Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников





Скачать 94.06 Kb.
НазваниеПроекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников
Дата публикации06.05.2015
Размер94.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Грайворонское МУ "Отдел управления образованием"









(в помощь учителю биологии)

г. Грайворон

2003г.

ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
"Человек неразумен... умом обладает окру­жающая его среда" — афоризм, принадлежа­щий древнегреческому мыслителю Гераклиту. Чтобы приобщиться к этому источнику муд­рости, необходимо прежде всего овладеть языком Природы. Каким образом? В фило­софской притче португальского писателя Паоло Коэльо старый Алхимик говорит своему ученику: "Есть только один путь постиже­ния — действовать!"

Научить наших учеников действовать — самая важная задача, которую необходимо решить.

Организуя экологически ориентированную деятельность школьников, следует рассматри­вать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравст­венно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Следовательно, эколо­гическое образование будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируют­ся отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического харак­тера, а с помощью целостной системы педа­гогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой.

Данная модель позволяет создать такие ус­ловия, в которых ученик успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ори­ентацию в системе субьектно-объектных и субьектно-субъектных отношений, где он — активный творец этих отношений, а не толь­ко их созерцатель. Конкретные знания, их си­стема, выступают при этом как средство по­знания и преобразования действительности, а не как конечная цель.

В последние годы широкое распростране­ние получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Проект­ная деятельность не новая в мировой педа­гогике. Так называемый метод проектов воз­ник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Его называли также метолом проблем и свя­зывали с идеями гуманистического направле­ния в философии и образовании, разработан­ными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным ком­понентом вполне разработанной и структури­рованной системы образования.

В основе метода проектов — развитие по­знавательных интересов учащихся; умений са­мостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прост­ранстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие крити­ческого мышления. Этот метод всегда ориен­тирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в те­чение определенного отрезка времени.

При организации работы над проектами должны использоваться разнообразные виды деятельности (схема 1).

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, раз­личают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипо­теза и вытекающие из них задачи исследова­ния; методы исследования, обсуждение ре­зультатов, выводы и рекомендации. Исследо­вательские проекты — одна из наиболее распространенных форм данного вида деятель­ности. Пример — работы, выполняемые в рамках школьного экологического монито­ринга (изучение и контроль состояния бли­жайшего водоема или реки; лишайниковый мониторинг и т.д.).

Схема 1
ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


Познавательная

Работа над учебными проекта­ми, организация и проведение мониторинга окружающей среды


Ценностно-

ориентировочная

Моделирование различных от­ношений к окружающей среде через игровые роли, формиро­вание умения принимать реше­ние в ситуациях выбора; про­ектирование индивидуального экологического пространства


Эстетическая

Развитие способности выра­жать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами: в стихах, рисун­ках, эссе и т.п.


Преобразова­тельная


Реальная деятельность по улуч­шению состояния своего социоприродного окружения


Коммуникативная

Общение, являющееся услови­ем познания, условием выра­ботки человеком системы цен­ностей, условием труда

Творческие проекты, как правило, не име­ют детально проработанной структуры совме­стной деятельности участников — она толь­ко намечается и далее развивается в соответ­ствии с требованиями к форме и жанру ко­нечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Приключенческо-игровые проекты исполь­зуются в практике экологического образова­ния довольно редко, поскольку требуют боль­шой подготовительной работы. Однако их вос­питательный потенциал трудно переоценить. Такие проекты дают прекрасную возможность получения школьниками опыта принятия реше­ний в игровой ситуации. Участники принима­ют на себя определенные роли, обусловлен­ные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вы­мышленные герои. Каждый из них получает "легенду": особенности характера игровой ро­ли; личные цели и задачи, которые он стре­мится решить в процессе игрового взаимодей­ствия; "союзники" и "враги" и т.д. Результа­ты таких проектов не могут быть заранее точ­но предсказаны — они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это свя­зано с высокой степенью импровизации и творчества участников проекта.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, яв­лении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, так же как и исследо­вательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта и его актуальность; цель проекта, источники получения информа­ции и методы обработки информации (стати­стическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т.п.); форма представления ре­зультатов (статья, реферат, доклад, видео­фильм школьная конференция).

Практико-ориентированные проекты отли­чает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участ­ников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. В качестве примера при­ведем такие формы конечного результата, как программа деятельности школьного эко­логического общества, проект Конституции государств Голубой планеты и Устав Между­народного экологического комитета (во вре­мя общешкольной эколого-экономической иг­ры), экспозиция "Мусор от "А" до "Я"", эко­логический словарь, проект пришкольного участка и др.

Практико-ориентированные проекты тре­буют четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении ко­нечного результата. Целесообразно прово­дить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Метод проектов тесно связан с идеями прагматической педагогики, основу которой составляет опора на интерес ребенка, осозна­ние им полезности своих действий. Проект как способ организации образовательного процес­са характеризуют следующие особенности:

• взаимодействие педагогов и детей меж­ду собой и с окружающей средой;

• поэтапная практическая деятельность по достижению намеченных целей;

• возможность для ребенка предвидеть ре­зультат и планировать свои дальнейшие ша­ги, проявить способности, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным;

• логическая завершенность проекта в це­лом и различных его частей;

• предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному ус­мотрению;

• наличие конкретного практического ре­зультата для каждого этапа.

При реализации какого-либо проекта цели обучения подчинены практическим целям, каждый шаг мотивируется интересом к конеч­ному результату деятельности. Данная форма организации и деятельности школьников несо­мненно заслуживает внимания педагогов, по­тому что она помогает решать различные жизненные или просто интересные задачи. Дети делают с увлечением то, что интересно для них сейчас и будет полезно для них (или для другого) в будущем.

Таким образом, метод проектов предпола­гает обязательное определение будущего ре­зультата, мотивировку его необходимости, по­следовательное описание шагов по реализации данного проекта, которые по мере их сверше­ния будут расширяться и корректироваться.

Успешно организованный детский экологи­ческий проект при соответствующей поддерж­ке со стороны взрослых может способство­вать решению целого ряда задач.

'Микрорайоном здесь и далее мы называем не адми­нистративную единицу деления города, а территорию во­круг школы, доступную для выполнения учащимися раз­личных заданий в рамках работы над проектом.

Во-первых, участие в разнообразных видах экологически ориентированной проектной де­ятельности представляет благоприятные усло­вия для развития личности школьника. Разви­тие важных для экологически целесообразно­го поведения умений (решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым в достижении целей, планировать результаты своих действий) возможно только в результа­те приобретения личного опыта в условиях активной включенности в выполнение разно­образных видов деятельности.

Во-вторых, школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе ра­боты над проектом помощь консультантов, других ребят, родителей и знакомых, чувст­вует себя успешным. Кроме того, взаимодей­ствие с различными организациями, со свер­стниками, с жителями микрорайона во вре­мя работы по проекту способствует социали­зации ребенка.

В-третьих, метод проектов позволяет орга­низовать единую систему воспитательной ра­боты, наладить взаимодействие между педа­гогами, являющимися консультантами проек­тов, имеющих интегрированное междисципли­нарное содержание.

В качестве примера предлагаем познако­миться с общешкольным проектом, разрабо­танным педагогами гимназии №1506 г. Моск­вы (схема 2).

Схема 2





Комплексный экологический проект "НАШ НОВЫЙ ДОМ"
















Наша школа

Мы в нашей школе

Микрорайон школы

  • Экологическая паспортиза­ция школы

  • Проект озеленения помеще­ния школы

  • Ландшафтный дизайн: бла­гоустраиваем территорию школы

  • Экошкола: рациональное ис­пользование ресурсов (во­ды, электроэнергии, тепла)

  • Создание школьного инфор­мационно-статистического центра

  • Использование компьютер­ного моделирования при разработке дизайна класс­ных помещений • Участие в межшкольной сети экологического мониторинга (разработка сайта школы в ИНТЕРНЕТЕ)

  • Окружающая среда как один из важнейших факторов здоровья школьника

  • Влияние визуальной среды на здоровье человека Аудиоэкология: звуковая среда современного школьника

  • Образ жизни школьника и здоровье: социологичес­кое исследование

  • Рациональное питание — основа здоровья школьни­ка. Изучение работы школьной столовой

  • Молодежная субкультура: круг интересов современ­ного подростка(влияние молодежной субкультуры на психическое и душевное здоровье)

  • Экологическое состояние терри­тории, прилегающей к школе

  • Изучение видового разнообразия флоры и фауны микрорайона

  • Птицы в городе • Мое дерево

  • "Дыхание города": изучение со­стояния воздушной среды микро­района и возможные пути его улучшения

  • Проект создания экологической тропы

  • Экологические проблемы микро­района: изучаем общественное мнение

  • Ролевые и имитационные игры ("Районный бюджет", "Экологиче­ское равновесие")

  • Организации, располагающие ин­формацией об экологическом со­стоянии города: база данных

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проект как форма организации исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеклассной работе
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconМетодическая разработка
«Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии»
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconЗапятая ольга Валентиновна формирование социальных умений младших...
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconФормы для представления заявок по различным видам конкурсов программы...
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconУчебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников

Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconПроекты, реализованные в урочной деятельности по предметам в 2013-2014...
«Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Проекты. Окружающий мир 3 класс
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconДипломная работа На тему: Формирование самостоятельной деятельности...
Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся средних классов
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconВнеурочной деятельности школьников
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно...
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconУчитель: Что же такое профессия?
Урок – основная форма организации познавательной деятельности детей, поэтому его роль остается центральной в решении задач раннего...
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников icon«Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения...
Форма проведения: обучающий семинар-практикум по освоению педагогами технологии индивидуального сопровождения школьников в урочной...
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconПрограммы copernicus 2 содержание информация о программе copernicus 2 3
Оформление документов заявки для мероприятий с долевым финансированием (исследовательские проекты, демонстрационные проекты, комбинированные...
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников icon«Как это делаю я» Методический конкурс для учителей информатики Одиннадцатый тур «Проекты»
При изучении темы «Обработка текстовой информации» я предлагала детям создать проекты на такие темы
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников icon«Астрономия» № п/п
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников iconСеминарское занятие № Урок как основная форма организации учебного...
Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск