Скачать 94.06 Kb.
|
Грайворонское МУ "Отдел управления образованием" (в помощь учителю биологии) г. Грайворон 2003г. ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ "Человек неразумен... умом обладает окружающая его среда" — афоризм, принадлежащий древнегреческому мыслителю Гераклиту. Чтобы приобщиться к этому источнику мудрости, необходимо прежде всего овладеть языком Природы. Каким образом? В философской притче португальского писателя Паоло Коэльо старый Алхимик говорит своему ученику: "Есть только один путь постижения — действовать!" Научить наших учеников действовать — самая важная задача, которую необходимо решить. Организуя экологически ориентированную деятельность школьников, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Следовательно, экологическое образование будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой. Данная модель позволяет создать такие условия, в которых ученик успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субьектно-объектных и субьектно-субъектных отношений, где он — активный творец этих отношений, а не только их созерцатель. Конкретные знания, их система, выступают при этом как средство познания и преобразования действительности, а не как конечная цель. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Проектная деятельность не новая в мировой педагогике. Так называемый метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Его называли также метолом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В основе метода проектов — развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. При организации работы над проектами должны использоваться разнообразные виды деятельности (схема 1). В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты. Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты — одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Пример — работы, выполняемые в рамках школьного экологического мониторинга (изучение и контроль состояния ближайшего водоема или реки; лишайниковый мониторинг и т.д.). Схема 1 ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников — она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д. Приключенческо-игровые проекты используются в практике экологического образования довольно редко, поскольку требуют большой подготовительной работы. Однако их воспитательный потенциал трудно переоценить. Такие проекты дают прекрасную возможность получения школьниками опыта принятия решений в игровой ситуации. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои. Каждый из них получает "легенду": особенности характера игровой роли; личные цели и задачи, которые он стремится решить в процессе игрового взаимодействия; "союзники" и "враги" и т.д. Результаты таких проектов не могут быть заранее точно предсказаны — они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это связано с высокой степенью импровизации и творчества участников проекта. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта и его актуальность; цель проекта, источники получения информации и методы обработки информации (статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т.п.); форма представления результатов (статья, реферат, доклад, видеофильм школьная конференция). Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. В качестве примера приведем такие формы конечного результата, как программа деятельности школьного экологического общества, проект Конституции государств Голубой планеты и Устав Международного экологического комитета (во время общешкольной эколого-экономической игры), экспозиция "Мусор от "А" до "Я"", экологический словарь, проект пришкольного участка и др. Практико-ориентированные проекты требуют четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. Метод проектов тесно связан с идеями прагматической педагогики, основу которой составляет опора на интерес ребенка, осознание им полезности своих действий. Проект как способ организации образовательного процесса характеризуют следующие особенности: • взаимодействие педагогов и детей между собой и с окружающей средой; • поэтапная практическая деятельность по достижению намеченных целей; • возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способности, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным; • логическая завершенность проекта в целом и различных его частей; • предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному усмотрению; • наличие конкретного практического результата для каждого этапа. При реализации какого-либо проекта цели обучения подчинены практическим целям, каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату деятельности. Данная форма организации и деятельности школьников несомненно заслуживает внимания педагогов, потому что она помогает решать различные жизненные или просто интересные задачи. Дети делают с увлечением то, что интересно для них сейчас и будет полезно для них (или для другого) в будущем. Таким образом, метод проектов предполагает обязательное определение будущего результата, мотивировку его необходимости, последовательное описание шагов по реализации данного проекта, которые по мере их свершения будут расширяться и корректироваться. Успешно организованный детский экологический проект при соответствующей поддержке со стороны взрослых может способствовать решению целого ряда задач. 'Микрорайоном здесь и далее мы называем не административную единицу деления города, а территорию вокруг школы, доступную для выполнения учащимися различных заданий в рамках работы над проектом. Во-первых, участие в разнообразных видах экологически ориентированной проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника. Развитие важных для экологически целесообразного поведения умений (решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым в достижении целей, планировать результаты своих действий) возможно только в результате приобретения личного опыта в условиях активной включенности в выполнение разнообразных видов деятельности. Во-вторых, школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь консультантов, других ребят, родителей и знакомых, чувствует себя успешным. Кроме того, взаимодействие с различными организациями, со сверстниками, с жителями микрорайона во время работы по проекту способствует социализации ребенка. В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы, наладить взаимодействие между педагогами, являющимися консультантами проектов, имеющих интегрированное междисциплинарное содержание. В качестве примера предлагаем познакомиться с общешкольным проектом, разработанным педагогами гимназии №1506 г. Москвы (схема 2). Схема 2
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проект как форма организации исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеклассной работе | Методическая разработка «Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии» | ||
Запятая ольга Валентиновна формирование социальных умений младших... Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | Формы для представления заявок по различным видам конкурсов программы... Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | ||
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников | Проекты, реализованные в урочной деятельности по предметам в 2013-2014... «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Проекты. Окружающий мир 3 класс | ||
Дипломная работа На тему: Формирование самостоятельной деятельности... Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся средних классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников | ||
Внеурочной деятельности школьников Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно... | Учитель: Что же такое профессия? Урок – основная форма организации познавательной деятельности детей, поэтому его роль остается центральной в решении задач раннего... | ||
«Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения... Форма проведения: обучающий семинар-практикум по освоению педагогами технологии индивидуального сопровождения школьников в урочной... | Программа внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного... Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | ||
Программы copernicus 2 содержание информация о программе copernicus 2 3 Оформление документов заявки для мероприятий с долевым финансированием (исследовательские проекты, демонстрационные проекты, комбинированные... | «Как это делаю я» Методический конкурс для учителей информатики Одиннадцатый тур «Проекты» При изучении темы «Обработка текстовой информации» я предлагала детям создать проекты на такие темы | ||
«Астрономия» № п/п Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | Семинарское занятие № Урок как основная форма организации учебного... Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс» |