Анализ методической работы МБОУ СОШ№1 с. Канглы
за 2013-2014 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.
Методическая работа школы в 2013–2014 учебном году направлена на выполнение задач, которые были поставлены по итогам 2012–2013 учебного года, и их реализацию через образовательную программу школы, программу развития школы и учебно-воспитательный процесс. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, изучение и использование на практике современных методик воспитания, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
Согласно плану учебно-воспитательной работы коллектив школы работал над следующей методической темой: «Формирование инновационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности».
Цель: создание необходимых условий для разработки и внедрения в учебно-образовательный процесс педагогических инноваций, развитие творческого потенциала учителей и совершенствование их профессионализма.
Приоритетными направлениями методической работы были следующие:
-Повышение научно - образовательного потенциала педагогов
-Обеспечение условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в рамках модернизации региональных систем образования
-Обеспечение современных требований к условиям реализации образовательных программ нового поколения в рамках инициативы «Наша новая школа»
-Организация и проведение научно-исследовательской работы в школе
-Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
-Внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса
-Реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося: успехи, проблемы и пути их решения
-Использование электронных образовательных ресурсов и сервисов как фактор расширения возможностей получения качественного образования
-Обеспечение практики сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленная на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку
Проблемы и задачи, стоящие перед школой, педагогический коллектив решал через следующие формы методической работы:
-Тематические педсоветы
-Методический совет
-Методические объединения учителей
-Отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки отдельных форм учебно-воспитательной работы)
-Проведение открытых уроков, срезов знаний, методических недель
-Творческие семинары (доклады, сообщения)
-Семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом)
-Обсуждение современных образовательных технологий, методик
-Изучение и представление передового педагогического опыта
-Педагогический мониторинг
-Аттестация учителей
Поставленные перед коллективом задачи решались также через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, повышение мотивации к обучению учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
Решение вопросов методической работы проходило через педсоветы, совещания при директоре, совещания при заместителе директора, работу методического совета, работу методических объединений
Совершенствование учительского корпуса.
Важнейший показатель успеха школы – качество образования, а качество образования невозможно без качества преподавания, соответственно, в школе должен работать учитель- профессионал.
Здесь необходимо отметить, что педагоги нашей школы непрерывно занимаются повышением уровня образования.
Аттестация: В течение года 2 педагога школы успешно прошли процедуру аттестации и повысили свою квалификационную категорию: Пархоменко А.В., учитель музыки, Семенова И.А.- учитель русского языка и литературы.
Мухамедова Ф.С., Мамаева М.Ю. – получают высшее образование на базе МГЭИ г. Минеральные Воды по специальности «преподаватель психологии» (5 курс). Талапов И.Р., учитель –организатор ОБЖ- студент 4 курса ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводск по специальности «учитель истории». Ахметова К.А., лаборант школы, является студенткой 4 курса ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводск по специальности «учитель начальных классов». Халилова Р.Я., секретарь школы, получает второе высшее образование в ГБОУВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».
Важным направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации.
В 2013-2014уч.г. педагоги школы прошли курсовую подготовку:
1.Дистанционные курсы по модернизации образования на базе СКИРО ПК и ПРО -
5 учителей школы по различным направлениям.
Арисова А.А. – «ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования»; Семенова И.А. «Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного»
Ибрагимова Р. А.- «ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе»
Менгалиева Ж. С., Рахметова А. С., Клещева Ф. А. -«ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе».
Для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов 18 декабря 2013 года в школе был проведен Единый методический день по теме «Эффективное использование педагогических технологий и ИКТ в учебном процессе» .
В ходе методического дня дано 6 открытых уроков:
Менгалиева Ж.С.- математика по теме «Решение задач с помощью систем уравнений» (7Б кл.);
Огинский П.И. - технология «Экономика приусадебного участка» (8А кл.);
Суюнова Г.У. - математика «Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули» (4А кл.);
Ибрагимова Р.А - английский язык « Путешествия» (9А кл.);
.Алимгазиева А.М.- география « Япония» (11 кл.);
Кролова Г.А.- ногайский язык « Работа с текстом. Ногайская народная сказка» (5Б кл.).
Анализ результатов по проведению единого методического дня в школе показывает положительные изменения в творческой активности педагогов школы.
Педагоги школы принимали участие в краевых вебинарах по предметам «Подготовка к ЕГЭ и ГИА»
Работа с молодыми специалистами. Особую роль в организации методической работы школы играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых специалистов: Талапова И.Р.- учителя истории и ОБЖ , Мамаевой М.Ю.- учитель начальных классов. Наставниками (Янгалышева Г.Х., Баратилова М.В..) была организована методическая помощь молодым специалистам.
Большую роль в повышении профессиональной компетентности педагогов играет участие в инновационной деятельности, сетевых педагогических сообществах, профессиональных конкурсах и т.д. В течение первого полугодия 2013-2014 учебный год наши учителя принимали активное участие в следующих мероприятиях:
Сахиева З.К. – учитель ОБЖ стала победителем краевого конкурса «Лучший учитель ОБЖ».
Мухамедова Ф.С. – учитель начальных классов участвует в конкурсе «Учитель года-2014». Участие в инновационной работе, конференциях, фестивалях
в 2013-2014 учебном году
Мероприятия
| Участники
| Результаты
| Региональная научно-практическая конференция «Общественно-государственное управление образовательным учреждением: региональная модель» 5.12.2013 г.
| Ахметова А.А.
директор школы
| Выступление по теме:
«Роль управляющего совета школы в формировании социального партнерства в сельском социуме»
| Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательно-образовательный процесс в поликультурном регионе: проблемы, опыт, перспективы» 10.12.2013 г.
| Ахметова А.А.
директор школы
| Выступление по теме:
«Моделирование поликультурного пространства общеобразовательного учреждения в сельском социуме»
| Всероссийский конкурс «Учитель года-2014»
| Мухамедова Ф.С. учитель начальных классов
| Участник муниципального этапа
| Краевой конкурс «Лучший учитель ОБЖ»
| Сахиева З.К. учитель ОБЖ
| Победитель муниципального этапа
| Межрегиональный семинар по проблеме «Методики и технологии работы по вопросам гармонизации межнациональных отношений в поликультурной образовательной среде» 27.03.2914 г.
| Семенова И.А.
учитель русского языка и литературы
| Выступление по теме «Обучение русскому языку в многонациональной школе»
| Межрегиональный семинар по проблеме «Методики и технологии работы по вопросам гармонизации межнациональных отношений в поликультурной образовательной среде» 27.03.2914 г.
| Мухамедова Ф.С.
учитель начальных классов
| Выступление по теме:
«Опыт работы с детьми, изучающими русский язык как неродной, в условиях внедрения ФГОС»
| Межрегиональный семинар по проблеме «Методики и технологии работы по вопросам гармонизации межнациональных отношений в поликультурной образовательной среде» 27.03.2914 г.
| Кролова Г.А. учитель ногайского языка
| Выступление по теме «Из опыта работы учителя ногайского языка»
| Научно-практическая конференция «Кавказ-крупным планом»
| Маликова А.К. заместитель директора по ВР
| Заочное участие-реферат «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности в школе»
| Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательно-образовательный процесс в поликультурном регионе: проблемы, опыт, перспективы»
| Маликова А.К. заместитель директора по ВР
| Сертификат участия
| Семинар «Школа-центр воспитательной работы. Взаимодействие с социумом»
| Маликова А.К. заместитель директора по ВР
| Участие
| 4.Научно-практическая конференция «Эффективная работа с кадрами-основа успешности работы ОУ», г.Минеральные Воды, МБОУ лицей №3, 27.03.2014 г.
| Янгалышева Г.Х., заместитель директора по УВР
| Участие
| Семинар для заместителей директоров по УВР. Тема семинара:«Подготовка учащихся к ЕГЭ по иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности как одно из основных направлений реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования» г.Минеральные Воды, МБОУ лицей №103 19.12.2013 г.
| Янгалышева Г.Х., заместитель директора по УВР
| Участие
| Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов «Педагогическое мастерство»
| Янгалышева Г.Х.
учитель истории и обществознания
| Призер– « Диплом 2 степени»
| Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием
| Янгалышева Г.Х. учитель истории и обществознания
| Сертификат
| Всероссийский конкурс «Мудрая сова»
| Баратилова М.В. учитель начальных классов
| Заявка на участие
| Всероссийский конкурс «Мудрая сова»
| Мухамедова Ф.С. учитель начальных классов
| Заявка на участие
| Всероссийский конкурс «Мудрая сова»
| Суюнова Г.У. учитель начальных классов
| Заявка на участие
| Краевой семинар «Интенсивная подготовка к ЕГЭ на основе анализа характерных ошибок, возникающих при формулировке заданий и решении задач» 28.02.2014 г.
| Клещева Ф.А.
учитель физики
| Участие
| 2.Краевой семинар «Технология работы с текстом при подготовке к ГИА и ЕГЭ как способ достижения предметных и метапредметных результатов», «Методика подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА по русскому языку»
| Семенова И.А. учитель русского языка и литературы
| Участие
| Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»-«ФГОС в начальной школе»
| Мухамедова Ф.С.
учитель начальных классов
| Заявка на участие
| Открытый Всероссийский конкурс с международным участием «Учитель начальных классов-2013»
| Мухамедова Ф.С.
учитель начальных классов
| Заявка на участие
| Краевой семинар «Об апробации программы учебного предмета «Музыка»
| Пархоменко А.В. учитель музыки
| Участие
| Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон»
| Маликова А,К
заместитель директора по ВР
| Свидетельство о публикации
| .
Методические объединения учителей с начала учебного года работают по направлениям, тесно связанным с методической темой школы, и в своей деятельности прежде всего ориентируются на организацию методической помощи учителю.
Работа всех методических объединений была нацелена на подготовку к ГИА в 9 классах, ЕГЭ в 11 классах: составлен план работы ШМО, ШМС, работы школы, на уроках учителя использовали тесты различного характера, дополнительно проводились индивидуально-групповые и факультативные занятия. Проведены контрольные работы по линии администрации, диагностические по текстам Управления образования, анализировались результаты контрольных работ. На заседаниях ШМО обсуждались следующие вопросы: работа с новыми федеральными образовательными стандартами; методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; требования к оформлению письменных работ; методика подготовки к ГИА и ЕГЭ; формы организации самостоятельной работы учащихся на уроке и вне школы; отчеты учителей по темам самообразования, обобщение опыта работы аттестующихся учителей.
Наряду с имеющимися положительными сдвигами в работе педагогического коллектива имеются серьезные недостатки:
- низкий уровень навыков самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся;
- недостаточное применение элементов современных педагогических технологий;
- недостаточная мотивация педагогов к участию в инновационной деятельности. Выводы.
1. Важной структурой в системе работы школы является методическая работа. Ее динамичность, системность обеспечивает деятельность методического совета, методических объединений и творческих групп.
2. Уровень компетентности и методической подготовленности членов методического совета достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями инновационного, экспериментального, методического обеспечения образовательного процесса.
3. В основе методической работы лежит уровень образовательного процесса, запросы и потребности педагогов, особенности учащихся. Выросла активность педагогов и их стремление к творчеству, увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах образовательного учреждения.
4. Профессиональное развитие педагогов осуществляется через семинары, педагогические советы, курсовую переподготовку. Востребованным и эффективным остается самообразование учителей.
Рекомендации:
- развивать и эффективно использовать педагогический потенциал школы;
- продолжить пополнение банка идей и инноваций;
- работать над созданием современного методического кабинета в школе;
- повысить уровень личностно-профессиональной готовности педагогов к использованию инновационных технологий в обучении;
-использовать нетрадиционные формы непрерывного образования педагогов (дистанционное обучение, Интернет - форумы) Заместитель директора по УВР Янгалышева Г.Х. |