; настоящее — полураспустившиеся цветы, особенно на деревьях и кустарниках, свежие листья; будущее — бутоны, почки. Символичны композиции, создание которых связано с традиционными праздниками. Например, в новогодние аранжировки обязательно включают ветви сосны (долголетие и выносливость), стебли бамбука (жизнерадостность, изобилие), цветущие ветви сливы (надежда, вечное обновление), а также хризантемы и другие цветы. Композиции из цветов отличаются гармоничностью между составляющими их компонентами, растениями и вазой, с которой они образуют единое целое, а также окружающим пространством. Цветочная аранжировка естественна, она всегда асимметрична. Форма японской аранжировки в целом обусловлена ее линейной конструкцией, основу которой составляет разносторонний треугольник, символизирующий отношение небо — человек — земля.
| Икебана не столько средство украшения помещения, сколько символ живой, одухотворенной природы, небольшой ее фрагмент, привнесенный в дом.
Трудно переоценить значение приобщения к этому творчеству детей и подростков. Составление композиций из цветов воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок, развивает наблюдательность, умение находить прекрасное и необыкновенное в простом и обыденном. В общении с прекрасным формируется чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, миру, стремление оберегать и сохранять его.
Особенности профессиональной пробы. Профессиональная проба для учащихся 5—6 классов имеет пропедевтический характер. Проба предусматривает три уровня сложности и рассчитана на 12 ч (4 ч — подготовительный этап и 8 ч — практический этап).
Тематический план
Тема
| Количество учебных часов
| Подготовительный этап
| 4
| 1. Введение. Икебана, искусство аранжировки цветов, — символ природы, быстротечности времени. Отражение в аранжировке времени, сезона
| 1
| 2. Художественно-композиционные принципы икебаны. Асимметричность. Линии, масса, цвет, акцент, контраст, пространство, фон
| 2
| 3. Вазы. Техника установки растений в вазе. Искусство икебаны. Трехмерность композиции
| 1
| Практический этап
| 8
| 4. Выполнение профессиональной пробы по трем компонентам и трем уровням сложности
| 8
| ИТОГО
| 12
| Профессиональная проба «Икебана»
Компоненты пробы
| технологический
| ситуативный
| функциональный
| I уровень сложности
| Задание
| Определить, каким образом в представленной композиции выражены время, сезон
| Выполнить рисунок (схему) композиции из трех основных компонентов в высокой вазе
| Составить икебану из трех основных компонентов в высокой (или низкой) вазе
| Условие
| В качестве наглядного материала используются тематические композиции из цветов по временам года
| По данным характеристикам вазы (высота, объем) составляется схема композиции
| Аранжировка цветов выполняется на заранее выбранную тему, по образцу, с элементами творчества. Основной материал (ваза, цветы, ветки, травы и т. п.) готовят заранее
| Результат
| Выполнено, если композиция правильно определена по сезону, объяснено, каким образом это выражено
| Выполнено, если соблюдена трехмерность икебаны, т. е. правильно определена длина основных элементов композиции и углы наклона ветвей (цветов)
| Выполнено, если при составлении икебаны соблюдены основные художественно-композиционные принципы
| II уровень сложности
| Задание
| Составить схему, а затем выполнить в цвете композицию из цветов на заданную тему
| Подобрать сосуд и природный материал для составления аранжировки из цветов на самостоятельно выбранную тему
| Составить композицию из цветов на самостоятельно выбранную тему
| Условие
| Композиция составляется самостоятельно. Характеристики вазы и природного материала известны заранее
| Работа выполняется с использованием живых цветов, трав, веток и другого природного материала
| Аранжировка цветов выполняется самостоятельно; аранжировщик оперирует природной формой растений с выделением трех основных компонентов икебаны: небо — человек — земля
| Результат
| Выполнено, если в композиции найдено гармоничное сочетание и равновесие растительного материала и сосуда (линии, масса, акцент, цвет)
| Выполнено, если соблюдены основные принципы, время — растение — форма — цвет. Особое внимание обращается на гармоничность сочетания формы аранжировки, ее расположения и назначения
| Выполнено, если соблюдены основные художественно-композиционные принципы, достигнута «согласованность» между растениями, сочетание форм, цветов и оттенков. Особое внимание обращается на творческую фантазию, оригинальность композиции
| III уровень сложности
| Задание
| Составить композицию («Пейзаж») для стола в низкой вазе или на подносе
| Составить монохромную композицию из цветов на самостоятельно выбранную тему
| Составить сдвоенную аранжировку (раздвоенный стиль) с использованием древесных веток и цветов
| Условие
| Композиция составляется самостоятельно. Природный материал подобран заранее
| Аранжировка выполняется с использованием живых цветов, трав, веток и другого природного материала
| Аранжировка выполняется в низкой вазе на двух наколках
| Результат
| Выполнено, если в композиции найдено гармоничное сочетание и равновесие растительного материала, сосуда, окружающего пространства (линии, масса, акцент, цвет, фон)
| Выполнено, если достигнута объемность композиции, гармоничность неравномерности распределения растений в композиции; форма композиции не мешает чередованию густоты и разреженности, а главный акцент композиции не перекрывается второстепенным
| Выполнено, если найден баланс между растениями на наколках, они расставлены компактно и опрятно; оригинально решено пространство между растениями и водной поверхностью. Особое внимание уделяется свободе самовыражения аранжировщика, его умению создавать гармонию
| ЭКСПОЗИЦИОНЕР
10—11 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная проба разработана в условиях взаимодействия образовательного учреждения швейного профиля и музея. Преподавание традиционных и новых курсов имеет возможность опираться на музейную экспозицию, воспринимая ее не как иллюстративный материал к положениям учебных курсов, а как специфическую среду, не только расширяющую и углубляющую представление о предмете изучения, но и развивающую способность к образному восприятию, визуальное мышление, эмоциональную культуру, ценностные и профессиональные ориентации учащихся.
