Скачать 67.39 Kb.
|
Тема: Озеро – природное сообщество. Цель:- формировать понятие «природное сообщество»; познакомить с природным сообществом «Озеро»; формировать представление учащихся об озерах нашей Родины; познакомить с естественными и искусственными водоемами; -развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать умение работать в коллективе; - воспитывать бережное отношение к природному сообществу «Озеро». Оборудование: учебник, карта «Природные зоны мира», иллюстрации, на которых изображены животные и растения – обитатели озер, презентация. Ход урока I. Организационный момент. -Над какой большой темой мы работаем? (Что такое природное сообщество?) - Что такое природное сообщество? (Это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.) -С какими природными сообществами мы уже знакомы? (Лес и луг) II. Проверка домашнего задания. Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой, Он желт, и синь, и ал! – Что же это за ковер? (Луг.) 1. Б е с е д а п о в о п р о с а м. -Что такое луг? (Большая территория с травянистой растительностью) - Можно ли степь назвать лугом, а луг – степью? (Луга располагаются на низких берегах рек. Луга в России называются степями. Луга – это места, поросшие травой.) – Где встречаются луга? – Что с ними происходит весной? – Какая трава растет на лугах? – Какое сено получается из трав? (Зеленое, душистое.) – Какие животные обитают на лугах? – Какие образуются связи в природных сообществах? (Между живой и неживой природой, между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами.) – Есть ли связь между растениями луга и хищниками? (Да. Пищевая цепочка: растение → грызуны → хищники.) – Может ли бабочка быть одновременно вредной и полезной для растения? (Гусеница поедает листья, бабочка опыляет.) 2. Р а б о т а п о к а р т е. – Как называются луга, расположенные на разных континентах? Покажите на карте «Природные зоны мира». (В России – степи, в Северной Америке – прерии, в Южной Америке – пампасы, в Африке – саванны.) – Одинаково ли в степях, прериях, пампасах и саваннах природное сообщество «Луг»? (Нет.) – От чего это зависит? (От климата и от природной зоны.) 3.Работа с индивидуальными карточками.
III. Постановка проблемы и темы урока. -Отгадайте загадку: 1.Шириною широка, Глубиною глубока, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому, что не вкусна – И горька и широка (море) 2.Как ни петляет, где ни бродит – Все ж к морю синему приходит Пускай дорога далека, Но не заблудится ……. (река) 3. Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом в самый зной, Ледяной поит водой. (родник) - Что объединяет эти отгадки? (-это водоемы) -Что мы еще относим к водоемам? (-океан, море, река) -А вот о каком именно водоеме будем говорить, вы узнаете, если отгадаете еще одну загадку: Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зелёная. Глядятся в него голубые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц, и звёзды – всё в нём отражается, Как это зеркало называется? (- озеро) -Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. (-Сегодня мы будем рассматривать озеро - как природное сообщество. Цель: - сформировать представление об озере –как природном сообществе; -развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к природному сообществу «Озеро». IV. Изучение нового материала. 1.-С чего начинаем работу по темам природные сообщество ? (Надо составить план или алгоритм) -Вспомните алгоритм /работы по теме: « Природное сообщество» (-Что такое озеро? -Растительный мир озер -Животный мир озер -Цепи питания и природное равновесие -Человек и озеро -Экологическая страничка -В мире интересного.) И как обычно по ходу урока составляем конспект. 2.Давайте прочитаем, что такое озеро. -Какое определение мы используем для нашего конспекта? - Мы знаем, что каждая природная зона имеет свои особенности .Сейчас я предлагаю вам работу по группам: 1-биологи, 2-зоологи, 3-экологи -Каждая группа свой ответ представляет в виде кластера или таблицы. (.Работа с учебником. - с.51,52,53.) 3. Выступления групп. -Не забывайте по ходу выступления делать записи в тетради (Выступление представителя каждой группы сопровождается показом презент.) А).Биологии Доклад биолога (картинки) Растения водоемов можно разделить на несколько видов. А) Целиком погруженные в воду- кислород, углекислый газ, минеральные вещества они берут из воды. Листья -тонкие, прозрачные, нежные. Стебель – мягкий, слабый. Представители этой группы: рдест ,элодея. Б) Свободно плавающие – ряска- плоская ,лепешка- лист и отходит вниз плавающий стебель с утолщением (корневищем). Имеет высокое содержание белка в листьях (корм для животных) Представители- водокрас, телорез. В)Плавающие по воде листья , но прикрепленный ко дну корень. Представители – кубышка желтая (Копосово),кувшинка белая. Г)Частично погруженные (прибрежные) . Представители- камыш, рогоз, тростник, стрелолист, хвощ. Значение(роль)- пища животным, выделяют кислород, убежище. (Составили таблицу) Б).Зоологи Доклад зоолога (картинки) Разнообразен животный мир водоемов.
Значение(роль) - поддерживают природное равновесие, корм, удобрения для водоемов, питаются растениями) Роль микроорганизмов - мертвые остатки перегнивают, разрушаются образуя соли, растворяясь в воде. В). Экологи 4.Физминутка
5.Задания для групп: 1и 2 группа: -Составьте цепи питания. 3 группа: -Покажите природное равновесие. Что произойдет, если в озере погибнут все хищные рыбы. (растения – улитка – рак водоросли – карась – выдра, щука комар – лягушка – цапля - аист исчезли лягушки - много комаров, мух - болезни щука – больная рыба) V. Итог урока -Давайте подведем итоги. -Тема и цель урока …… – Доказали, что озеро – природное сообщество. – Как мы получили знания? – Где могут пригодиться эти знания? – Кто больше всех помог? – Как работал ты? Д/З – Подготовить устный рассказ о природном сообществе и дополнить его правилами поведения на воде. Придумать экологические знаки. Заполнить Красную книгу. Предлагаю послушать выступления ребят об озерах нашей страны. |
Тема: Лес – природное сообщество Цели: формировать представление... Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических... | Урок по окружающему миру Тема : «природное сообщество лес. Законы лесной жизни» Оборудование: икт, учебник, индивидуальные карточки, предметные картинки,магнитофон | ||
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество Цель: Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами... | Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество Таблица «Деревья, кустарники, травы», картины леса, корзины с грибами и вопросами, предметная картинка Лесовика, телеграмма из леса,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дадут определение понятиям:, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, пруд | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей представления о живой природе. Природное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжать учить работать с оборудованием «Развивающая среда. Начальная школа»: кораблики, магнитный плакат «Природное сообщество... | Арыс, горько-соленое самосадочное озеро в Казахстане, в западной... Аверн (Авернийское озеро), озеро в Кампании (Италия), совр. Аверно. В древности считалось одним из входов в Аид | ||
Конспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество» Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса к предмету, расширение представлений о луге и его обитателях, понимание... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: ввести понятие «поле» природное сообщество, познакомить с культурными растениями, выращиваемыми на полях, закрепить знания... | ||
План-конспект урока. Предмет: Биология Класс: 5 Учитель: Полякова Светлана Федоровна «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программное содержание: познакомить детей с заповедными местами Таманского полуострова: Таманская Швейцария, Дубовый рынок, Мыс «Железный... | ||
Национальный парк «Плещеево озеро» «Плещеево Озеро», в состав которой входит и территория дендрологического сада, где мы познакомились с разнообразием различных древесных... | Записано от Евдокии Георгиевны Григорьевой Синещекое озеро. Река Бузулук тоже не на своём месте. Она проходила через Старичку, подле Чемодурихи, подходила к женскому монастырю,... | ||
Озеро Байкал- жемчужина России. Цели урока: Образовательные Учитель: Среди заснеженных хребтов на самой окраине Северной Азии лежит это огромное пресноводное озеро. Древнее. Чистое. Самое глубокое... | Озеро Байкал- жемчужина России. Цели урока: Образовательные Учитель: Среди заснеженных хребтов на самой окраине Северной Азии лежит это огромное пресноводное озеро. Древнее. Чистое. Самое глубокое... |