Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество





Скачать 95.24 Kb.
НазваниеТема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество
Дата публикации24.07.2014
Размер95.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МКОУ Жаровская основная общеобразовательная школа.


Предмет: Окружающий мир

4 класс

Тема урока:

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Учитель: Сухарева Т.В.

Цели:

- сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;

- познакомить с разнообразием лесных обитателей;

- познакомить с характерными растениями и животными Костромской области;

- развивать познавательную активность учащихся и эстетические качества; умения находить взаимосвязь в сообществе;

- учить использовать в работе ранее полученные знания; рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование:

Таблица «Деревья, кустарники, травы», картины леса, корзины с грибами и вопросами, предметная картинка Лесовика, телеграмма из леса, указ Лесовика.




Орг. Момент

Сообщение темы урока.

Природоведческая минутка.

Повторение

Новый материал

Итог урока

Выставление оценок
Домашнее задание

Ход урока.


Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

тайны чудные откроите эти.
на доске слова: «Здравствуй лес, могучий лес, полный сказок и чудес…..»
Лес не только для нашей забавы.

В нем – деревья, ягоды, травы,

птицы, звери и прочие твари.

Ученые тоже работают тут,

лес они сообществом зовут.
на доске тема урока : «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Пойдем-ка, дружок, по тропинкам пешком,

ответы искать под зеленым шатром.

- Мы должны выяснить, почему ученые называют лес природным сообществом.

Мне сообщили, что к нам на урок должен прийти необычный гость. Хозяин лесных тайн. Ему известны все лесные события. Он знает все о растениях и животных леса. Это маленький волшебник Лесовик.
Но он сейчас в лесу, А к нам он должен прилететь на самолете. Чтобы самолет отправился в путь, мы должны рассказать о погоде сегодня.

Чтобы это было легче сделать, Лесовик нам прислал подсказки, а лежат они в волшебной корзине.

( читаем задания)

1).Загадка. Снег на полях,

лед на реках,

вьюга гуляет…,

когда это бывает. ( зимой).
А какое время года сейчас?


  1. Какие зимние месяцы вы знаете?

  2. О каком месяце говорят так и почему?

«Год кончает, зиму начинает».

Какой сейчас месяц?


  1. Загадка: Одно на всех: и светит и греет.

( солнце)

  1. Загадка: Неизвестно где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

( ветер)

Есть ли сегодня ветер? Какой он: сильный, порывистый, слабый?
6) Загадка: Туча, туча, что несешь?

Отвечает туча….( дождь).
Что такое снег и дождь? Есть ли сегодня осадки?

- Молодцы! Лесовик волшебник, он все наши ответы подслушал и прилетел на волшебном самолете к нам на урок.

( предметная картинка Лесовика)
Здравствуйте, мои друзья!

Надеюсь, к вам пришел не зря!

Ваш адрес дали мне цветы,

деревья, травы, лес , кусты.

О вас река мне нажурчала,

про вас мне солнце рассказало.

Я – Лесовик, и лес - дом мой,

а за природу я горой.

Целый год в лесу вас ждал.

Лес берег и охранял.
- Лесовик хочет проверить ваши знания о лесе. Он подготовил для вас мини – викторину. За правильный ответ он будет давать собранные осенью листья.

Вопросы: 1. Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)

2. Какое хвойное дерево сбрасывает хвоинки на зиму?

( лиственница)

3. Какое дерево является символом России? (береза)

4. Плоды, какого дерева – желуди? (дуб)

5. Какое дерево широколиственного леса, при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)

6. О какой природной зоне идет речь:

Эта зона расположена севернее зоны степей. Лето там теплое, зима короче, чем в тундре и мягче. В течение года выпадает большое количество осадков. Вот могучий дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листьями, сосна и ель растут вперемешку. В зоне обитают бурые медведи, рыси, лоси, филины, кукушки, иволги, дрозды, сороки, дятлы. Население занимается заготовкой древесины, пушнины. Здесь много пастбищ. А еще эту зону называют легкими нашей планеты. ( зона лесов)

-Лес сегодня объект нашего исследования.

Что же такое лес? Что нам о нем известно? Какой смысл мы вкладываем в это слово?

Трудно представить землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Лес украшает землю. Лес богат птичьи пением. Люди не могут обойтись без леса. Лес – это легкие нашей планеты. Его надо охранять и беречь. И хотя лесов на нашей планете много, надо знать, что ни одного деревца, кустарника, даже травинки нельзя срывать зря.

Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного к ней отношения.

- Широко раскинулся зеленый океан лесов. А есть ли леса в нашем крае? Какие они?

( показ картины лесов Костромской области)
- Лесовик любит читать стихи о лесе, а также их слушать. Кто хочет порадовать его своим чтением?
( чтение стихотворения Никулина «Русский лес»).

- Что может расти в лесу?

Лес напоминает на лестницу с 3 ступеньками или дом с 3 этажами.

Какие же это этажи? (показ таблицы «Деревья, кустарники, травы»)

  1. Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.

  2. Растения с маленькими зелеными стеблями.

  3. Многолетние растения с крупными твердыми стволами.


- Ученый называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.

( на доске)

1 ярус – деревья

2 ярус - кустарники

3 ярус – травы
- В нашем почтовом ящике лежат телеграммы. Кто их прислал?
( телеграммы от ели, лиственницы, ландыша с предметными картинками; необходимо определить, к какому ярусу они относятся).