Цель профессиональной пробы — развивать не только профессионально важные качества (восприятие, глазомер, цветоведение, внимание, анализ и др.), но и знания по искусствоведению, музееведению, умение ориентироваться в социокультурном пространстве современного мира, способность к сотворчеству.
Музейная экспозиция — это основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Профессиональная проба «Экспозиционер» может быть использована в качестве алгоритма реализации разнообразных творческих проектов учащихся.
Тематический план
Тема
| Количество учебных часов
| Подготовительный этап
| 4
| 1. Введение. Экспозиция — основная форма музейной коммуникации
| 1
| 2. Предметная основа экспозиции. Типы экспонируемых музейных предметов
| 1
| 3. Принципы построения экспозиции, методы построения, экспозиционные приемы
| 2
| Практический этап
| 8
| 4. Выполнение профессиональной пробы по трем компонентам и трем уровням сложности
| 8
| ИТОГО
| 12
| Профессиональная проба «Экспозиционер»
Компоненты пробы
| технологический
| ситуативный
| функциональный
| I уровень сложности
| Задание
| Определить принципы построения экспозиции
| Определить методы построения экспозиции, предметную основу экспозиции
| Привнести в конкретную музейную экспозицию (виртуально) дополнительный экспонат, не нарушая принципов и методов построения данной экспозиции
| Условие
| Выполняется во время экскурсии в музей на основе постоянной музейной экспозиции
| Выполняется во время посещения музея на основе музейной экспозиции, выполненной по комплексно-тематическому принципу
| Выполняется самостоятельно. Дополнительный музейный экспонат выбирается из заранее подготовленных копий музейных предметов (репродукции, муляжи и т. д.). Музейная экспозиция построена по комплексно-тематическому методу
| Результат
| Выполнено, если правильно определен принцип построения экспозиции
| Выполнено, если правильно определены методы построения экспозиции и предметная основа
| Выполнено, если дополнительный экспонат выбран в соответствии с принципом и методами построения экспозиции. Внимание обращается на обоснование выбора вводимого экспоната
| II уровень сложности
| Задание
| Подобрать экспонаты по заданной теме экспозиции
| Самостоятельно построить экспозицию по заданной теме согласно комплексно-тематическому принципу
| Разработать путеводитель по заданной теме
| Условие
| При выполнении используются фотографии и репродукции музейных предметов по теме «История костюма»
| Выполняется самостоятельно в соответствии с логикой темы «История костюма»
| Выполняется самостоятельно, на основании созданной музейной экспозиции. Объем не должен превышать одного печатного листа. В качестве примера даны музейные путеводители
| Результат
| Выполнено, если материалы организованы в соответствии с комплексно-тематическим принципом. Соответствуют теме, выразительны, целостны
| Выполнено, если экспозиция соответствует заданной теме и принципу построения. Особое внимание уделяется творческому подходу, оригинальности экспозиционного решения, коммуникативности
| Выполнено, если путеводитель соответствует теме, информационно насыщен, оригинален в изложении материала
| III уровень сложности
| Задание
| Подобрать эскизы из коллекции «Впечатление»
| Составить схему экспозиции эскизов коллекции
| Самостоятельно создать экспозицию коллекции одежды (эскиз) «Впечатление»
| Условие
| Выполняется для конкретного помещения. Работы должны быть размещены на двух стенах или в четырех витринах. Допускается консультация преподавателя
| Схема составляется на листе бумаги с учетом пространственных характеристик экспозиционного зала. Допускается помощь преподавателя в процессе работы
| Выполняется самостоятельно, на основании схемы экспозиции. Работы размещаются на двух стенах или в четырех витринах
| Результат
| Выполнено, если отобранные работы гармонируют между собой по цветовой гамме и выразительности, вписываются в интерьер помещения. Учтены цвет стен и освещенность помещения
| Выполнено, если правильно выбрана эстетически-художественная композиция, расставлены акценты в экспозиции. Схема соответствует теме коллекции и имеет логическую завершенность
| Выполнено, если экспозиция соответствует теме коллекции «Впечатление». Учтена объемно-пространственная структура интерьера, освещенность. Особое внимание обращается на логику экспозиции, ее коммуникативность, эмоциональное решение
|
|
| |