Скачать 365.68 Kb.
|
На правах рукописи УДК 528. 94 ХАНКЕБО ТИЛАХУН ЭРДУНО РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СЕРИИ ШКОЛЬНО - КРАЕВЕДЧЕСКИХ АТЛАСОВ РЕГИОНОВ ЭФИОПИИ 25.00.33 – Картография АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва 2008 Работа выполнена на кафедре Картографии Московского государственного университета геодезии и картографии Научный руководитель – доктор технических наук, профессор Верещака Тамара Васильевна Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Сладкопевцев Сергей Андреевич; кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Котова Татьяна Викторовна Ведущая организация – ПКО «Картография» Защита диссертации состоится 21 февраля 2008 года в 1000 часов на заседании диссертационного Совета № Д.212.143.01 при Московском государственном университете геодезии и картографии по адресу: 105064, Москва, Гороховский пер., 4, зал заседаний Ученого совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИИГАиК Автореферат разослан 17 января 2008 года Ученый секретарь диссертационного Совета Б.В. Краснопевцев Актуальность проблемы. В Эфиопии, как и в ряде других стран африканского континента, обеспечение школ картами во многом зависит от зарубежных изданий. Собственных карт, не говоря уже об атласах, нет. Преподавание географии, природоведения, истории, биологии лишены вспомогательных картографических пособий, что значительно снижает качество обучения. Чтобы восполнить этот пробел, необходимо сделать карты обязательным средством общего образования, создать такие картографические произведения, которые станут любимыми пособиями для школьников, раскрывающими в доступной и занимательной форме особенности природы, хозяйства своей страны - в целом и родного края, области, города, села в частности. Таким требованиям отвечают школьно-краеведческие атласы. Их создание послужит развитию географической, природоведческой грамотности, приобретению навыков работы с картами, получению по ним знаний, не ограничивающихся материалом учебников, но совершенно новых, которые даёт наглядная точная карта. Школьно-краеведческие атласы и их замечательные свойства могут быть полезны не только школьникам, студентам, но и самым широким слоям населения. Разработка школьно-краеведческих атласов актуальна как для рассматриваемого региона, так и для развития атласной и учебной картографии в целом. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка проекта серии школьно-краеведческих атласов Эфиопии, как основы будущей системы учебных картографических пособий, согласованных по основным характеристикам, методике и технологии создания. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: изучить исторические, географические и социально-экономические условия, определяющие особенности картографирования страны в целом и ее отдельных регионов; оценить топографо-геодезическую и картографическую изученность территории Эфиопии, включая обеспеченность школ картографическими учебными пособиями; ознакомиться со школьными программами и учебниками (по географии, истории, краеведению и др.), выявить требования к картам и атласам, отвечающие задачам совершенствования системы образования; изучить опыт создания школьно-краеведческих атласов в России, других зарубежных странах, детально проанализировать отдельные издания; разработать общие концептуальные основы создания школьно-краеведческих атласов всех регионов Эфиопии, включающие основные характеристики атласов, методику, технологию их создания и формирование базы картографических данных, учебной ГИС; апробировать разработанную общую концепцию на одном из региональных государств Эфиопии (Дебуб Хизбоч); выполнить авторские составительские работы по созданию отдельных карт регионального государства Дебуб Хизбоч и разработать макет школьно-краеведческого атласа на его территорию. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является природа, экономика, население, история, культура Эфиопии и ее региональных государств. Предмет исследования – методика, технология создания школьно-краеведческих атласов, их типы, технические и географические (содержательные) характеристики. Методы и средства исследований. Диссертационное исследование строится на системном картографическом подходе и опирается на теоретико-методологические основы общегеографического, тематического, атласного картографирования, отраженные в трудах ученых и картографических произведениях, а также на достижения в области цифровых компьютерных технологий. В работе широко использован опыт создания школьно-краеведческих атласов в России. Все картографические приложения разработаны на основе методов и приемов геоинформационного картографирования. Состояние изученности проблемы. Проблема изучена по изданным картам, атласам, публикациям и раскрыта во 2ой главе диссертации. В странах мира накоплен определенный опыт создания специально для учебных целей школьно-краеведческих атласов, среди которых особенно выделяются издания России. Однако обобщающих современных исследований по анализу проблемы и постановке экспериментально-производственных работ практически нет. Что же касается Эфиопии, то необходимые для школ карты и атласы вообще не разрабатываются и не издаются. На защиту выносятся:
масштабы, проекции, компоновки карт атласов; система общегеографических карт-основ для учебных пособий; структура и содержание атласов; критерии и методика расчета нормативно-цензовых показателей отбора объектов содержания карт; методика и технология создания базы картографических данных общегеографических элементов и создания цифровых карт; общая технология создания атласов в ГИС среде; элементы внешнего оформления и язык атласов.
Научная новизна. Представляемая диссертация – одно из первых обобщающих научных исследований по школьно-краеведческим атласам разных стран в целом и первое исследование карт и атласов Эфиопии. Новые научные результаты исследований состоят в следующем: сформулированы современные требования к школьно-краеведческим атласам, соответствующие задачам школьного обучения; для всех регионов Эфиопии разработан проект серии школьно-краеведческих атласов, обеспечивающий их единство и сопоставимость. Проект включает систему разработок по: 1) математической и географической основам карт атласов; 2) структуре атласов; 3) системе базовых карт-основ и их содержанию с критериями отбора объектов, расчетом нормативно-цензовых показателей и шкалы сечения рельефа для учебных карт Эфиопии; 4) методике формирования базы картографических данных, учебной ГИС и созданию цифровых карт-основ; 5) технологии создания атласов; 6) элементам внешнего оформления и языку атласов. в порядке экспериментальных работ и реализации общей концепции проекта впервые разработаны программа, методика создания и макет школьно-краеведческого атласа одного из региональных государств Эфиопии – Дебуб Хизбоч; для каждого раздела атласа региона составлены практикумы для самостоятельной работы школьников с картами и учебниками; выполнены авторские работы и составлены оригинальные общегеографические и тематические карты для школьно-краеведческого атласа региона Дебуб Хизбоч; сформирована картографическая (общегеографическая) база данных в масштабах, начиная с 1: 2 500 000 (в границах региона). Проект создания серии школьно-краеведческих атласов разработан на основе анализа и обобщения методических подходов и тенденций развития этого направления картографирования в разных странах, а также на основе изучения и оценки картографо-геодезической изученности Эфиопии, ее природы, хозяйства и культуры. Результаты указанных исследований отражены в депонированной рукописи объемом 47 страниц с 10-ю табличными сводками. Практическая значимость работы непосредственно связана с решением одной из главных задач общества – совершенствования системы школьного образования. Для Эфиопии эта задача особенно актуальна. Настоящее исследование выполнялась по заданию Министерства образования страны и Картографического агентства при Министерстве финансов Эфиопии. Результаты исследований автора будут переданы в указанные ведомства для их внедрения в научных, образовательных и производственных организациях. Апробация результатов работы. Диссертационные исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях студентов, аспирантов, и молодых ученых МИИГАиК в 2005, 2006 2007гг. и на 23-й международной картографической конференции (Москва, август, 2007 г.) Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 145 страниц текста, 24 таблицы, 24 рисунка. Приложение – макет школьно-краеведческого атласа одного из регионов страны 44 стр. Список литературы включает 143 наименования – литературные источники и ресурсы Internet, а также 43 издания карт и атласов. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и методы исследований, раскрыта их научная новизна и практическая значимость. Глава 1. Историко-географическая характеристика Эфиопии и ее картографическая изученность Глава раскрывает особенности исторического развития страны, своеобразие ее природных и социально-экономических условий, состояние картографической изученности. Эфиопия – древнейшая не колонизированная страна в Африке, первые упоминания о которой относятся к 2800 году до н. э. Площадь страны – 1,1 млн. км2; численность населения – 71,034 млн. человек. Официальное название – Федеративная Демократическая Республика Эфиопия; включает 8 региональных государств и 3 города федерального значения. Столица – Аддис-Абеба (численность населения >3 млн. жителей). История Эфиопии – это история войн за независимость своего государства. Начиная с ХIV века, народ Эфиопии отстаивает свою свободу, не проиграв ни в одной войне. В физико-географическом отношении это горная страна, расположенная преимущественно на Эфиопском (Абиссинском) нагорье; г. Рас–Дашэн–4623 м – высшая точка страны. На северо-востоке к нагорью примыкает тектоническая впадина Афар с озером Ассале, урез которого составляет 116 м ниже уровня моря. По климатическим и биотическим условиям различают пять высотных поясов, табл. 1 Характеристика климата Эфиопии по высотным поясам Табл. 1
Выстным поясам соответствуют:1–горные парковые саванны; 2 – вечнозеленые кустарники тропического типа; 3 – горные саванны, дождевые тропические леса; 4 – саванны, светлые леса; 5 – кустарниковые пустыни, полупустыни и опустыненные саванны. Ведущую роль в экономике страны играет сельское хозяйство–60%. Основу промышленности Эфиопии составляют обрабатывающие отрасли. Основной вид транспорта – автомобильный (87% грузовых и 98% пассажирских внутренних перевозок). Железнодорожная сеть представлена линией Аддис-Абеба – Джибути и специализируется на перевозке внешнеторговых грузов. Существенную роль в грузо- и пассажирообороте играет воздушный транспорт. Картографическую службу Эфиопии, начало деятельности которой относится к 1954 году, в настоящее время возглавляет Картографическое агентство при Министерстве финансов страны. Государственными топографическими картами являются карты масштабов 1:50 000 и 1:250 000. Сведения о них приведены в табл.2. Плановой основой для топографического картографирования Эфиопии служат сети триангуляции и трилатерации, имеющие общую протяженность около 4,5 тыс. км и включающие 365 пунктов. Высотной основой служат сети геометрического нивелирования 1 и 2 классов. Сеть 1 класса включает 3,3 тыс. км ходов, закрепленных 960 реперами. По индивидуальным заказам Картографическое агентство создает топографические карты и планы в масштабах 1:25 000, 1:20 000, 1:15 000, 1:10 000, 1:5 000, и 1:2 000. Сведения о государственных топографических картах Эфиопии Табл.2
|
Проект по теме: Разработка учебного проекта «Геометрия вокруг нас» Разработка проекта «Геометрические кружева» по курсу геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных школ | «Инновационные образовательные практики маоу «Гимназия №2» г. Соликамска... Заполнение заявки на подбор персонала осуществляется непосредственным руководителем подразделения, у которого открылась вакансия | ||
Горелова Ирина Николаевна Рязань 2012 г. Аннотация Разработка серии... Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты... | Проекта Цель: продолжить работу по формированию здорового образа жизни из серии «Экология человека. Пища» | ||
«Управление качеством» рефераты Разработка систем качества в соответствии с требованиями стандартов исо серии 9000 | Комитет образования Победы в Великой Отечественной войне», а также в целях активизации работы туристско-краеведческих объединений в рамках движения «Отечество»,... | ||
Информация о деятельности проекта кешер апрель 2013 г Одесса (Украина) – Региональный семинар Крыма, восточного и южного регионов Украины | Методическая разработка урока по курсу: “духовного краеведения подмосковья”... Неслышное эхо молча ушедших русских деревенек юго – востока московии”. / Сб историко – краеведческих очерков. Составитель и оформитель... | ||
Дипломный проект на тему: «Разработка системы сервиса при зачистке... Целью дипломного проекта является разработка проекта системы сервиса при зачистке стальных вертикальных резервуаров для хранения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... | ||
Дипломная работа на тему: Проект мероприятий по улучшению Целью дипломного проекта является разработка проекта мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия зао «дикси юг» | Программа «Мобильных уроков» Поволжье. Поведены итоги учебного года и проекта «Мобильные уроки» компании «МегаФон». Более 30 000 учеников школ из 13 регионов... | ||
Проекта: Разработка Web-приложений Разработка web-приложений, бизнес процесс разработки web-приложения, cms drupal, создание сайта кафедры | Разработка интернет-магазина компьютеров «dsn» Работа разделена на 2 главы с разделами и подразделами, которые содержат, 6 иллюстраций, дающие наглядное представление о наиболее... | ||
Реферат Работа посвящена созданию курсового проекта по основам ngn Целью дипломной работы является разработка курсового проекта, который позволит обобщить и дополнить пройденный материал по основам... | Структура сборника: Информация и примеры Вопросы для самоконтроля и упражнения Перед вами учебное пособие из серии, подготовленной экспертами проекта «Реформа бухгалтерского учета и отчетности ii», который осуществляется... |