Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





Скачать 384.35 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/2
Дата публикации26.02.2015
Размер384.35 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.17 Палеогеография

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


020401.65 География (Страноведение и международный туризм) ОЗФ

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 5 от 25.12.2009 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев /


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: старший преподаватель каф. географии и экологии Захаренко В.С.

1.2 Рецензенты:

- ст. преподаватель кафедры биологии и химии Крыштоп В.А.;

- д.г.н., прфессор кафедры географии и экологии Денисов В.В.
1.3 Пояснительная записка.
цель курса: Показать происхождение и эволюцию планеты Земля, ее географической оболочки во взаимодействии с окружающим пространством, приведшее к формированию современных ландшафтов
задачами курса являются: Формирование у студентов понимания географии как науки, изучающей географическую оболочку в развитии, и подготовка географов, обладающих историческим мышлением, при котором современное состояние географической оболочки и ландшафтов рассматриваются как некий этап в ее эволюции.
место курса в общей системе подготовки специалиста : Дисциплина «Палеогеография» рассматривается как составная часть физической географии – комплексной науки о географической оболочке. Важнейшей частью современной физико-географической картины мира является принцип развития. Имеются четыре способа приложения этого принципа к изучению развивающихся объектов, учитываемых в физической географии: а) геологический, изучающий литостратиграфические комплексы и рельеф в качестве субстрата ландшафта; б) палеогеографический, изучающий ландшафты геологического прошлого для понимания современного их состояния; в) ритмический, изучающий суточную, сезонную и многолетнюю динамику географических процессов; г) историко-географический, изучающий изменения природной среды под воздействием общества на разных этапах его развития. В данной программе все они будут рассмотрены.

После окончания курса студенты должны знать: Географ должен иметь представление об истории развития географической оболочки Земли и ее составляющих, методах палеогеографических реконструкций, развитии природы земной поверхности на кайнозойском этапе – времени формирования современных ландшафтов.

Студенты должны уметь:
В основе содержания программы положены программы авторов-составителей:

С. П. Евдокимов, д.г.н., проф.

(Смоленский гуманитарный университет),

О. Н. Лефлат, к.г.н., доц.

(Московский государственный университет)
1.4 Извлечение из ГОС ВПО.


ОПД.Ф.17

Палеогеография

Происхождение географической оболочки и ее основных составляющих; эволюция природных геосфер и их пространственно-временные характеристики; прогрессирующее усложнение природных структур; синхронность и метахронность развития природных процессов и формирования природных структур в различных частях ландшафтной сферы; палеографические методы исследования.

100




1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

020401.65 География со специализацией Страноведение и международный туризм


3

5

100

26

16

10

-

74

зачет


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ




Наименование тем и разделов


Всего

часов

Аудиторные занятия (часов)


СМ

часов

ЛК

ПР

1

Введение

2

2




4

2

История развития палеогеографии

2







4

3

Источники палеогеографической информации

2

2




4

4

Общие и частные методы в палеогеографии

2







4

5

Полевые исследования в палеогеографии

2

2




4

6

Законы и закономерности, теории и гипотезы в палеогеографии

2




2

4

7

Выделение четвертичной (антропогеновой) системы и развитие взглядов о ее таксономическом ранге и содержании

2

2




4

8

Критический анализ ледниковой и ледово-морской концепций

2




2

2

9

Космогонические основы палеогеографии

2

2




2

10

Развитие литосферы Земли

2

2




2

11

Развитие атмосферы и гидросферы Земли

2




2

4

12

Происхождение и развитие биосферы Земли

2

2




4

13

Происхождение и развитие географической оболочки

1




1

4

14

Особенности палеогеографии кайнозойского этапа развития природы

1

1

1

4

15

Палеогеография антропогена крупнейших естественноисторических областей

1

1

1

4

16

Особенности палеогеографии позднего кайнозоя России

2

1

1

4

17

Заключение













ИТОГО:

26

16

10

74

Форма итогового контроля

Экзамен
1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
II. Содержание курса

1. Разделы курса

1. Введение

2. Методологические основы палеогеографии

3. Развитие природы земной поверхности

4. Кайнозойский этап развития природы

5. Заключение

2. Темы и краткое содержание
1. Введение. Определение объекта и предмета науки, связь палеогеографии с другими науками о Земле. Принцип историзма как один из важнейших в современной географии. Палеогеография как часть физической географии. Географическая концепция палеогеографии. Соотношение палеогеографии с исторической географией, геоморфологией, исторической геологией, литологией и другими науками. Структура палеогеографии. Проблемный, дискуссионный и крайне противоречивый характер большинства вопросов палеогеографии.

Теоретическое и практическое значение познания истории природы. Особенности изучения палеогеографии четвертичного периода для понимания современного состояния географической оболочки. Специфические особенности четвертичного времени.

2. Методологические основы палеогеографии

История развития палеогеографии. Значение изучения истории науки. Два направления в истории палеогеографии - геологическое и географическое. Основные этапы развития палеогеографических идей. Развитие эволюционных представлений в геологии, географии и биологии – предыстория палеогеографии (с глубокой древности до 30-х годов XIX в.). Оформление палеогеографии как самостоятельной отрасли знаний. Развитие генетической концепции в географии и обоснование палеогеографического подхода (с 30-х годов XIX в. до 30-х годов XX в.) Внедрение методов фундаментальных наук в палеогеографию, современный этап ее развития.

Источники палеогеографической информации. Рельеф и осадочные породы – носители палеогеографической информации. Ландшафты современности как источник палеогеографической информации. Теоретические основы палеогеографических реконструкций. Наиболее значимые для палеогеографии физико-географические идеи и концепции: пространства-времени, единства и целостности географической оболочки, зональности, направленно-ритмического развития, ландшафтная. Метод актуализма и принцип униформизма как основа интерпретации фактического материала.

Общие и частные методы в палеогеографии. Этапы палеогеографических исследований. Структура методов палеогеографии. Основной метод – естественноисторический. Общие методы: сравнительно-географический, фациально-генетический, геологический, реликтов, диахронический. Частные методы: литологические, геоморфологические, биологические, геофизические, геохимические, археологические.

Полевые исследования в палеогеографии. Подготовительный, полевой и камеральный этапы. Математическая обработка и представление результатов исследования. Комплексный анализ новейших отложений.

Законы и закономерности, теории и гипотезы в палеогеографии. Законы убывания палеогеографической информации и устойчивости функционирования геосистем (регуляторных функций отдельных подсистем); палеогеографическое выражение периодического закона зональности; закон направленно-ритмического изменения и метахронности развития географической оболочки; закон эргодичности (позиционно-эволюционный принцип); вероятностно-статистический принцип интеграции геосистем; сравнительно-исторический униформистский закон.

Выделение четвертичной (антропогеновой) системы и развитие взглядов о ее таксономическом ранге и содержании. Пространственно-временное районирование. Проблемы палеогеографической периодизации. Краткая история изучения антропогена. Деятельность АИЧПЕ и ИНКВА. Роль трудов К. К. Маркова в создании географического направления палеогеографии антропогена. Палеогеографические школы Московского университета и Института географии Академии наук.

Критический анализ ледниковой и ледово-морской концепций: современные представления об оледенениях и их геологической деятельности, о соотношении оледенений и межледниковый, трансгрессий и регрессий моря; признаки и свидетельства ледниковой и ледово-морской деятельности.

3. Развитие природы земной поверхности

Космогонические основы палеогеографии. Важнейшие космогонические идеи, их значение для понимания развития планеты Земля. Факторы эволюции планет и глобальной эволюции Земли. Современные представления о происхождении Земли. Ее ранняя история: фазы аккреции, расплавления, «лунная». Геологическая история – новый этап развития Земли как планеты в целом, литосферы и природы земной поверхности. Основные этапы геологической истории и характеристика их событий.

Развитие литосферы Земли. Общее строение Земли как планеты. Образование планетарных оболочек как результат эволюции земных недр. Литосфера, ее структура и развитие. Планетарный рельеф – материки и океаны, его связь со строением земной коры. Гипотезы происхождения океанов. Этапы развития земной коры и рельефа планеты.

Развитие атмосферы и гидросферы Земли. Своеобразие атмосферы Земли в сравнении с другими планетами. Происхождение газов атмосферы. Роль живого вещества в формировании состава атмосферы. Солевой состав вод Мирового океана. Гипотезы его происхождения. Изменение уровня Мирового океана в истории Земли. Экзогенные и эндогенные факторы колебания уровня Мирового океана. Климаты Земли, причины климатических изменений: солнечная радиация и климат; состав атмосферы и климат; подстилающая поверхность и климат. Общие закономерности развития климатов Земли. Древность климатической зональности. Чередование теплых и холодных периодов в истории Земли.

Происхождение и развитие биосферы Земли. Понятие биосферы. Биосфера в понимании В. И. Вернадского. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Эволюция биосферы.

Происхождение и развитие географической оболочки. Соотношение стратиграфической, геохронологической и палеогеографической шкал. Палеопериоды развития ландшафтной сферы. Добиогенный, биогенный и антропогенный этапы развития географической оболочки. Местные особенности развития географической оболочки. Изменения структуры природы земной поверхности по мере ее развития. Древнейшие ландшафты Земли. Этапы развития ландшафтной сферы. Исторические корни современных ландшафтов.

4. Кайнозойский этап развития природы

Особенности палеогеографии кайнозойского этапа развития природы. Важнейшие события позднего кайнозоя в целом и четвертичного времени в особенности: увеличение площади и высоты материков, направленное похолодание климата, изменение состава и пространственной структуры органического мира, усиление дифференциации географической оболочки.

Понятие позднего кайнозоя. Ранг и объем четвертичного времени в геохронологии. Важнейшие события новейшей геологической истории – антропогенного этапа развития географической оболочки. Колебательность природного процесса в четвертичное время, выраженная в чередовании ледниковых и межледниковых эпох. Трансгрессии и регрессии Мирового океана. Гиперзональность ледниковых эпох: образование гляциально перигляциального и плювиального поясов внетропического пространства и изменение границ тропико-экваториального пространства. Проявление в современных ландшафтах четвертичной истории. Четвертичный период (антропоген) – период становления человека и его материальной культуры. Возрастающее влияние человеческой деятельности на природу. Современная концепция взаимодействия природы и человека.

Главные составляющие природного процесса в позднем кайнозое. Направленность, ритмичность и местная индивидуальность хода природного процесса в антропогене. Палеогеографическое районирование.

Палеогеография антропогена крупнейших естественноисторических областей. Се-верное внетропическое пространство. Области наземного и подземного оледенений, внеледниковые и морских трансгрессий. Понятие о плювиальных эпохах. Южное внетропическое пространство. Ледниковая и внеледниковая области. Тропико-экваториальное пространство. Смещение границ географических поясов и зон и история тропических пустынь и влажного экваториального пояса. Палеолитические памятники и проблема появления человека. Особенности палеогеографии высоких гор. Палеогеография океана. Гидрократические и геократические колебания уровня. Мировой террасовый ряд океанического побережья. Термический режим океана в антропогене.

Особенности палеогеографии позднего кайнозоя России. Развитие некоторых процессов и компонентов природы: неотектоника, климат, осадконакопление, разновозрастность и этапность формирования рельефа, общие тенденции эволюции и развития типов современных растительности и фауны, оледенения и колебания уровня моря. Естественноисторическое районирование. Восточно-Европейская (Русская) платформенная равнина и Западно-Сибирская низменность: области морских трансгрессий, ледниковые и внеледниковые. Восточно-Сибирская возвышенность и юг Дального Востока. Области современной геосинклинали и Алтае-Саянская горная область. Черноморско-Каспийская область. Некоторые проблемы палеогеографии Севера Евразии: кореляция континентальных и морских отложений, генезис валуносодержащих толщ, проблема материковых оледенений и великих трансгрессий. Дискуссионные представления последних лет.

Заключение. Общие закономерности развития Земли, наиболее отчетливо проявившиеся в четвертичном времени. Значение палеогеографии в теории и практике географических исследований. Успехи в области теории и методологии. Философские вопросы палеогеографии: эволюционная и революционная формы развития географической оболочки, восходящая и нисходящая тенденции, сущность катастрофизма. Нерешенные и дискуссионные проблемы. Учение об истории развития геосистем – одно из наиболее общих фундаментальных основ современной физической географии.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ

План последовательного проведения
практических занятий.


Семинар 1.Источники палеогеографической информации.

План:

1.Рельеф и осадочные породы – носители палеогеографической информации.

2.Ландшафты современности как источник палеогеографической информации.

3.Наиболее значимые для палеогеографии физико-географические идеи и концепции: пространства-времени, единства и целостности географической оболочки, зональности, направленно-ритмического развития, ландшафтная.

4.Метод актуализма и принцип униформизма как основа интерпретации фактического материала.

Семинар 2.Общие и частные методы в палеогеографии.

План:

1.Этапы палеогеографических исследований.

2.Структура методов палеогеографии.

3.Основной метод – естественноисторический.

4.Общие методы: сравнительно-географический, фациально-генетический, геологический, реликтов, диахронический.

Семинар 3.Полевые исследования в палеогеографии.

План:

1.Подготовительный, полевой и камеральный этапы.

2.Математическая обработка и представление результатов исследования. 3.Комплексный анализ новейших отложений.

Семинар 4. Космогонические основы палеогеографии.

План:

  1. Важнейшие космогонические идеи, их значение для понимания развития планеты Земля.

  2. Факторы эволюции планет и глобальной эволюции Земли.

  3. Современные представления о происхождении Земли.

  4. Ее ранняя история: фазы аккреции, расплавления, «лунная».

  5. Геологическая история – новый этап развития Земли как планеты в целом, литосферы и природы земной поверхности.

  6. Основные этапы геологической истории и характеристика их событий.


Семинар 5.Развитие литосферы Земли.

План:

1.Общее строение Земли как планеты.

2.Образование планетарных оболочек как результат эволюции земных недр.

3.Литосфера, ее структура и развитие.

4.Планетарный рельеф – материки и океаны, его связь со строением земной коры.

5.Гипотезы происхождения океанов. Этапы развития земной коры и рельефа планеты.
Темы лабораторных занятий
1.7.2 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1) Что является объектом и предметом изучения палеогеографии?

2) Составить схему структуры палеогеографии.

3) Составить краткую характеристику основных этапов развития палеогеографии.

4) Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития палеогеографии.

5) Что является источником палеогеографической информации и на основе каких методов проводится интерпретация фактического материала

6) Охарактеризуйте структуру методов палеогеографии.

7) Каковы особенности полевых исследований в палеогеографии.

8) Назовите важнейшие законы и теории палеогеографии.

9) Каковы таксономический ранг и содержание четвертичной (антропогеновой) системы?

10) Назовите сильные и слабые стороны ледниковой и ледово-морской концепций.

11) Каковы основные особенности развития геосфер?

12) Приведите примеры исторических корней современных ландшафтов.

13) Каковы особенности палеогеографии кайнозойского этапа развития природы?

14) Назовите важнейшие проблемы палеогеографии крупных естественноисторических областей.

15) Приведите примеры значения палеогеографии в теории и практике географических исследований.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная

Дашкевич З. В. Палеогеография. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. 152 с.

Евдокимов С. П. Развитие методологии палеогеографии. М.: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. 144 с.

Лазуков Г. И. Плейстоцен территории СССР. М.: Высш. шк., 1989. 319 с.

Лефлат О. Н. Палеогеография: Происхождение и развитие геосфер. Часть I. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2004.

Лефлат О. Н. Палеогеография: Эволюция ландшафтной сферы. Часть II. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2005.

Маруашвили Л. И. Палеогеографический словарь. М.: Мысль, 1985. 368 с.

Руководство по изучению новейших отложений / Под ред. П. А. Каплина. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 310 с.

Свиточ А. А. Палеогеография плейстоцена. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. 188 с.

Свиточ А. А. Палеогеография: теория и актуальные вопросы. М.: РАСХН, 1995. 146 с.
Дополнительная

Веклич М. В. Проблемы палеоклиматологии. Киев: Наукава думка, 1987.

Величко А. А. Эволюционная география: некоторые вопросы теории // Изв. АН СССР. Сер. География. 1985. № 6. С. 71 – 74.

Голубчик М. М., Евдокимов С. П., Максимов Г. Н. История географии. Изд-во СГУ, Смоленск 1998.

Гордеев Д. И. История геологических наук. Ч. I и II. М.: Изд-во МГУ, 1967.

Даниелян Ш. А. Энергетическая модель ледников и ледниковая теория / Отв. ред. Б. Л. Афанасьев. Ереван: Изд-во Гитутюн, 1999. 119 с.

Евдокимов С. П. Основы общей палеогеографии антропогена. Саранск.: Изд-во Мордов. ун-та, 1988. 80 с.

Марков К. К. Палеогеография: Историческое землеведение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. 268 с.

Монин А. С. История Земли. Л.: Наука, 1977.

Плейстоцен / К. К. Марков, А. А. Величко, Г. И. Лазуков, В. А. Николаев. М.: Высш. шк., 1968. 304 с.

Природа и древний человек: основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене / Г. И. Лазуков, М. Д. Гвоздовер, Я. Я. Рогинский и др. М.: Мысль, 1981. 188 с.

Синицын В. М. Введение в палеоклиматологию. Л.: Недра. Ленингр. отд-е, 1980. 248 с.

Флинт Р. История Земли. М.: Прогресс, 1978.

Чочиа Н. Г., Евдокимов С. П. Палеогеография позднего кайнозоя Восточной Европы и Западной Сибири (ледниковая и ледово-морская концепции) / Под общ. Ред. Н. Г. Чочиа. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. 248 с.

Чувардинский В. Г. О ледниковой теории. Происхождение образований ледниковой формации. Апатиты, 1998. 302 с.

Ясаманов Н. А. Древние климаты Земли. Л., 1985.

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.9.1 Перечень используемых технических средств:

  1. Проектор графический.

2.Видеотехника

1.9.2 пособия

  1. Плакаты.

2.Таблицы

1.9.3 Аудио- видео

1.10 Примерные зачетные тестовые задания


1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
1) Место палеогеографии в физической географии, ее задачи и роль на современном этапе.

2) Понятие объекта и предмета палеогеографии, ее связь другими науками о Земле.

3) Основные этапы развития палеогеографических идей.

4) Источники палеогеографической информации.

5) Теоретические основы палеогеографических реконструкций.

6) Метод актуализма и принцип униформизма как основа интерпре¬тации фактического материала.

7) Структура методов палеогеографии.

8) Общие методы палеогеографии.

9) Частные методы палеогеографии.

10) Полевые исследования в палеогеографии.

11) Законы и закономерности, теории и гипотезы в палеогеографии.

12) Выделение четвертичной (антропогеновой) систеимы и развитие взглядов о ее таксо-номическом ранге и содержании.

13) Проблемы палеогеографической периодизации.

14) Критический анализ ледниковой и ледово-морской концепций.

15) Важнейшие космогонические идеи, их значе¬ние для понимания развития планеты Земля.

16) Современные представ¬ления о происхождении Земли и ее ранней истории.

17) Основные этапы геологической истории и характеристика их событий.

18) Развитие литосферы Земли.

19) Гипотезы происхождения океанов.

20) Этапы развития земной коры и рельефа планеты.

21) Происхождение и развитие атмосферы.

22) Гипотезы проис¬хождения вод Мирового океана и изменение его уровня в истории Земли.

23) Общие закономерности развития климатов Земли.

24) Происхождение и развитие биосферы Земли.

25) Соотношение стратиграфической, геохронологической и палеогеографической шкал.

26) Добиогенный, биогенный и антропогенный этапы развития географической оболочки.

27) Важнейшие события позднего кайнозоя в целом и четвертичного времени в особенно-сти.

28) Важнейшие события новейшей геологической истории – антропогенного этапа разви-тия географической оболочки.

29) Четвертичный период (антропоген) – период становления человека и его материаль-ной культуры. Возрастающее влияние человеческой деятельности на при¬роду.

30) Палеогеография антропогена крупнейших естественноисторических областей.

31) Особенности палеогеографии позднего кайнозоя России.

1.12 Комплект экзаменационных билетов

Находится на кафедре географии и экологии
1.13 Примерная тематика рефератов.

По данному курсу рефераты не предусмотрены.
1.14 методики исследований

По данному курсу специальные методики обучения не применяются.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная...
Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Землеведение основная...
Курс «Землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск