№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока, применение ИКТ
| Элементы обязательного минимума образования
| Планируемые результаты
| Дополнитель-ный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
| Примеча-ния
|
план
| факт
|
|
Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ( 1 час)
|
1
| Введение. Науки о природе. Методы изучения природы
| 1
| Урок-диалог
| Комплекс наук о природе. Смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы. На примере физического тела – Земля раскрыть значение некоторых естественных наук.
| Знать: смысловые содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы; объекты изучения естественных наук.
Уметь: логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности Объяснять: значение естественных наук в познавании природы.
| Электрические, звуковые, химические, биологические явления в природе.
| Фронтальный
| Заполнить таблицу: «Тела, вещества, явления»
|
|
|
|
Раздел 2: ВСЕЛЕННАЯ (17 часов)
|
2
| Что такое Вселенная. Как древние люди представляли Вселенную?
| 1
| Комбинированный с применением ИКТ:
Глобус Земли, иллюстрации представления о Вселенной. Атлас «Мир и человек», фотографии планет и т.д.
| Понятие «Вселенная». Представления древних людей о строении Вселенной. Взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| Знать: современное определение Вселенной; системы мира по Аристотелю и Птолемею.
Уметь: самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, используя материал учебника.
Сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
|
| Индивидуальный
| С.4-5 читать, поработать над рубрикой «Подумайте», записать в словарик слова, индив.сообщ. об Аристотеле и Птолемее.
|
|
|
|
3
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею
| 1
| Мини-семинар
| Взгляды древнегреческих ученых на строение Вселенной (Аристотель, Птолемей). Черты сходства и отличия системы мира по Аристотелю и Птолемею
| Знать: какой вклад в науку внесли Аристотель и К.Птолемей.
Уметь: составлять рассказы, небольшие рефераты, используя материал учебника и дополнительную литературу.
Сравнивать модели Вселенной Аристотеля и Птолемея, находить черты сходства и отличия
| Биография Аристотеля и Птолемея
| Индивидуальный
| с. 6-7 изучить текст,
на с.8-9 выполни Индив. сообщ. о Н. Копернике ть задание,
|
|
|
|
4
| Н.Коперник и его модель Вселенной.
| 1
| Практикум:
Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие модель Вселенной по Копернику и доказательства шарообразности Земли; рисунки в учебнике, географическая карта полушарий Земли.
| Географические открытия, доказавшие шарообразность Земли. Н.Коперник – ученый, изменивший представление о Земле как центре мира
| Знать: особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н.Коперником.
Уметь: работать с материалом учебника, составлять схемы, рисунки.
Сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| Биография Н.Коперника
| Групповой
| с. 10-11 изучить текст, пересказ, на с.14 выполнить задания:
1в. -1зад., 2в. -4зад.,
Индив. сообщ. о Н. Копернике
|
|
|
|
5
| Джордано Бруно и Галилео Галилей. Развитие идей Коперника
| 1
| Комбинированный с применением ИКТ:
Схема и модель Солнечной системы;
| Дж.Бруно, его роль в распространении и развитии учения Н.Коперника. история жизни Г.Галилея.
| Знать: заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучении Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении Вселенной.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, извлекая из него нужную информацию; совершать логические операции – сравнивать, анализировать, делать выводы.
Формулировать выводы о взглядах Н.Коперника, Дж.Бруно и Г.Галилея по поводу строения Вселенной.
|
| Индивидуальный
| с. 12-13 изучить текст, пересказ, выполнить зад. 6 на с.15, записать в словарик имена ученых, перечислить на с. 15.
|
|
|
|
6
| Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы
| 1
| Урок-исследование: Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы
| Солнечная система, ее состав и возникновение. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Их особенности: удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники.
| Знать: состав Солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.
Уметь: логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.
Решать проблемные вопросы по данной теме.
| Планеты земной группы
| Групповой
| Записи в тетрадях, знать схему,
С.16-18 изучить текст., уметь рассказывать,
с 20 выполнить задания 1в-1з., 2в.-2з., 3в.-3 з,
4в.-4 з.
|
|
|
|
7
| Планеты-гиганты. Самая маленькая планета – Плутон.
| 1
| Комбинированный с применением ИКТ:
Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы
| Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, их характеристика (удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники). Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы.
| Знать: характеристику планет-гигантов и маленького Плутона. Их особенности.
Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать;
Находить планеты-гиганты на схеме или модели Солнечной системы с их последующей характеристикой.
|
| Индивидуальный
| С. 22-23 читать, пересказ, пригот.
одар. - доклады о планетах, остальным выполнить зад. на с.26-27
|
|
|
|
8
| Спутники планет.
| 1
| Комбинированный
| Небесные тела – спутники планет. Луна – естественный спутник Земли. Изучение Луны, ее характеристики.
| Знать: спутник Земли – Луну и ее характеристики; спутники других планет Солнечной системы.
Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.
Решать проблемные вопросы по данной теме.
| Изучение Луны с помощью автоматических станций
| Индивидуальный, фронтальный
| Выполнить задание с. 26-27, зарисовать Луну такой, какой ее видно вечером,
Инд. сообщения, презентации «Астероиды и кометы»
|
|
|
|
9
| Небесные тела. Астероиды. Кометы
| 1
| Комбинированный с применением ИКТ:
Схема Солнечной системы; фотографии комет, астероидов
| Составные части Солнечной системы – астероиды, кометы. Их формы, размеры, происхождение. Движение комет относительно Солнца. Строение кометы
| Знать: небесные тела Солнечной системы – астероиды и кометы, их характеристики.
Уметь: извлекать из текста нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради в виде схем, рисунков.
Объяснять особенности происхождения небесных тел – астероидов и комет.
|
| Индивидуальный
| с. 28-30 изучить текст,
нарисовать
1в.-астероиды, 2в.- кометы, заполнить словарики
|
|
|
|
10
| Метеоры, метеориты – небесные тела
| 1
| Комбинированный с применением ИКТ:
Схема Солнечной системы; фотографии метеоров
| Мелкие тела и космическая пыль в межпланетном пространстве. Метеоры, метеориты. Особенности их происхождения.
| Знать: происхождение космических тел – метеоров и метеоритов.
Уметь: работать с учебником, составлять схемы, рисунки в тетради.
Объяснять черты сходства и отличия небесных тел – метеоров, метеоритов, астероидов, комет.
|
| Индивидуальный, фронтальный
| с.34 чит., выполнить зад. 3 на с.33, словарная работа
|
|
|
|
11
| Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
| 1
| Урок-диалог, применение ИКТ:
Рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, расстояние от него до Земли
| Звезды, размеры и природа Солнца, как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде
| Знать: звезда, каковы размеры Солнца
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника
Находить верные ответы на проблемные вопросы по теме.
| Стихи о Солнце, звездах
| Фронтальный
| Изучить текст на с. 34, 1-5 вопросы в рубрике «Какие утверждения верны?»
|
|
|
|
12
| Многообразие звезд
Практическая работа1 «Нахождение Большой Медведицы и определение направление на север по Полярной звезде»
| 1
| Практикум
| Разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре. Сверхгиганты, гиганты и карлики
| Знать: то, что звезды – гигантские пылающие шары, многообразие звезд и их характеристики.
Уметь: работать с учебником, составлять схемы, рисунки.
Характеризовать расположение звезд относительно Земли.
|
| Индивидуальный
| С.35 читать, закончит практ. раб. на с 38.,работа со словарем
|
|
|
|
13
| Созвездия.
Практическая работа2 «Созвездия»
| 1
| Практикум
ИКТ- Изображения фигур созвездий на старинных звёздных картах.
| Звездное небо. Участки звездного неба – созвездия. Их многообразие, самые известные созвездия. Ориентация по звездам, определение сторон горизонта по Полярной звезде.
| Знать: названия некоторых созвездий, особенности ориентации.
Уметь: находить на звездном небе созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея; изготавливать из различных материалов наглядные пособия.
Ориентироваться по Полярной звезде Малой Медведицы. Применять знания на практике. Решать проблемные вопросы по теме.
|
| Индивидуальный
| Знать записи в тетр., изучить фигуры созвездий на с.36-37, выполнить практич. работу по зад. на с.38
|
|
|
|
14
| Галактики. Световой год.
| 1
| Комбинированный с применением ИКТ - (Презентация
Power Point)
| Представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года
| Знать: что представляет собой Галактика Млечный Путь, ее характеристики, астрономическую единицу длины – световой год.
Уметь: находить на ночном небе Млечный Путь
|
| Фронтальный
| Изучить текст на с. 40-42
|
|
|
|
15
| Многообразие Галактик.
| 1
| Комбинированный с применением ИКТ- Фотографии галактик; схема Солнечной системы
| Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения
| Знать: о множестве галактик во Вселенной, методы их изучения
Уметь: выполнять логические мыслительные операции: анализировать, сравнивать
|
| Фронтальный
| Изучить текст с. 48,
1в.- вып. зад.48,
2в.- пригот. кроссворд по теме «Вселенная»
|
|
|
|
16
| Обобщающий урок по теме «Вселенная». Игра: «Путешествие по Вселенной»
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях; о галактиках.
| Знать: как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика.
Уметь: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, находить нужную информацию.
Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.
|
| Фронтальный, групповой
| Подгот. к проверочной работе по теме «Вселенная», заполнить словарики
|
|
|
|
17
| Проверочная работа по теме
«Вселенная»
| 1
| Урок контроля знаний
| См. уроки
№2-15
| Знать: основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную, отличие систем мира по Птолимею и Н.Копернику, рорль Дж. Бруно и Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную, строение и состав Солнечной системы.
Уметь: отвечать на вопросы, совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать.
|
| Индивидуальный
|
|
|
|
|
18
| Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе по теме «Вселенная»
| 1
| Работа над ошибками
| См. уроки
№2-15
| Знать: какие вопросы пройденной темы изучены недостаточно глубоко.
Уметь: ликвидировать проблемы в своих знаниях
|
| Индивидуальный
| Индивидуальное д\з, зависит от допущенных ошибок
|
|
|
|
|