- А теперь Лесовик предлагает вам тест.

Тест: «Растения леса»

  1. Стоит могучий в лесу дремучем на ветвях листья резные и желуди висят большие.

А) 1 ярус Б) 2 ярус В) 3 ярус


  1. Хоть неплохо я одета, бьет озноб меня всегда. И весной и жарким летом вся дрожу, как в холода.

А) 1 ярус Б) 2 ярус В) 3 ярус

3. Красное, сочное, душистое растет низко, к земле близко.
А) 1 ярус Б) 2 ярус В) 3 ярус

4.Какое растение может дать ягоду черную, белую и красну?

А) 1 ярус Б) 2 ярус В) 3 ярус
5. Только тронь, отдернешь ладонь. Обжигает она, как огонь.
А) 1 ярус Б) 2 ярус В) 3 ярус

- Что же растет в лесу, мы выяснили, а сейчас Лесовик просит вас выяснить, кто живет в лесу?

( на доске картинки разных зверей и птиц, одна лишняя – белый медведь)

- Какое животное лишнее и почему?
- Люди нередко меняют квартиры. Переселяются из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители? Например, белка и крот?

Какие животные есть в наших лесах? Как они приспособились к жизни в лесу?

( сообщение о жизни глухарей в лесу).

Знаете ли вы: - что сова уничтожает за год около 1000 грызунов?

- что у кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц.

- А нужны ли лесу дятлы?
Вывод: - Нужны ли животные лесу?

- Нужен ли лес животным?

Жизнь животных и леса взаимосвязана. Если нарушить эту связь, то нарушится и экологическое равновесие леса.

Лесовик принес из леса корзину. А что там?

Загадка: И на горке и под горкой,

под березой и под елкой.

Хороводами и в ряд

в шляпах молодцы стоят.

( грибы)

А нужны ли лесу грибы?
Ответить на этот вопрос нам поможет учебник стр. 179.

( после чтения ответ на вопрос)

Какие грибы вы знаете?

( определить, какие грибы принес Лесовик)

-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом.

Закройте глаза и попробуйте представить, что вы снова летом в лесу. Что лежит у вас под ногами? ( ответы детей)

Это отходы и они копятся каждый год. Ученые называют этот слой «лесной подстилкой».

- Часть старых листьев и отмерших растений постепенно перегнивают, превращаются в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в зимнюю стужу. А каким?

Вывод: Что можно сказать о жизни леса?

( дети делают сами)

  1. Растения растут ярусами.

  2. Животные делят между собой эти этажи.

  3. Все живые организмы в лесу живут сообща. Растений в лесу больше чем животных.

  4. Значит, лес мы можем назвать «Природным сообществом».



- Лесовик, как хозяин леса, просит вас лес беречь и охранять. Он привез для вас указ.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирай.

Зря цветы не надо рвать,

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать.

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают!

Зря не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить,

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

- Нашему гостю пора уходить в лес, следить за порядком в лесу. Что мы пообещаем Лесовику?

( чтение стихотворения «Мы любим лес в любое время года…»)

- Лесовик доволен вашей работой на уроке. Он хочет в журнал поставить оценки. А сам отправляется в лес.


- Дома подготовить рассказ о жизни леса (стр. 175-182 учебника)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconТема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество
Цель: Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconТема: Лес – природное сообщество Цели: формировать представление...
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconУрок по окружающему миру Тема : «природное сообщество лес. Законы лесной жизни»
Оборудование: икт, учебник, индивидуальные карточки, предметные картинки,магнитофон
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconТема: Озеро – природное сообщество.
Цель:- формировать понятие «природное сообщество»; познакомить с природным сообществом «Озеро»; формировать представление учащихся...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей представления о живой природе. Природное...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconКонспект урока по теме «жизнь луга. Луг природное сообщество»
Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса к предмету, расширение пред­ставлений о луге и его обитателях, понимание...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжать учить работать с оборудованием «Развивающая среда. Начальная школа»: кораблики, магнитный плакат «Природное сообщество...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconТема урока: Смешанные леса
«Смешанный лес», «Редкие растения и животные нашего края», «Это удивительное животное – бобр»
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconУрок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества»
«лесное сообщество», «эта­жи леса», определить практическое значение леса в жизни человека
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ввести понятие «поле» природное сообщество, познакомить с культурными растениями, выращиваемыми на полях, закрепить знания...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconКонкурс сочинений о лесе «Забайкальский лес» Тема «Лекарственные растения Забайкальского леса»
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconПлан-конспект урока. Предмет: Биология Класс: 5 Учитель: Полякова Светлана Федоровна
«производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconУрок окружающего мира в 3 классе Система ро л. В. Занкова Тема : Зона лесов
Предметные результаты: раскрыть понятие: Лес, типы лесов, «ярусность» растения светолюбивые, тенелюбивые, значение леса
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconУрок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Применение на уроке икт способствует в более доступной наглядной форме донести до учащихся роль деятельности животных в экосистеме...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Веселые старты». Погода была хорошая, в связи с этим после уроков отправились в лес. Лес манит к себе. Учащиеся дошли до леса, немного...
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество iconПроект "Наш родной лес"
Кроме этого, леса – место обитания огромного количества различных видов животных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск