Скачать 1.33 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Общая характеристика учебного предмета Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Содержание географического образования в 6 классе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Так как изучение географии в 6 классе базируется на изучении общей части начального курса географии и на изучении географии Ленинградской области в рамках регионального компонента, то планирование учебных занятий ориентировано на гармоничную интеграцию этих двух курсов. С этой целью планирование учебного курса построено так, чтобы содержание начального курса географии органично дополнялось и раскрывалось на краеведческом материале. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Построение и содержание предмета определяются его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний, сформированных при изучении природоведческих курсов. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой, развитие пространственного мышления. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Изучение предмета «География» в 6 классе направлено на достижение следующих целей: - сформировать представления о земных оболочках; показать значение взаимосвязей в природе; показать положительное и отрицательное влияние человека на природный комплекс в целом и особенности взаимовлияния человека и природы; - научить читать план местности, географические карты, составлять на их основе описания природных объектов, маршрутов, территорий и акваторий (по типовым планам); ориентироваться по крупномасштабным планам и картам; - обеспечить необходимую картографическую и общеземлеведческую подготовку учащихся к изучению курса «География материков и океанов»; - сформировать представление об особенностях природных оболочек, о последствиях антропогенного воздействия на природные комплексы нашего края; - осуществлять работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования; - формировать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями на земной поверхности, а также между природными особенностями территорий и условиями жизни населения на этих территориях; - формировать у учащихся навыки общей и повседневной географической культуры, приучать их к выполнению основных правил поведения в природе; - создавать основу для приобщения учащихся к простейшей географо-исследовательской деятельности и реализации краеведческого принципа обучения путём проведения, обработки и анализа наблюдений за изучаемыми природными процессами, явлениями и объектами; - формировать у учащихся представления о правилах безопасного поведения в природе и в чрезвычайных ситуациях природного происхождения (землетрясениях, извержениях вулканов и т.д.). Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом: Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения; Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире; Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения; Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе; А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с учебным планом на 2013- 2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год ( 1 час в неделю) 1 четверть – 8 недель – 9 уроков 2 четверть – 7 недель – 7 уроков 3 четверть – 11 недель – 11 уроков 4 четверть – 8 недель – 8 уроков Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями: В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. В блок личностных универсальных учебных действий входят: - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; - действия смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется) и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся , ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ; - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ( в геоинформационных ситемах); знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); - умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование; - действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В состав коммуникативных действий входят: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Содержание программы
Оценочные практические работы
Учебно-методическое обеспечение 1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. М., «Дрофа», 2007; 2. Атлас «География. Начальный курс». М., «Дрофа»; 3. Контурные карты «География. Начальный курс». М., «Дрофа». Список литературы 1. Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Волгоград. «Учитель»; 2. Климанов В.В. География в цифрах. Москва. «Дрофа»; 3. Климанов В.В. География в таблицах. Москва. «Дрофа»; 4. Максимов Н.А. Методическое пособие по физической географии. 6 класс. Москва. «Просвещение»; 5. Нагорная И.И.География. 6 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель»; 6. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. Методическое пособие. Москва. «Дрофа». 7. В. П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007. 8. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005. 9. Интернет – ресурсы. 10. Мультимедийные обучающие программы: География 6 класс. Начальный курс. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии. Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения географии в 6 классе на базовом уровне ученик должен: знать/понимать
уметь
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса: |
Программа по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы.... | Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6- 9 класса... Программы общеобразовательных учреждений география 6-11 класс умк о. А. Климанова, В. В. Климанов М.: Дрофа, 2009-127с. Программы... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «География» 11 класс Мо учителей естественного цикла мбоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» (Протокол от «24» июня 2013 г. №5) | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | ||
Рабочая программа по предмету «География» В. И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 г. Авторы программы для 9 класса: «География России. Население и хозяйство» И. И. Баринова, В. П.... | Рабочая программа Фирсовой Ольги Анатольевны I квалификационная категория... М.: Просвещение, 2012. И в соответствии с инструктивно-методическим письмом департамента образования Белгородской области «О преподавании... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... | Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | ||
Рабочая программа По учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа по предмету «География», 7 класс ... |