ФОРМИРОВАНИЕ УУД
(УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(на примере УМК «Перспективная начальная школа»)
Выступление заместителя директора по УВР
Дмитровской средней общеобразовательной школы №8
Мелешко Ларисы Сергеевны
на областной научно-практической конференции
«Формирование универсальных учебных действий как
планирование результатов начального образования» 15 февраля 2011 года, г.Троицк
| За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
| Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.
«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и научусь»
Китайская мудрость
| На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя».
Элберт Хаббарт
| В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
По сути, происходит переход:
от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;
от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;
к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,
к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
| Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
| Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС НШ являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия.
Для создания благоприятных условий развития УУД необходимо внести коррективы в цели, содержание и методику обучения.
Условия развития УУД
| Необходимо исключить
| Нужно стремиться
| Цель обучения
| Передача готовых знаний
| Развитие умений по применению знаний
| Содержание
| Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания
| Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК.
| Методика
| Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей
| Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
|
|
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС НШ, представлены в учебниках двумя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения двух первых).
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
| Приведу примеры заданий, основная цель которых — формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по основной содержательных линий курса.
| Задания, основная цель которых:
1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Тема «Проверь себя». «Растение живет, дышит, питается, размножается. Животное живет, дышит, питается, размножается,... В чем сходство и различие живых организмов?» (1 кл., с. 77).
Тема «Разнообразие животных». «Проверь по Оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на с. 5. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится» (2 кл., ч. 2, с. 8).
3) Тема «План местности». «Назови все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? Найди на плане села Мирного пляж. Расскажи, как дойди до него от дома Ивановых» (3 кл., ч. 1, с. 30). 2. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план. план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». «Поверхность Земли на карте обозначена условными знаками. Какие условные обозначения потребуются для составления карты вашего края» (3 кл., ч. 1, с. 42). «Почему в коридоре школы должен обязательно висеть план школьного здания?» (3 кл., ч. 1, с. 42).
Тема «План местности». «Используя план местности села Мирного, расскажи соседу по парте, как ему дойти от школы до метеостанции. А он расскажет тебе, чем отличается план села Мирного от рисунка этого села. Как на плане показаны направления на север и на юг?» (3 кл., ч. 1, с. 30).
Тема «Как мы воспринимаем окружающий мир». «Четвертое заседание клуба. Задание для каждого из членов клуба: познакомиться с планом работы клуба на месяц, подготовить для учащихся вторых и третьих классов доклад об одном из органов чувств. Можешь придерживаться такой последовательности изложения: 1) название органа чувств; 2) значение этого органа для жизни человека (или что человек чувствует с его помощью); 3) строение органа; 4) предупреждение заболевания органа» (4 кл., ч. 2, с. 43). Условные обозначения «Наблюдение», «Опыт», «Выскажи предположение», «Работа в парах», «Будь осторожен!»
| 3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.
Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». «Обрати внимание на комнатные растения, которые стоят около окна. Их листья обращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3-4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3-4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твоё Предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления» (2 кл., ч. 1, с. 71).
Тема «Свойства воды». «Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: ПРОЗРАЧНАЯ, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ» (3 кл., ч. 1, с. 89).
Тема «Самый большой орган чувств». «Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Это будет не так-то просто сделать, потому, что ты смыл(а) липкую пленку. Не волнуйся — защитная пленка скоро образуется вновь» (4 кл., ч. 2, с. 16).
4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
Тема «Учимся читать карту». «Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину» (3 кл., ч. 1, с. 26).
Тема «Поле и его обитатели». «Прочитай первые четыре абзаца. В основном этот материал вы обсуждали на заседаниях клуба во 2-м классе, но в нем есть и новые сведения. Выдели их» (3 кл., ч. 2, с. 55).
Тема «Зона лесов». «Помнишь ли ты план изучения природных зон? Перескажи его соседу по парте. Воспользуйтесь им при изучении зоны лесов» (4 кл., ч. 1, с. 84).
5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.
1) Тема «Дикие животные». «Расскажи по рисункам, как появляется на свет лягушка (1 кл., с. 52). Расскажи по рисункам, как птицы заботятся о своих питомцах?» (1 кл., с. 53).
Тема «Холмы и овраги». «Перед тобою рисунок образования оврага. Расскажи, как овраг образуется?» (3 кл., ч. 1, с. 32).
Тема «Природа будет жить». «Научно-популярная сказка Бориса Заходера «История гусеницы», которую вы читали на уроках литературного чтения, познакомила вас с тем, как развивается бабочка-крапивница. А знаешь ли ты, что и другие бабочки развиваются так же, как и крапивница? Рассмотри рисунки и расскажи о развитии бабочки-капустницы, кузнечика» (3 кл., ч. 2, с. 98-99).
| 6 Использовать словарь учебника (словари УМК, определители (гербарии) растений, дополнительный материал из Интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.
Тема «Условия жизни на планете Земля». «Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле» (2 кл., ч. 1, с. 42).
Тема «Про дельфинов», «Если хочешь больше узнать о дельфинах, найди дополнительный материал в Интернете» ( 4 кл., ч. 1, с. 178).
«Растения твоего края». «По своим наблюдениям, а также используя гербарий растений своего края и краеведческую литературу, назови растения и животных своего края. Составь соответствующие таблицы» ( 4 кл., ч. 1, с. 136).
Тема «Что за зверь?». «А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополнительный материал в Интернете» (4 кл., ч. 1, с. 173)
7 . Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).
1). Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли». «Одноклассники Маши на уроке обсуждали, как связаны неживая и живая природа. Прочитай примеры, которые они привели. Можешь ли ты рассказать о своих наблюдениях?» (3 кл., ч. 1, с. 35-38).
2). Тема «Луг и человек». «Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краю луга, а не от края луга к центру?» (3 кл., ч. 2, с. 82)'.
3). Тема «Луг и человек». «Вместе с.членами клуба внеси в Красную книгу вашего края названия растений и животных луга, которые нуждаются в охране» (3 кл., ч. 2, с. 82).
| 8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).
1). Тема «Растения». «А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок слева. Какие лекарственные растения помогут оказать первую помощь в этом случае» (1 кл., с. 60).
2). Тема «Свойства воды в твердом состоянии». «Поверхность льда гладкая и скользкая. ГОЛОЛЕД — опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму. Прочитай советы врача Тамары Егоровны и обсуди их на заседании клуба» (3 кл., ч. 1, с. 70).
3). Тема «Безопасное поведение в лесу». «Восьмое заседание клуба. Задание для всех присутствующих: составить для первоклассников правила безопасного поведения в лесу (клещи, встреча с животными)» (3 кл., ч. 2, с. 74).
4). Тема «Расти здоровым». «От чего зависит здоровье человека? Рассмотри схему. Дополнить тебе ее поможет Оглавление» (2 кл., ч. 2, с. 54). 9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья: осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помошь при несложных несчастных случаях.
Тема «Про тебя». «Рассмотри рисунок на странице 45. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде?» ( 2 кл., ч. 2, с. 44).
Тема «Берегись простуды!» «Рассмотри рисунок на с. 77. Расскажи по рисунку, какие правила гигиены надо соблюдать?» (2 кл., ч. 2, с. 78).
Тема «Советы врача». «Как помочь человеку, если он ничего не сломал, но у него-из носа идет кровь? Отклонить голову назад? НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!...» (4 кл., ч. 2, с. 66).
Тема «А не хочешь ли ты стать выше ростом?». «Проделай небольшой эксперимент...» (4 кл., ч. 2, с. 128).
| 10. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.
1) Тема «Имя города, села поселка». «Ты посылаешь письмо в школьный клуб "Мы и окружающий мир". Что ты указываешь после имени отправителя и имени получателя?» (2 кл., ч. 2, с. 93)
Тема «Полезные ископаемые твоего края». «Рассмотри карту полезных ископаемых России на с. 134-135. Какими условными знаками обозначены на карте различные полезные ископаемые? Определи положение твоего края на этой карте. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае?» (4 кл., ч. 1, с. 133).
Тема «Значение лесов». «Рассмотри рисунок-схему на с. 72. Составь по рисунку-схеме план рассказа о значении такого природного сообщества, как лес» (3 кл., ч. 2, с. 71).
Аналогичные задания: 1 кл.: карта Российской Федерации как иллюстрация строк Гимна: «От южных морей до полярного края раскинулись наши поля и луга» (е., 65-71); 2 кл., ч. 2: с. 93, 94...; 3 кл., ч. 2: 1-й форзац — карта «Золотое кольцо России», 2-й форзац — план-карта Санкт-Петербурга, с. 128, 132, 133...; 4 кл. Ч. 1: с. 8, 9, 134-135, 136, 142, 143, 144, 146-147; ч. 2: с. 69, 70-71, 90. 11. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт- Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.
Тема «День Конституции России». «Рассмотри на странице 116 Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены?» (2 кл., ч. 2, с. 115).
