УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: Директор школы Руководитель МС На заседании МО _________________ __________________ ________________ _______/О.В.Антышева ________/Е.С.Емельянова ______/М. В. Николаева «___»______ 2013г «__»__________2013г. « __»_____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по азбуке Смоленского края
для 3 класса начального общего образования
Самусевич Ирины Александровны
Гореловой Натальи Валентиновны
учителей высшей категории
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
к программе курса «Азбука Смоленского края»
Программа «Азбука Смоленского края» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования и составлена на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» Болотовой С.А.
1.1. Цели и задачи курса.
Основные цели курса - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников сдуховным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребенка.
В целом курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
1.2. Принципы построения курса.
Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей (Конституция Российской Федерации: статьи 2, 14) (10).
Занятия по региональному курсу помогут детям глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Российской Федерации: статья 44, часть 3; статья 58) (10).
Региональный курс «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы.
Это, прежде всего, краеведческий принцип. Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины.
Принцип научности означает опору на науку как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения.
Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно-историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.
Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах, о научных гипотезах.
Принцип доступности и посильности. Сущность этого принципа сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал по уровню трудности был доступен учащимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения.
Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся.
Принцип наглядности. Я.А. Коменский дал этому принципу четкую формулировку в своем известном «золотом правиле» дидактики: все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания.
Давая конкретные рекомендации учителю, К.Д. Ушинский писал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще...», а отсюда - необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях о словах, а на конкретных образах непосредственного восприятия ребенка».
С целью реализации этого принципа на занятиях по региональному компоненту следует использовать слайды и диапозитивы, видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту г. Смоленска и Смоленской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями учебного пособия «Азбука Смоленского края».
Принцип организации краеведческо-познавательной деятельности учащихся (принцип маятника). Этот принцип реализуется следующим образом: например, изучая свой город (село), учащиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного села, города
Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологических проблем.
Принцип интеграции. Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органическисвязанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического наследия нашего края, отраженного в содержании программы и учебного пособия «Азбука Смоленского края».
Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей.
Для решения задач эстетического и нравственного воспитания младших школьников в курсе «Азбука Смоленского края» раскрываются эстетический и нравственный принципы воспитания. Этим принципам большое внимание уделял русский педагог К.Д. Ушинский.
Эстетический (художественный) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. В «Азбуку...» включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной художественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города
(села) или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях и произведениях русских художников.
Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриотических чувств детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.
Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы регионального курса. Кроме этого, в учебном материале курса интегрируются различные формы предъявления учебной информации: текст, иллюстрация, карта-схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др. Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм, методов и приемов работы, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся класса. Система заданий отражает широкий спектр возможностей работы по теме, что позволяет применить вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Количество уроков по теме также может меняться. Вариативен и способ использования регионального курса в практике работы школы.
1.3. Методы, формы и приемы работы.
Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
Максимально должна использоваться фантазия учащихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск -город русской славы» и др.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно-
исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить учащихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве учащихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.
В течение года нужно организовывать экскурсии. Это могут быть: экскурсии по микрорайону, экскурсии в лес (парк), экскурсии в музей Великой Отечественной войны, экскурсии по памятным местам города (села), экскурсии в выставочный зал города, экскурсия в поселок Талашкино, экскурсия в исторический музей, музей природы Смоленщины и др.
Работа с курсом «Азбука Смоленского края» дает учителю большие возможности по интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, природоведению, русскому языку и др.
Например, можно связать занятия по курсу с уроками музыки по темам: «Улица Глинки», «Глинка. Опера «Иван Сусанин»; с уроками внеклассного чтения по темам «Улица Рыленкова», «Творчество Николая Рыленкова»; с уроками трудового обучения по темам «Конструирование из бумаги», ««Смоленская крепостная стена» и др.
Предполагаются уроки и праздники с участием школьного фольклорного ансамбля по теме «Игры, хороводы и праздники Смоленского края».
По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы.
Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богатство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др.
Результативность работы по курсу «Азбука Смоленского края» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринужденности и взаимопонимания.
Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.
Содержание тем учебного курса Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок - «Мир природы», 2 блок -«Мир истории», 3 блок - «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверьте себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку отдельно. В конце учебного года предусмотрено обобщение по всему изученному материалу и подведение итогов работы за год.
Программа обеспечена учебником Болотова С.А. «Азбука Смоленского края» в трех частях: I часть - «Мир природы», II часть - «Мир истории»,III часть - «Мир культуры», и методическими пособиями для учителя по преподаванию данного курса.
Вводное занятие (1 час).
Знакомство детей с задачами регионального курса, с комплектом учебников «Азбука Смоленского края», иллюстрациями данного учебного пособия, его структурой.
Блок I. Мир природы (11 часа).
Вводное занятие (1 час).
Введение в блок «Мир природы». Рассматривание книги «Мир природы», знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о природно-географических особенностях родного края.
Природные особенности.
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.
Климат нашего края.
Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые. заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв.
Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.
Полезные ископаемые.
Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Водоемы.
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля - приток Западной Двины. Река Вазуза приток Волги.
Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сашно и др.
Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).
Растения.
Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения гштивных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.
Грибы.
Грибы нашего края. Особенности строения и использования.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Смоленский лен.
Лен - культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.
Продукция смоленского льнокомбината.
Музей «Смоленский лен».
Животные.
Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).
Приспособленность животных к условиям жизни.
Редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы.
Представление об экологических проблемах нашего края.
Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области.
Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды.
Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.
Проверьте себя.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориентироваться в понятиях и терминах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, гидрогеология, гидрология, лимнология, ботаника, микология, биология, зоология, ихтиология, орнитология, энтомология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.
Практическая работа: нахождение объектов на географических картах или картах-схемах; наблюдение за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.
Экскурсии (по возможности): на местный водоем, в лес (парк), в музеи «Смоленский лен», «Природа Смоленщины», в национальный парк «Смоленское Поозерье».
Блок II. Мир истории (12 часов).
Вводное занятие (1 час).
Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.
Наши предки.
Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.
Смоленск - древний город кривичей.
«Из варяг в греки».
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины.
Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.
История древнего города Вержавска.
Герб и флаг области.
Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.
Смоленская крепостная стена.
Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
Военное прошлое.
Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.
Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения.
Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.
Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.
Награды Смоленщины.
Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.).
Места боевой славы.
Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.
Наши земляки.
Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие.
Проверьте себя.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориентироваится в понятиях и терминах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика.
Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села); рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.
Экскурсии (по возможности) в исторический музей, по родному городу (селу), по Смоленской крепостной стене, в музей «Смоленск - щит России»; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», по местам боевой славы, в места рождения наших земляков, прославивших Смоленскую область.
Блок III. Мир культуры (10 часов).
Вводное занятие (1 час).
Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о культуре родного края.
Жилища и предметы быта.
Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ.
Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.
Как одевались в старину.
Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насов-ка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки.
Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники.
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.
Игры и хороводы.
Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
Письменность.
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.
«Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.
Храмы и монастыри.
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Культура Смоленщины сегодня.
Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.
Проверьте себя.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориентироваться в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология.
Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин СИ. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь».
Экскурсии (по возможности): в районный краеведческий музей, в местный храм, в музей «Русская кузница», в музей «Теремок», в художественную галерею, в Центр по охране и использованию памятников истории и культуры.
Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2013/2014 учебный год (34 часа в год/ в неделю 1 час)
3 класс
№
урока
| Тема
| Д/з
| Дата
| Коррек-
тировка
КТП
| Дополнительная информация
| 1
| Вводное занятие.
(1 час)
|
|
|
|
| Блок I. Мир природы (11 часов).
| 2
| Природные особенности Смоленской области.
| С. 24
|
|
|
| 3
| Полезные ископаемые.
| С. 38
|
|
|
| 4
| Водоемы Смоленщины.
| С.49 -50
|
|
|
| 5-6
| Растения нашего края.
| С. 69
|
|
|
| 7
| Грибы.
| С. 76
|
|
|
| 8
| Смоленский лен.
| С. 83
|
|
|
| 9-10
| Животные нашего края.
| С. 103
|
|
|
| 11
| Охрана природы.
| С. 121
|
|
|
| 12
| Проверьте себя.
| С. 124-126
|
|
|
| Блок II. Мир истории (12 часов).
| 13
| Наши предки.
| С. 17
|
|
|
| 14
| «Из варяг в греки».
| С. 24
|
|
|
| 15
| Города Смоленщины.
| С. 33
|
|
|
| 16
| Герб и флаг нашей области.
| С. 44
|
|
|
| 17
| Смоленская крепостная стена.
| С. 66
|
|
|
| 18-19
| Военное прошлое Смоленщины.
| С. 92
|
|
|
| 20
| Награды Смоленщины и города Смоленска.
| С. 97
|
|
|
| 21
| Места боевой славы.
| С. 112
|
|
|
| 22-23
| Наши земляки.
| С. 158
|
|
|
| 24
| Проверьте себя.
| С. 160-162
|
|
|
| Блок Ш. Мир культуры (10 часов).
| 25
| Жилища и предметы быта.
| С. 19
|
|
|
| 26
| Как одевались в старину.
| С. 36
|
|
|
| 27
| Что ели наши предки.
| С. 47-48
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28
| Праздники.
| С. 58-59
|
|
|
| 29
| Игры и хороводы.
| С. 70
|
|
|
| 30
| Письменность.
| С. 86
|
|
|
| 31
| Храмы и монастыри Смоленщины.
| С. 104
|
|
|
| 32
| Культура Смоленщины сегодня.
| С. 113
|
|
|
| 33
| Урок-экскурсия «Проверьте себя».
| С. 114-116
|
|
|
| 34
| Обобщение пройденного за год.
|
|
|
|
| |