Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Республиканский эколого-биологический центр учащихся
Министерства образования и науки Республики Бурятия»
«Утверждаю»
_____________2014г.
Директор ГБОУ ДОД
«РЭБЦУ МОиН РБ» _________В.Н. Тимофеев Дополнительная образовательная программа
«Экос»
Срок реализации: 4 года
Возраст учащихся: 5-8 классы
Педагог дополнительного образования:
Старикова Людмила Климовна
Зам.директора по УВР
_________И.А. Андриянова
Зам.директора по НИиОР
_________Н.Н. Тумуреева
«____»___________2014г. г. Улан-Удэ
2014-2015г.
Пояснительная записка
Цель: формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально- чувственной основе сознательно-научного, нравственно-этического отношения к окружающей среде, в результате которого соблюдение моральных, правовых норм и личное участие в решении экологических проблем, носит добровольный характер.
Занятия кружка направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
а) привитие первичных эколого-краеведческих навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных, начало работы по формированию организационно-пропагандистских эколого-краеведческих навыков и умений;
б) углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы;
в) формирование чувства бережного отношения к природе родного края;
г) развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе кружковой работы
Программа предусматривает теоретические и практические занятия, которые проводятся в виде бесед, устных журналов. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин для учащихся начальных классов, во время школьного слёта следопытов, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т.д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений, экскурсий в музеи. Члены кружка могут быть помощниками в организации внеклассной работы по экологии, проводить беседы, викторины, классные часы в начальных классах.
Программа рассчитана на широкое использование всех видов межпредметных связей: с географией и биологией, физикой, химией. При изучении тем можно использовать наглядные пособия, выполненные членами кружка, а также средства обучения, выпущенные Министерством культуры и образования, гербарии, чучела животных, объемные модели, карты, используемые на уроках географии и биологии.
Как утверждают ученые многих стран мира, человечество движется к экологической катастрофе. Экологическая безграмотность приводит к нарушению экологического равновесия, а во многих случаях - и к необратимым негативным процессам в природе. Сегодня экологические проблемы стали актуальнее, чем проблемы сохранения мира на планете.
Данная программа рассчитана на 4 года. Достижение цели программы осуществляется в системе общего образования и воспитания и обеспечивается последовательным включением в общую систему обучения знаний, умений и навыков, составляющих базу комплексной экологии.
Система экологического образования и воспитания включает ряд основополагающих принципов:
1. единство интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов и практической деятельности по улучшению природной среды.
2. систематичность, непрерывность, междисциплинарность
3. взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов к экологическим проблемам.
Кроме них можно включить также принципы прогностичности и целенаправленности общения школьников с окружающей средой.
Принцип прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей - повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений.
Принцип целенаправленности предполагает воспитание подлинно хозяйственного отношения к природе.
Программа 1-го года обучения рассчитана на учащихся 5 класса, имеющих опорные экологические знания с 1 по 4 класс и выполняется за 144 часа.
Учащиеся должны получить навыки и уметь наблюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на природу; уметь анализировать экологическую ситуацию в объеме полученных знаний; знать правила поведения в природе.
Программа 2-го года обучения рассчитана на учащихся 6 класса и выполняется за 216 часов.
Учащиеся должны получить навыки и уметь: оценивать любые экологические явления, события и процессы не только с научной, но и моральной точки зрения; принимать конкретные решения по их улучшению, проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в школьной лаборатории, проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории, приобрести практические навыки работы в коллективе. Программа 3- го года обучения рассчитана на учащихся 7 класса и выполняется за 216 часов.
Учащиеся должны получить навыки и уметь: анализировать различные экологические ситуации, находить способы и решения экологических проблем, проводить экологический мониторинг окружающей среды своего района, а оценивать общие экологическое состояние экосистем в районе. Программа 4-го года обучения рассчитана на учащихся 8 класса и выполняется за 216 часов.
Учащиеся должны знать и уметь: анализировать причины и тенденции развития проблем социальной экологии (урбанизация, демография, здоровье населения). Нравственно - этические основы экологической культуры, конституционные права и обязанности каждого гражданина РФ в деле охраны природы, международное соглашение по охране природы, концепции устойчивого развития мира в целом и России в частности. Новизна программы: программа включает экологический мониторинг окружающей среды своего района (региональный компонент).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год обучения)
Наименование
| Количество часов
|
| Всего
| Теоретические занятия
| Практические занятия
| №
| Тема
|
|
| в помещении
| на местности
| 1.
| Введение
| 6
| 2
|
| 4 экскурсия
| 2.
| Земля как планета
| 14
| 6
| 4
| 4 экскурсия
| 3.
| Биосфера - живая оболочка Земли
| 12
| 8
| 2
| 2 экскурсия
| 4.
| Почва - как часть биосферы.
| 16
| 8
| 4
| 4 экскурсия
| 5.
| Экосистема луга
| 18
| 10
|
| 8 практикум
| 6.
| Экосистема леса
| 18
| 10
| 4
| 4 экскурсия
| 7.
| Водные экосистемы
| 16
| 8
| 4
| 4 экскурсия
| 8.
| Систематика растений
| 22
| 10
| 8
| 4 практикум, экскурсия
| 9.
| Охрана природы и заповедное дело
| 22
| 10
| 4
| 8 поход выходного дня
|
| Итого
| 144
| 72
| 30
| 42
|
Тема 1. Введение (6часов)
Знакомство с планом работы на год. Права и обязанности члена кружка. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология — наука, изучающая взаимосвязи в природе. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.
Обзор книг: удивительное в жизни растений. Лес — природное единство Интересные явления в природе. Выставка краеведческой литературы. Сочинение о домашних животных. Экскурсия в природу.
Тема 2. Земли как планета (14 часов)
Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—154 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта-Лапласа (XVIII в.), О.Ю. Шмидта (1891 —1956 гг.).
Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как целое. Причины сезонных изменений.
Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания: Почему опадают листья у деревьев?
Почему у клена, сирени, акации не опали листья на зиму? Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава? Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Экскурсия в планетарий. Индивидуальные задания учащимся. Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки.
Составить письменный рассказ «Подготовка растения к зиме». Сделать эклиметр, рейки снегомерные.
Тема 3. Биосфера - живая оболочка Земли. (12 часов)
Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами. «Первичный бульон» древних океанов. Теория А. И. Опарина о стадиях развития жизни на Земле: химической, биологической.
И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии. Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий. Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль.
Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие. Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.
Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся. Сообщения: Море без рыб (550 млн. лет назад). В подземном саду. Выход на сушу (400 млн. лет назад). Время древней жизни (250 млн. лет назад). Ящер-тиран (динозавры — 80 млн. лет назад). Африка в шубе (25 тыс. лет назад).
Экскурсия «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.
Практическая работа. Определение высоты снежного покрова, выяснение причин неравномерного распределения снежного покрова. Опыт: определение степени загрязнения снега.
Тема 4. Почва - как часть биосферы (16 часов)
Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Докучаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы). Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы. Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучшения ее плодородия. Туристская тропа — причина водной эрозии почв.
Меры охраны почв и разрушения внесением удобрений (органических - навоза, помёта), севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон).
Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структурной бесструктурной).
Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озёр, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины.
Экскурсия.
Практическая работа по бригадам. Определение высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших плоды и семена на зиму. Практическая работа: Локальный мониторинг почвы. Индивидуальные задания:
1.Привести примеры народных средств, улучшающих плодородие почв. 2.Подготовить сообщение о правильном и неправильном использовании почв человеком.
3.Оформить результаты экскурсии.
4.Подготовиться к викторине КВН «Знаешь ли ты природу?». Викторина - КВН «Знаешь ли ты природу?» (обобщения по темам 1-4).
Тема 5. Экосистема луга (18 часов)
Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения животных растений на лугу. Рекреационная нагрузка.
Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами пастбищами. Меры охраны, противоэрозийные мероприятия. Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве.
Практическая работа № I. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц.
Практическая работа № 2. Изучение особенностей экосистемы луга, видового состава населяющих его организмов (весной).
Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие. Противоэрозионные мероприятия (весной).
Тема 6. Экосистема леса. (18 часов)
Лес — природное единство. Рекреационные зоны. Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу. Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.
Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края): сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д. К сообщению приготовить гербарный лист с черенком, веткой изучаемого растения с описанием: биологические особенности, применение и использование человеком, роль в природе.
Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесопарке).
Практическая работа №3. Определение видового состава лесов, пород деревьев кустарников по семенам, коре, по внешнему спилу.
Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.
Опыт, демонстрирующий движение питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева. Сбор и правильное хранение, использование целебных растений.
Правила определения ядовитых грибов и растений, предупреждение отравлений. Лабораторная работа: определение видов растений по справочникам и определителям, гербарию.
|