С. рагули апанасенковского района ставропольского края





Скачать 429.08 Kb.
НазваниеС. рагули апанасенковского района ставропольского края
страница1/2
Дата публикации13.02.2015
Размер429.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

С. РАГУЛИ АПАНАСЕНКОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Утверждено педагогическим советом

Протокол № ____ от ____________

Председатель п/с ____________ (В.В. Ламанова)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

Ступень: основное общее образование, 5 класс

Статус: общеобразовательная;

Срок реализации: 1 год

Планирование составлено на основе: программы для общеобразовательных учреждений (новый общеобразовательный стандарт). Природоведение 5класс

Автор: А.А. Плешаков, Н.И.Сонин; М., «Дрофа», 2010 г.

Учитель _________ (Г.В. Пугач)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению составлена на основе авторской программы по природоведению для 5 класса «Природоведение» (автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин), полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и рассчитана на 70 часов.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Содержание рабочей программы природоведения для V классов сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтический основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

Рабочая программа предполагает систему уроков, ориентированных не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:

  • учебно-познавательной - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

  • коммуникативной - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

  • природоведческой (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми);

  • здоровьесберегающей (позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Рабочая программа предполагает классно-урочную систему обучения, использование традиционных методов обучения: методов организации учебной деятельности учащихся, методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности, методов контроля и самоконтроля. В связи с особой важностью для этого предмета таких приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в рабочей программе выделен раздел «Практические работы».

С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен и дополнен список обязательных практических работ. Помимо этого, увеличено количество часов на изучение следующих тем: «Земля» - на 1 ч; «Жизнь на Земле» - на 3 ч; «Человек на Земле» - на 1 ч.

Использование вышеуказанных методов обучения регламентируется использованием элементов следующих педагогических технологий: технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии развивающего обучения и технологии проектной деятельности.

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются отметочное обучение по пятибалльной шкале и различные формы контроля: практические и обобщающие уроки, контрольные работы (текстовые и тестовые), творческие работы, подготовка сообщений.

Срок реализации программы – 1 год.

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

      1. Плешаков А.А.. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 174 с.

      2. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение. 5класс», Москва, «Дрофа», 2009

      3. Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

Рабочая программа предполагает использование тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Изучение природы (3 ч)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

  • Практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы).

Великие естествоиспытатели.
Тема 2. Вселенная (14 ч)

Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.

  • Демонстрации. Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус, Фотографии планет Солнечной системы.

  • Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля (19 ч)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: мантия, ядро. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

  • Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных химических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).


  • Практические работы:

Наблюдение явлений превращения веществ (на примере горения).

Описание физических свойств воды и поваренной соли. Получение смесей.

Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (17 ч)

Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины –степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

  • Практические работы:

Знакомство с ископаемыми остатками животных и растений

Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа)

Строение клеток кожицы лука.

Изучение одноклеточных организмов (проводится при наличии живых простейших)

Приспособления животных к среде обитания

Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации.

Особенности растений разных зон
Тема 5. Человек на Земле (17 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки, австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

  • Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные нашей местности.

  • Практические работы:

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Измерение своего роста и массы тела.
Повторение – 3 часа.

Резервное время – 2 часа.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

(4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ)

В результате изучения природоведения ученик должен:

Знать/понимать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации, отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры живых организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.


Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения животных соей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособление животных к условиям среды обитания; изменений в окружающем мире под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения и опыты, различать в них цель, условия проведения и получены результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3 - 4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 - 3 минуты);

  • пользовать приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Использовать приобретенные знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечения, несложных травмах.

5. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Система контроля учебных достижений учащихся включает разные варианты поурочного контроля (тесты, программированные опросы, работа в рабочей тетради, лабораторные работы) и тематический контроль (повторительно-обобщающие уроки и зачеты). Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума биологического образования в основной школе.

Рабочая программа предполагает использование следующих форм контроля:

Индивидуальный опрос (решение кроссворда, сообщение, решение биологических задач, составление и заполнение схем и таблиц, работа с дидактическим материалом).

Обучающему предлагаются вопросы таким образом, чтобы ответ был представлен небольшим рассказом. Это способствует развитию речи и достаточно глубоко проверяет знания по пройденному материалу.

Фронтальный опрос. Проводится со всем классом. Вопросы предполагают краткий ответ.

Контрольные работы (в текстовой форме и тестирование). Тестовые задания бывают:

  • с одним правильным ответом;

  • с несколькими правильными ответами;

  • задания на соответствие;

  • задание на определение правильной последовательности.

Биологический диктант:

  • терминологический;

  • цифровой.

Анализ ответа одноклассника по плану:

  • правильность ответа;

  • наличие ошибок;

  • полнота ответа;

  • добавления;

  • оценка, которую заслуживает ответ.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconПроект постановлени еадминистрации Апанасенковского муниципального района
О муниципальном резерве управленческих кадров Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconУрок на тему: «Религия в современном мире»
«Средняя общеобразовательная школа №10» с. Вознесеновское Апанасенковского района Ставропольского края
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconУрок химии по теме: "Кремний и его соединения"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Манычское Апанасенковского района...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconПостановление от 29 декабря 2012 г. N 562-п о программе комитета...
Ставропольского края в соответствующей сфере деятельности" и распоряжением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2011 г. N...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconАдминистрация муниципального образования села Соломенское Степновского...
Ии, ведении, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров и резерва муниципальных служащих муниципальной...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconО проведении конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных...
Жденного постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 17 января 2014 г. №108/1008-5 (с изменениями, внесенными постановлениями...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconАдминистрации села обильного георгиевского района ставропольского края
Федеральным законом от 06. 03. 2006 г. №35 – фз «О противодействии терроризму», Уставом муниципального образования села Обильного...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconАдминистрации кировского муниципального района ставропольского края
О формировании, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров Кировского муниципального района Ставропольского...
С. рагули апанасенковского района ставропольского края iconСела дмитриевского красногвардейского района ставропольского края постановление
Об утверждении положения о формировании, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров муниципального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск