Скачать 429.08 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» С. РАГУЛИ АПАНАСЕНКОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Утверждено педагогическим советом Протокол № ____ от ____________ Председатель п/с ____________ (В.В. Ламанова) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Ступень: основное общее образование, 5 класс Статус: общеобразовательная; Срок реализации: 1 год Планирование составлено на основе: программы для общеобразовательных учреждений (новый общеобразовательный стандарт). Природоведение 5класс Автор: А.А. Плешаков, Н.И.Сонин; М., «Дрофа», 2010 г. Учитель _________ (Г.В. Пугач) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по природоведению составлена на основе авторской программы по природоведению для 5 класса «Природоведение» (автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин), полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и рассчитана на 70 часов. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. Содержание рабочей программы природоведения для V классов сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтический основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед. Рабочая программа предполагает систему уроков, ориентированных не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:
Рабочая программа предполагает классно-урочную систему обучения, использование традиционных методов обучения: методов организации учебной деятельности учащихся, методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности, методов контроля и самоконтроля. В связи с особой важностью для этого предмета таких приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в рабочей программе выделен раздел «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен и дополнен список обязательных практических работ. Помимо этого, увеличено количество часов на изучение следующих тем: «Земля» - на 1 ч; «Жизнь на Земле» - на 3 ч; «Человек на Земле» - на 1 ч. Использование вышеуказанных методов обучения регламентируется использованием элементов следующих педагогических технологий: технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии развивающего обучения и технологии проектной деятельности. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются отметочное обучение по пятибалльной шкале и различные формы контроля: практические и обобщающие уроки, контрольные работы (текстовые и тестовые), творческие работы, подготовка сообщений. Срок реализации программы – 1 год. Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
Рабочая программа предполагает использование тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Изучение природы (3 ч) Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы). Великие естествоиспытатели. Тема 2. Вселенная (14 ч) Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба. Тема 3. Земля (19 ч) Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: мантия, ядро. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных химических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
Наблюдение явлений превращения веществ (на примере горения). Описание физических свойств воды и поваренной соли. Получение смесей. Ознакомление со свойствами горных пород и минералов. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. Тема 4. Жизнь на Земле (17 ч) Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины –степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Знакомство с ископаемыми остатками животных и растений Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа) Строение клеток кожицы лука. Изучение одноклеточных организмов (проводится при наличии живых простейших) Приспособления животных к среде обитания Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации. Особенности растений разных зон Тема 5. Человек на Земле (17 ч) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки, австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Ядовитые растения и опасные животные нашей местности.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Измерение своего роста и массы тела. Повторение – 3 часа. Резервное время – 2 часа. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ (4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ) В результате изучения природоведения ученик должен: Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
5. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Система контроля учебных достижений учащихся включает разные варианты поурочного контроля (тесты, программированные опросы, работа в рабочей тетради, лабораторные работы) и тематический контроль (повторительно-обобщающие уроки и зачеты). Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума биологического образования в основной школе. Рабочая программа предполагает использование следующих форм контроля: Индивидуальный опрос (решение кроссворда, сообщение, решение биологических задач, составление и заполнение схем и таблиц, работа с дидактическим материалом). Обучающему предлагаются вопросы таким образом, чтобы ответ был представлен небольшим рассказом. Это способствует развитию речи и достаточно глубоко проверяет знания по пройденному материалу. Фронтальный опрос. Проводится со всем классом. Вопросы предполагают краткий ответ. Контрольные работы (в текстовой форме и тестирование). Тестовые задания бывают:
Биологический диктант:
Анализ ответа одноклассника по плану:
|
Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | ||
Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | ||
Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | ||
Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | Проект постановлени еадминистрации Апанасенковского муниципального района О муниципальном резерве управленческих кадров Апанасенковского муниципального района Ставропольского края | ||
Урок на тему: «Религия в современном мире» «Средняя общеобразовательная школа №10» с. Вознесеновское Апанасенковского района Ставропольского края | Урок химии по теме: "Кремний и его соединения" Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Манычское Апанасенковского района... | ||
Постановление от 29 декабря 2012 г. N 562-п о программе комитета... Ставропольского края в соответствующей сфере деятельности" и распоряжением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2011 г. N... | Администрация муниципального образования села Соломенское Степновского... Ии, ведении, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров и резерва муниципальных служащих муниципальной... | ||
О проведении конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных... Жденного постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 17 января 2014 г. №108/1008-5 (с изменениями, внесенными постановлениями... | Администрации села обильного георгиевского района ставропольского края Федеральным законом от 06. 03. 2006 г. №35 – фз «О противодействии терроризму», Уставом муниципального образования села Обильного... | ||
Администрации кировского муниципального района ставропольского края О формировании, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров Кировского муниципального района Ставропольского... | Села дмитриевского красногвардейского района ставропольского края постановление Об утверждении положения о формировании, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров муниципального образования... |