Тема «Золотое кольцо России». «Посмотри на страницах 110-120 учебника и назови соседу по парте, в каких городах мы "побываем", присоединившись1 к автобусной экскурсии. А сосед по парте, прежде чем отправляться в путешествие по "Золотому кольцу", отметит предполагаемый маршрут на плане-карте, находящейся в тетради для самостоятельной работы» (3 кл., ч. 2, с. 109).
Тема «Путешествие по Санкт-Петербургу» (десятое заседание клуба). «Задание всем присутствующим на заседании школьного клуба: рассмотрите на форзаце план-карту города, отметьте на плане-карте в тетради для самостоятельной работы те места, которые хотелось бы посетить во время экскурсии по городу.
12. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком: находить место изученных событий на «ленте времени».
Тема «История Московского Кремля». «Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?» (2 кл., ч. 2, с. 98).
Тема «Общий дедушка». «Кого из родственников называют прадедушкой? Кто был прадедом Ивана III, построившего более 500 лет тому назад Московский Кремль из красного кирпича?» (2 кл., ч. 2, с. 109).
Тема «Лента времени». «Рассмотри ленту времени и расскажи соседу по парте, в каком веке произошли эти события. А он напомнит тебе имена великих князей, с которыми эти события связаны» (3 кл., ч. 2, с. 106).
13. Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. Страницы, содержащие адреса дополнительного материала в Интернете: 2 кл., с. 122, тема «Верования древних славян»; 3 кл., с. 187, темы «Верования древних славян», «Праздники древних славян» (адреса в хрестоматии); 4 кл., с. 187, темы: «Начальная русская летопись», «Верования древних славян», «Праздники древних славян», «Древняя Русь».
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).
Задания по форзацу учебника: 1 кл.: «Правила поведения в школе»; 2 кл., ч. 1: «Правила поведения в классном коллективе»; 2 кл., ч. 2: «Взаимопомощь в семье».
Рассмотри рисунок. «Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники?» (2 кл., ч. 2, с. 107).
Тема «Поверхность и водоемы твоего края». «А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Включите его в общий план школьных мероприятий по охране окружающей среды» (4 кл., ч. 1, с. 132).
15. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Тема «Экскурсия в город». «Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город?» (2 кл., ч. 1, с. 104).
Тема «Твоя безопасность дома». «В квартире многоэтажного дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади?» (2 кл., ч. 2, с. 87).
'
16. Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей-
Тема «Золотое кольцо России». «— Неужели мы никогда не увидим фрески Гурия Никитина и Силы Савина? — огорчился Миша. — Увидим! Но не в Ярославле, а в Костроме! — успокоила Мишу Людмила Андреевна. — Ведь они костромские художники. Там мы их фрески и посмотрим» (3 кл)
Тема «Вера в Единого Бога и сохранение традиционной обрядовости». «Почему люди, которые признают Единого Бога (христиане, мусульмане, иудеи), ходят в разные храмы? Так, например, друзья Маши и Миши вместе с родителями ходят в христианский храм. Они верят в Иисуса Христа. А дедушка и бабушка Рашида, друга Кости, ходят в мечеть. Они верят в Аллаха. Родители Сени ходят в Синагогу и верят во Всевышнего Бога. А у Тани Перовой прабабушка живет в Бурятии. Она поклоняется Будде и ходит в буддийский храм» (4 кл., ч. 1: с. 39, 40; 3 кл., ч. 2: с. 108-122. 4 кл., ч. 1: с. 39-49, 185-186).
Иллюстрации: храмовый комплекс в Москве, в районе Владыкино, включающий храмы трех религий, конец XX века (с. 40—41). Памятники иудейской культуры, XIX век (с. 46). Памятники буддийской культуры. Индия, Аджанта, VI-VII века (с. 46). Памятник христианской культуры, начало XV века (с. 47). Памятники мусульманской культуры, VII и XVI века (с. 47). 17.Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).
Тема «День Конституции России». «Ты уже учишься во 2-м классе и знаешь права и обязанности школьника. Как ты понимаешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется?» (2 кл., ч. 2, с. 114).
2) Тема «День Конституции России». «О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать?» (2 кл., ч. 2, с. 115).
| Из приведённых заданий становится видно, что курс «Окружающий мир»), как и каждый учебный предмет, в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий, которые приведены в таблице. Смысловые
акценты УУД
| Курс «Окружающий мир»
| личностные
| нравственно-этическая ориентация
| регулятивные
| целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
| познавательные
общеучебные
| широкий спектр источников информации
| познавательные логические
| анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
| коммуникативные
| использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
|
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
В результате изучения всех без исключения предметов (в том числе и курса «Окружающий мир») на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
|
|