Скачать 257.86 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шадринцевская сош
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 класс 2012-2013 уч. год Природоведение (70 ч) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по природоведению и Программы курса «природоведение» для 5-го класса автора В. Б. Плешаков, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное за бегание вперед. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». Учащиеся должны знать: — как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений); — строение живой клетки (главные части); — царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); — беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры); — среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); — природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); — как человек появился на Земле (на уровне представлений); — естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать); — как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3—5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги); — изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); — важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать). Учащиеся должны уметь: — выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях; — пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами; — рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты; — показывать на карте основные природные зоны Земли; — составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. 1. Вселенная (18 ч) Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик. Практическая работа Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности Луны. 2. Земля (18 ч) Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над су- шей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Практические работы На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков. На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки. Ознакомление со свойствами горных пород и минералов. 3. Жизнь на Земле (16 ч) Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Практические работы Рассматривание ископаемых остатков организмов. Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах. Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов. Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов. Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах. 4. Человек на Земле (16 ч) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Практические работы Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Данное тематическое планирование составлено по учебнику А.А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение»
|
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Программа основного общего образования по природоведению 5 класс Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению класс 5 Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального... ... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... | Рабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю) Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,... | ||
Тематическое планирование Класс: 5 Название предмета: Природоведение... Элементы содержания Федерального Компонента Государственного Стандарта по природоведению(1-2-3-4-5кл.) 2004 г | Рабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А.... ... | ||
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического... Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по... | Пояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса ... |