Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе»





Скачать 75.73 Kb.
НазваниеУрок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе»
Дата публикации14.12.2014
Размер75.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МОУ Манинская СОШ
Открытый урок по географии


V класс

Учитель:

Божкова Н.А.


2008 г.

Урок №

Тема урока: «Вода – растворитель. Работа воды в природе».
Цели урока:

- познакомить учащихся с значением воды на Земле.

- дать понятие о растворах и взвесях, растворимых и нерастворимых в воде веществах

- показать работу воды в природе (созидательную и разрушительную)

- воспитывать бережное отношение к воде, любовь к прекрасному.

Оборудование: карта полушарий, глобус, высказывание о воде, таблицы «Морской прибой», «Пещера», «Океан», «Обитатели морей и океанов», «Выветривание», пробирки с водой, соль, песок, фильтр, магнитофон , телевизор, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.




  1. Изучение нового материала.

Урок начинается с просмотра фрагмента фильма о воде.

На фоне негромкой музыки, отражающей звуки воды.

Учитель:

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана

И все это только вода,

Тема нашего урока «Вода – растворитель. Работа воды в природе».

О роли воды в природе ярко и точно сказал академик А.В. Петрянов. «Разве вода – это только жидкость, что налили в стакан?

Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода».

Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земной поверхности – это ведь тоже вода.

В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это

А, в сущности, – только вода.

Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. Да, речь у нас сегодня на уроке пойдет о воде, о Царице – Водице. Проведем небольшую разминку.

Отгадайте загадки.

1. Под землею ходит,

На небо смотрит. (родник)

2. Что видно, когда ничего не видно. (туман)

3. Вечером наземь слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. (роса)

4. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (облака)

5. Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (река, ручей).

6. Приходил - стучал по крыше,

Уходил - никто не слышал. (дождь)
Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится ¼ часть её территории, а всё остальное - вода. Правильно было бы назвать её планета Вода! Воды на земле много, но абсолютно чистой воды в природе нет, в ней всегда присутствуют, какие- то примеси одни из них желательны, так как нужны организму человека. Другие могут быть опасными для здоровья, и делать воду непригодной для использования.

1. Вода - растворитель.

Нет таких веществ, которые, хотя бы в малой мере, не растворялись в воде. В воде незначительной степени растворяются даже золото, серебро, железо, стекло. Учёные подсчитали, что, например, когда мы выпиваем стакан горячего чая, вместе с ним поглощаем примерно 0,0001 г. растворённого стекла. Из-за способности воды растворять другие вещества её никогда нельзя назвать абсолютно чистой.

Демонстрация опыта: вода, как растворитель.

Насыпаем в стакан с водой соль и размешиваем её ложкой. Что происходит с кристаллами соли? Они становятся всё меньше и меньше и скоро совсем исчезают. Но исчезла ли соль?

Нет. Она растворилась в воде. Мы получили раствор соли.

Пропустим раствор соли сквозь фильтр. На фильтре ничего не осело. Раствор соли свободно прошёл через фильтр. Что же называется раствором?

Раствор - жидкость, содержащая посторонние вещества, которые равномерно в ней распределены.

Демонстрация опыта: опыт с глиной.

Проделаем такой же опыт с глиной. Частички глины плавают в воде. Пропустим воду сквозь фильтр. Вода прошла через него, а частицы глины остались на фильтре.

Из этого опыта можно сделать вывод, что глина не растворяется в воде.

Чем отличаются результаты двух опытов? (вода с растворенной солью прозрачная, а вода с глиной – нет)

Действительно в природной воде могут быть различные частицы, которые в ней не растворяются. Такие частицы делают её мутной. В этом случае говорят о взвеси. Постояв какое-то время мутная жидкость становится прозрачной. Нерастворимые частички вещества опускаются на дно. А в растворах, сколько бы они не стояли, вещества на дно не оседают.

Люди давно заметили, что вода, налитая в серебряные сосуды, долго не портится. Дело в том, что в ней содержится растворенное серебро, которое губительно действует на бактерии, находящиеся в воде. «Серебряная» вода используется космонавтами во время полётов.

Как можно в домашних условиях приготовить серебряную воду?

В воде растворяются не только твёрдые и жидкие вещества, но и газы: кислород, азот, углекислый газ.

Растворенным в воде кислородом дышат рыбы, растения и животные.

Получение газированной воды основано на растворение в воде углекислого газа.

Физкультминутка «Вода - не вода»


Игра на внимательность. Я называю слова. Если названное слово обозначает, то, что содержит воду (облако), то дети должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (корабль), дети поднимают руку. Если называется предмет или явления не имеющий никакой связи с водой (ветер), дети хлопают в ладоши.

Лужа, катер, дождь, песок, водопад, камень, водолаз, снег, дерево, пляж, тюлень, машина, туча.
2. Работа воды в природе.

Многие явления на поверхности Земли происходит с участием воды.

Так, ручейки талой воды, объединяясь, становятся грозными потоками, и могут принести большие разрушения. Так образуются овраги (демонстрация «барельефа», «образование оврага»).

Вода смывает верхний слой плодородной почвы.

Под действием воды медленно разрушаются горные породы (рассказ по таблице «Выветривание»). В народе существует пословица «Вода камень точит».

Просачиваясь в землю, вода размывает и растворяет различные породы. Так под землёй образуются пустоты – пещеры (таблица «Пещеры»).

Хорошо известны страшные стихийные бедствия – наводнения и цунами.

Во время наводнений и цунами вода сносит мосты, разрушает берега и постройки, уничтожает посевы культурных растений, уносит человеческие жизни.

Сообщение учащегося «Наводнения».

Наводнение – это затопление местности, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, приносящее ущерб. Наводнения приводит к разрушению хозяйственных объектов, гибели посевов, лесов и вынужденной эвакуации населения из зоны затопления. Наводнения, которые приводят не только к разрушениям, но и к человеческим жертвам, называют катастрофическими.

Их причиной могут быть сильные ливни, дружное таяние снегов после многоснежной зимы.
Сообщение учащегося «Цунами»

Цунами – редкое, но очень грозное явление природы. Слово «цунами» в переводе с японского означает «большая волна, заливающая бухту». Эти волны могут быть незначительными и даже незаметными, но могут быть и катастрофическими. Разрушительные цунами вызываются главным образом сильными подводными землетрясениями на больших глубинах морей и океанов, а также подводными извержениями вулканов. При этом в короткие промежутки времени приводится в движение миллиарды тонн воды. Возникают невысокие волны, бегущие по поверхности океана со скоростью реактивного самолета – 700-800 километров в час.

В открытом океане даже самые грозные цунами совсем не опасны. Трагедии разыгрываются при подходе волн цунами в район прибрежного мелководья. На берегу волны достигают 10-15 метров и выше.

Последствия цунами бывают катастрофическими: наносят огромные разрушения, уносят сотни тысяч человеческих жизней.

Самое большое количество цунами зарождается на побережье Тихого океана (примерно раз в год).
Учитель: какую работу совершает вода во всех этих примерах?

(разрушительную)
Но вода совершает не только разрушительную работу. Речная вода во время весеннего половодья наносит плодородный ил, на отдельные участки земли. На них очень хорошо развивается растительность.

Ни один процесс в живых организмах не проходит без участия воды. Растениям она необходима для поглощения веществ из почвы, продвижения их по стеблю, листочкам, в виде растворов, для прорастания семян.

Все живое и неживое: любые почвы, горные породы, все предметы, тела, организмы – состоят из воды.

Например, в человеческом теле на долю воды приходится 60 – 80% от всей массы.

Важную роль играет вода в жизни человеческого общества. Человек превратил водоемы в транспортные пути, речные потоки - источник дешевой электроэнергии.

Вода является средой обитания многих живых организмов, которых не встретишь на суше (фрагмент видео фильма «Обитатели морей и океанов»)

Водные ресурсы - национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения: строгого учета, охраны от загрязнения, экономного использования.
Учитель: А всегда ли экономно мы используем воду?

Творческий проект: дома посчитать расход воды за день.

Человек запомни навсегда:

Символ жизни на земле - вода!

Экономь ее и береги -

Мы ведь на планете не одни!

III. Закрепление

1. Вопросы:

а) Как называются все моря и океаны вместе взятые (мировой океан)

б) Не море, не земля - корабли не плавают и ходить нельзя (болото)

б) Кругом вода с питьем - беда (море)

г) Отгадайте, о каком веществе идет речь: Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем - это самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (вода).
2. Игра «Зачеркни лишнее» (на столах учащихся карточки с заданием)

Задание: вычеркнуть лишнее слово и объяснить почему?

а) Снег, лед, пар, град.

б) Дождь, снежинка, море, река.

в) Град, водяной пар, снег, дождь.

3. А теперь следующее задание. Заполните пропуски в тексте:

Вода … растворитель. В ней растворяются твердые вещества.

Например… : жидкие вещества, например… газообразные вещества,

например…

В связи с этим в природе нельзя обнаружить… воды.
4. Игра «Лишнее свойство»

Задание: зачеркните свойство, которое не относится к воде.

Свойство:

а) Имеет цвет, не имеет цвета.

б) Имеет вкус, не имеет вкуса.

в) Имеет запах, не имеет запаха.

г) Непрозрачна, прозрачна.

д) Обладает текучестью, не обладает текучестью.

е) Быстро нагревается и быстро остывает, медленно нагревается и медленно остывает.

ж) Растворяет песок и мел, растворяет соль и сахар.

з) Имеет форму, не имеет форму.
На фоне музыки

Учитель:

Вода - чудный дар природный,

Живой текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит.

В своих трех важных ипостасях.

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется.

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой.

То обретает легкость пара:

Была - и вдруг ее не стало.

Великий труженик водица,

Ну как же ей не восхититься.

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает и наносит,

И так заботы нашей просит.
IV. Задание на дом § 23, задание 77 рабочая тетрадь. стр. 45

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: «Вода и её роль в природе»...
Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Закрепить знания о неживой природе (вода). Свойство и состояние воды. Вода в природе и жизни человека; знакомство с элементами...
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconУрок изучения нового Технологическая карта изучения темы «Превращения...
Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе,...
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни...
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconПрограмма по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся...
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как...
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconТема урока: Вода, свойства воды. Превращения и круговорот воды.
О б о р у д о в а н и е: глобус; материалы для практической работы: пробирка, зажим, спиртовка
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconКонспект занятия в подготовительной группе на тему: «вода. Круговорот...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconКонспект открытого классного часа «Польза воды!»
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconТема учебного занятия: Вода в природе. Получение чистой воды
Цели урока: закрепить знания, полученные ранее, ввести новые понятия, научить использовать эти знания на практике, закрепить их на...
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconКонспект занятия в подготовительной группе на тему: «вода. Круговорот...
Базовый учебник Макарова Н. В., Кочурова Е. Г, Николайчук Г. С. и др./ под ред. Макаровой Н. В. «Информатика и икт. 8-9»
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconУрок по теме "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе,...
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconТема. Вода и её свойства
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» icon§ 25. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок № Тема урока: «Вода растворитель. Работа воды в природе» iconКонспект урока тема урока: Какой бывает вода? Фио: Голюкова Алёна Яковлевна
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск