п./№
урока
| Тема урока
| Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке
| Знания, умения, навыки учащихся. Основные понятия
| Материалы к уроку
Формы контроля, практические работы
|
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (2 часа).
|
1
| Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.
| Лекция
| Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование.
| Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
|
2
| Методы географической информации
| Лекция - семинар
| Практические работы
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
|
Раздел. Природа и человек в современном мире (10 часов)
|
1
| Взаимодействие общества и природы
| Семинар
| Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Понятия: - географический детерминизм, фатализм, нигилизм.
| Политическая карта мира, карта «Природные ресурсы»
|
2
| Загрязнение и охрана окружающей среды
| Семинар
| Таблица, ЛОК в тетради
|
3
| Оценка мировых природных ресурсов
| Лекция - Практикум
| Карта «Природные ресурсы мира»
|
4
| Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
| Практикум
| Карта «Природные ресурсы мира»
Практические задания 1,2,3,4
|
5
| Минеральные ресурсы
| Семинар-практикум
| Таблица, ЛОК в тетради
Карта «Природные ресурсы мира»
|
6
| Земельные, водные и лесные ресурсы
| Семинар-практикум
| Таблица, ЛОК в тетради
Карта «Природные ресурсы мира»
|
7
| Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов
| Семинар-практикум
| Таблица, ЛОК в тетради
Карта «Природные ресурсы мира»
|
8
| Виды природопользования
| Семинар-практикум
|
9
| Ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
| Конференция
| Карта океанов, план-конспект
Практическая работа
|
10
| Обобщающее повторение
| Зачёт
| Тест. Практические задания на контурной карте.
|
Раздел. Население мира (8 часов)
|
1
| Численность и воспроизводство населения мира.
| Лекция - семинар
| Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
| Практические работы
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
|
2
| Состав (структура) населения
(возрастной, половой)
| Лекция с элементами беседы
| Половозрастные пирамиды,
атласы Холиной
|
3
| Состав (структура) населения
(этнический, религиозный)
| Лекция с элементами беседы
| Карта «Народы мира», «Религии мира»
|
4
| Размещение и миграция населения.
| Семинар
| Карта «Плотность населения мира», атлас Холиной. Практическое задание
|
5
| Урбанизация
| Семинар
| Практические работы
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
|
6
| Уровень и качество жизни населения мира
| Практикум
|
7
| Обеспечение различных стран трудовыми ресурсами.
| Практикум
| Практические работы
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
|
8
| Обобщающее повторение
| Зачёт
|
| Тест
|
Раздел. География мирового хозяйства (13 часов)
|
1
| Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда
| Лекция
| Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). География важнейших отраслей Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
| Политическая карта мира, таблица «Состав мирового хозяйства» (отраслевой), МГРТ
|
2
| Характеристика НТР
| Лекция
| ЛОК
|
3
| Отраслевая структура мирового хозяйства.
| Лекция - практикум
| Практические работы
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
|
4
| Территориальная структура мирового хозяйства.
| Лекция - практикум
|
5
| Факторы размещения производительных сил.
| Самостоятельная работа
| Политическая карта мира, Табл. «Факторы размещения отраслей хозяйства»
|
6
| География отраслей Мирового хозяйства. География промышленности
| Лекция
| ЛОК, таблица, атлас Холиной
|
7
| Топливно - энергетический комплекс мира.
| Лекция
| Карта «Топливно - энергетический комплекс мира», полезные ископаемые мира, таблица, контурная карта
|
8
| Горнодобывающая промышленность. Металлургия. Машиностроение.
| Практикум
| Политическая карта мира, карта «Машиностроение мира» Практическая работа
«Характеристика отрасли»
|
9
| Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Лёгкая промышленность.
| Самостоятельная работа
| Политическая карта мира, карта химической и лесной промышленности
|
10
| География сельского хозяйства и рыболовства.
| Практикум
| Практическая работа «Составление таблицы: Главные страны - экспортёры с/х продукции»
|
11
| География транспорта мира.
| Практикум
| Карта «Транспорт мира», сообщения учащихся «Транспорт и окружающая среда»
|
12
| Основные формы всемирных экономических отношений.
| Семинар
| Семинар по теме «Международные экономические отношения»
|
13
| Обобщающее повторение
| Зачёт
| Тест
|
Раздел. Регионы и страны мира (30 часов)
|
1
| Современная политическая карта мира. Количество и группировка стран.
| Лекция
| Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
| Политическая карта мира, статистические данные
(атлас Холиной)
|
2
| Типология стран современного мира
| Лекция
| Практическая работа на контурной карте, ЛОК
|
3
| Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства стран мира
| Лекция - Практикум
| Политическая карта мира, форзац учебника
|
4
| Характеристика влияния международных отношений на политическую карту мира. Политическая география и геополитика.
| Дискуссия
| Политическая карта мира, атлас, учебник
|
5
| Регионы и страны мира.
|
| Политическая карта мира
|
6
| Географическое положение и природно - ресурсный потенциал Зарубежной Европы
| Лекция
практикум
| Географическое положение и природно- ресурсный потенциал Зарубежной Европы
| Уч с. 162/163
Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
|
7
| Население Зарубежной Европы
| Урок- беседа
| Закономерности формирования населения Зарубежной Европы
| Уч. с. 163/167
Практические работы
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
|
8
| Характеристика хозяйства Зарубежной Европы
| Лекция
| Типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона
| Уч. с. 167/169
|
9
| Характеристика хозяйства Зарубежной Европы
| Практикум
| Уч. с. 167/184
Практическая работа:
выделение главных промышленных районов(работа в группах)
|
10
| Государства- малютки
| Пресс- конференция
| Знакомство с маленькими государствами Европы
| Дополнительная литература, интернет
|
11
| Федеративная Республика Германия
| Практикум
| Полная географическая характеристика Германии
| Уч. с. 184/ 188
Составление полной географической характеристики страны
|
12
| Внутренние различия в Зарубежной Европе
| Лекция
| Географические различия в Зарубежной Европе.
Особенности европейской интеграции на примере Европейского союза, влияние интеграционных процессов на экономическое развитие стран-членов ЕС, их положение в мировом хозяйстве.
| Уч. с. 181- 184 зад. 12 с. 195
Заполнение контурной карты
|
13
| Субрегионы Зарубежной Европы
| Практикум
|
14
| Итоговый урок
| Семинар
| Тест
|
15
| Зарубежная Азия.
Общая характеристика
| Обзорная лекция
| Состав и географическое положение З.А., население, природные ресурсы
| Уч. с. 201-210
|
16
| Зарубежная Азия.
Общая характеристика
| Лекция-практикум
| Уч. с. 201-210
|
17
| Китай. Пути экономического и социального преобразования.
| Конференция
| Целостное представление о стране Китай.
| Уч. с 211- 216
Дополнительная литература. Презентация. Интернет.
|
18
| Япония: территория, границы, население
| Семинар- практикум
| Основные черты ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения
| Уч. с. 216- 224
Презентация , интернет
Заполнение контурной карты
|
19
| Хозяйство Японии на пути в 21 век
| Лекция с элементами беседы
| «Японское чудо»- высокие темпы экономического развития, глубокая модернизация экономики.
| Уч. с. 224-219
Презентация
Заполнение контурной карты
|
20
| Индия- крупнейшая развивающаяся страна мира.
| Семинар- игра.
| Особенности ЭГП,ПГП, населения и хозяйства Индии. Актуальные проблемы социально-экономического развития, экономические, политические и культурные связи России и Индии.
| Уч. с. 224-226
План игры, предварительные задания для детей
|
21
| Новые индустриальные страны Азии
| Лекция
| Понятие «новые индустриальные страны», «волны индустриализации» в Азии, особенности современного социально- экономического развития, новые индустриальные страны в современном мире, достижения, проблемы, перспективы развития.
| Защита рефератов (краткая характеристика НИС)
|
22
| Австралия и Океания
| Урок- игра («Брейн- ринг»)
| Особенности ЭГП,ПГП, населения и хозяйства
| План игры, предварительные задания для детей
|
23
| Общая характеристика Африки
| Парная и индивидуальная работа
| Особенности ЭГП,ПГП, населения и хозяйства Африки. Актуальные проблемы социально-экономического развития.
| Уч. с. 250- 254
|
24
| Общая характеристика Африки
|
| Уч. с. 250- 254
|
25
| Население и хозяйство США
| Лекция
| Особенности ЭГП,ПГП, населения и хозяйства США. Актуальные проблемы социально-экономического развития. Образ жизни американцев.
| Практическая работа: составление в тетради конспективно- справочной таблицы «Главные районы чёрной металлургии США»
|
26
| Население и хозяйство США
| Коллективная работа
|
27
| Внутренние географические различия в США
| Практикум
| Географические особенности районов США
| Практическая работа:»Характеристика макрорайонов США»
4 варианта работы.
Уч. с. 276- 281
|
28
| Канада
| Проблемная лекция
| ЭГП, ПГП Канады, расселение в Канаде, как в нём отражается национально- этническая составляющая.место Канады в международной специализации. Внешнеэкономические связи.
| Уч. с. 281-286
|
29
| Латинская Америка
| Эвристическая беседа
| Особенности ЭГП,ПГП, населения и хозяйства. Актуальные проблемы социально-экономического развития. Природно- ресурсный потенциал для развития экономики Латинской Америки.
| Выполнение практических заданий
Уч. с. 295- 304
|
30
| Бразилия
| Урок- путешествие
| Особенности ЭГП,ПГП, населения и хозяйства. Актуальные проблемы социально-экономического развития. Природно- ресурсный потенциал для развития экономики
| Уч. с. 302-304
Работа в группах
|
Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (7 часов)
|
1
| Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.
Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
| Лекция
| Понятие о глобальных проблемах человечества, причины обострения глобальных проблем, классификация глобальных проблем. Важнейшие проблемы современности (экологические, демографические, продовольственные, потребления, демилитаризации)
| Уч. с. 311-332
Практическая работа на контурной карте
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
|
2
| Географические аспекты качества жизни населения.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
| Творческая работа
|
3
| Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
| Проблемная лекция
|
4
| Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития.
| Лекция
| Уч. с. 322-329
|
5
| Заключительный урок по теме «Глобальные проблемы»
| Игра- соревнование
| Тест
|
6
| Обобщающее повторение
|
7
| Обобщающее повторение
|
Итого
| 70 часов
|