Скачать 74.47 Kb.
|
Витуханова М.В., учитель начальных классов КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ ЛУГА. ЛУГ - ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО» Цели урока:
Задачи: Образовательная: заключается в цели урока. Развивающие:
Воспитательные:
Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса к предмету, расширение представлений о луге и его обитателях, понимание взаимосвязей между растениями и животными, развитие коммуникативных способностей. Оборудование: карточки с изображениями луга, плакат, рисунки с изображением растений и животных луга, учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас», 4-й класс. ХОД УРОКА
Учитель: О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (О природном сообществе - лес) Сейчас мы с вами проверим, как вы поняли эту тему. А проведём мы эту проверку в виде ГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА. Хорошие оценки пойдут в журнал. Один человек у доски. У каждого на партах листочки. Напишите наверху ваше имя и фамилию. Если моё утверждение верное, вы записываете знак О, если неправильное /
Ответ: О /// О // ООО / Займемся самопроверкой. Взяли в руки карандаши. Ставим плюс или минус. Внимание на доску. Если все плюсы то - 5, если 8-4, если 6-3, если меньше 6-2. Поднимите руки у кого 5, 4. Дежурные соберите листочки, я их ещё посмотрю позже. Молодцы! Я вижу, что к уроку вы готовились. 3. Изучение нового материала а) Введение в тему Учитель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая же тема нашего урока? Нынче удались цветы повсюду; Вволю им дано покрасоваться Я смотрю на землю, как на чудо, Просто не могу налюбоваться, Вот раскрылся лютик милый, На, холм, где расцвела ромашка, Где калина руки заломила Вышел клевер в розовой рубашке. Учитель: О чём это стихотворение? Дети: О цветах. Учитель: Где мы можем увидеть такое обилие цветов? Дети: Все эти цветы растут на лугах. Учитель: Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Итак, тема нашего урока «Луг- природное сообщество». Каждому я раздала схему, в течение урока вы должны будете её заполнить. А потом вклеить в тетрадку по природоведению. б) Особенности природного сообщества - луг Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью. (Дети записывают в схему, а я на белой доске.) Плакат луга и 2 картинки лугов (заливной и травянистый) В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют - лужайками, большие - лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга - цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели. Учитель: Покажите, на какой картинке заливной луг, а на какой - цветочный. Почему их называют заливной и цветочный луг? Учитель: Запишите в схеме: луг бывает травянистый и заливной. в) Растения луга На лугу растёт ромашка, Лютик едкий, клевер-кашка! Что ещё? Гвоздика, смолка, Колокольчик, хвощ - как ёлка А ещё? Кошачьи лапки, Одуванчиковые шапки, Подорожник, васильки. Грамофончики — вьюнки, Ещё много разных травок У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых! Учитель: Какие растения растут на лугу? Что объединяет все эти растения? Дети: Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Учитель: Есть растения на лугу, которые называются кормовые, те растения, которые любят животные: мятлик, клевер луговой, мышиный горошек. На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, голубых. К ним относятся такие растения, как нивяник, ромашка непахучая, василёк, Иван-чай, цикорий. Есть и ядовитые растения. Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной (сон-трава, лютик, зверобой, чистотел, дурман). г) Животные луга На лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Учитель: Каким вы представляете животный мир луга? Дети: Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Большинство животных - травоядные. Много насекомых и птиц. Учитель: Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Дети: Трава и стебли цветов - зелёные, значит: легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные пёстрые - значит: и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков. Учитель: Как вы думаете, на лугу должны быть хищники или нет? Дети: Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность. Учитель: Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? Дети: Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений. Учитель: Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? Дети: Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается. Учитель: Теперь давайте начнём заселять наш луг. На доске я написала задание для 4 групп. Вы должны выбрать в какой группе вы хотите работать: 1, 2, 3, 4. Записать фамилии на листочке вашей группы. В группе должно быть не больше 5 человек. Даю полминутки, чтобы вы сели по группам. Здесь будет первая группа, другой стол - вторая и т.д. Задания следующие: найти в атласе-определителе цветы или животных по теме. Прочитать и рассказать про них, выйдя к доске всей группой или представителю от группы, повесив картинки на наш луг. На выступление я даю 2-3 минуты. На подготовку - 5 минут. По каким критериям мы будем оценивать работу группы - правильность, шумность, дружность. 1 группа: кормовые растения и ядовитые - стр.46-61 мятлик, клевер, мышиный горошек, сон-трава, лютик
с.134-139, кузнечик-с.148-149, шмель-с.153-154 стр. 4 группа: птицы, грызуны, хищники: уж - с.171, мышка-полёвка, трясогузка - с.177, полевой жаворо- нок-с. 177, пустельга- с. 187. Выступление групп. Оценка каждой группы. Ребята, посмотрите, какой красивый у нас получился луг. - Можем ли мы составить цепи питания? Да. Дома сделать. 4. Закрепление пройденного Заранее написанные вопросы. Является ли луг природным сообществом? Вспомним, что представляет собой природное сообщество. (Любое природное сообщество, формируется в определенных климатических условиях, на определенном типе почв, что в свою очередь определяет его растительный, а также животный мир.) Если луг - природное сообщество, можно ли утверждать, что там существует природное равновесие? Да. Что может стать причиной нарушения природного равновесия? Домашнее задание: посмотрите в книгах и приведите пример. 5. Итог урока Учитель: Наш урок завершается. Подведём некоторые итоги. Что интересного узнали? О чём вы хотите почитать дополнительно? О каком растении или животном хотели бы написать реферат? Что больше всего понравилось на уроке? |
Тема: Лес – природное сообщество Цели: формировать представление... Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических... | Тема: Озеро – природное сообщество. Цель:- формировать понятие «природное сообщество»; познакомить с природным сообществом «Озеро»; формировать представление учащихся... | ||
Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество Таблица «Деревья, кустарники, травы», картины леса, корзины с грибами и вопросами, предметная картинка Лесовика, телеграмма из леса,... | Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество Цель: Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами... | ||
План-конспект урока. Предмет: Биология Класс: 5 Учитель: Полякова Светлана Федоровна «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять... | План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»... Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: ввести понятие «поле» природное сообщество, познакомить с культурными растениями, выращиваемыми на полях, закрепить знания... | ||
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
Урок по окружающему миру Тема : «природное сообщество лес. Законы лесной жизни» Оборудование: икт, учебник, индивидуальные карточки, предметные картинки,магнитофон | Тема: И. С. Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в очерке «бежин луг» Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Урок обобщение по теме «Природные сообщества (лес, луг, водоем, поле)» Цель: обобщить и систематизировать знания о природных сообществах – лес, луг, водоем, поле | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей представления о живой природе. Природное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжать учить работать с оборудованием «Развивающая среда. Начальная школа»: кораблики, магнитный плакат «Природное сообщество... | Конспект урока по теме Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи |