Скачать 64.33 Kb.
|
Открытый урок в рамках VI республиканского фестиваля учителей географии «Лучшие уроки географии» учителя географии МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары Чувашской Республики Гладких Елены Александровны. Конспект урока Тема: «Моя страна – мои богатства», 8 класс. Цель: Обобщить полученные знания о природных условиях и природных ресурсах России. Оборудование: Физическая карта России, карточки с заданиями, презентация, компьютер, мультимедийная установка, экран, атласы, атрибутика. Ход урока: Оргмомент: Здравствуйте, садитесь. В этом учебном году вы изучаете природу России, много уже знаете, много умеете и сегодня на уроке наша цель - обобщить полученные знания. При этом мы будем работать по группам, между которыми будет определенное соревнование, поэтому работать надо дружно, оперативно, может даже креативно. СЛАЙД 1 Вступление Откуда начинается Россия? С Курил? Камчатки? или Командор? О чем грустят глаза ее степные Над камышами всех ее озер? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, правде, к доброте: Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней – Россия Не с гор берет начало, а с тебя! (В. Боков) Какие географические объекты прозвучали в стихотворении? Покажите их на карте! Как вы думаете, почему автор обращается именно к Курильским островам, Камчатке? Основное содержание СЛАЙД 2 А сейчас перейдем непосредственно к теме урока «Моя страна – мои богатства». Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас, осознавал масштабы страны, в которой мы родились и живем. Какие бы вы богатства страны назвали? Ответы учащихся Главное, сама природа нашей страны – это уже богатство. Причем, мы должны различать природные условия и природные ресурсы. Давайте определимся с данными понятиями: Природные условия – это совокупность свойств окружающей среды, природы, которые, так или иначе, влияют на жизнь человека. Природные ресурсы – это компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности. Составляется схема… Давайте попробуем дать оценку природным условиям и природным ресурсам нашей страны. Ответы учащихся И вот наступает соревновательный момент, на каждой станции необходимо выполнить задание и заработать как можно больше баллов. СЛАЙД 3 1 станция «Широка страна моя родная…» Главное богатство страны – это ее размеры, потому что работает принцип, чем больше территория, тем больше ресурсов. Мы живем в самом большом по площади государстве мира и каждый образованный гражданин России должен знать площадь страны, ее размеры. Кроме этого, нашу страну омывает самое большое количество морей, и наша страна имеет самое большое количество стран-соседей. Ваша задача - за 3 минуты подписать как можно больше названий данных географических объектов на чистой контурной карте. Работа в группах. За каждое верно подписанное название объекта команда получает по 1 баллу. СЛАЙД 4 2 станция «Много в ней лесов, полей и рек…» Уверена, каждый из вас любит отдыхать на природе. Расскажите, пожалуйста, какой пейзаж является для вас привычным? Жителями какой природной зоны мы с вами являемся? А в каких природных зонах расположена наша страна? Где в России наблюдается самый широкий спектр природных зон? Действительно, жителям средней полосы близка природа смешанных широколиственных лесов. Каждый из нас сможет живописно рассказать о том как выглядит лес в разные времена года, о воздухе, которым богат лес, о типичных растениях, животных, но, к сожалению, зачастую мы лишены возможности полюбоваться красотами других мест и сейчас в качестве релаксации я предлагаю вам совершить небольшое путешествие… ролик «Природа Ямала» (гиперссылка на «Станция № 2») Так вот, каждый гражданин России должен хорошо знать особенности природы своей страны. Поэтому объявляется следующее задание: вы получаете карточки с описанием природных зон, но составлял эти карточка ученик, который совсем не дружит с географией, поэтому ваша задача найти все его ошибки, то есть что не соответствует описанию данной природной зоны и исправить их. Чем больше ошибок вы найдете, тем больше баллов вы получите. Работа в группах по карточкам (Приложение 1). СЛАЙДЫ 5-10 Команды озвучивают ошибки и дают правильные ответы. За каждую исправленную ошибку команда получает по 1 баллу. СЛАЙД 11 3 станция «Я другой такой страны не знаю…» Какой такой? Ведь если задуматься, то действительно наша страна уникальна, одна из самых богатых в мире и такой другой нет. И на этой станции мы должны подвести итог о богатствах нашей страны. Итак, ровно за одну минуту, составить список богатств… Выступления учащихся.Оценка по 5-бальной шкале. СЛАЙД 12 Подведение итогов О, Россия! С нелегкой судьбою страна! У меня ты Россия, навеки одна. Я и другу скажу, я скажу и врагу. Без тебя, как без сердца прожить не смогу! Учащиеся делают выводы о проделанной работе. Объявляются итоги соревнования. Выставляются оценки. Домашнее задание Творческая работа: презентация о природных богатствах России, сочинение – размышление «Россия – богатая страна?» Приложение 1 Карточка № 1 1. Зона тайги - самая большая по площади природная зона России. 2. Для тайги характерны умеренно теплое лето и холодная зима, особенно суровая в Сибири. 3. Тайга Русской равнины сформировалась на подзолистых почвах, а тайга Западной и Восточной Сибири в условиях резко континентального климата на мерзлотно - таежных почвах. 4. Самое распространенное дерево тайги - ель. 5. Самая морозоустойчивая порода - кедр. 6. В Восточной Сибири тайга лиственничная, а на Русской равнине из ели и пихты. 7. Хорошо приспособлены к жизни в тайге населяющие ее животные. 8. Обычны в тайге бурый медведь, лось, белка, песец, соболь, бурундук, куница и другие. 9. Добыча ценной пушнины почти полностью приходится на таежную зону. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Пустыни находятся в Прикаспии и на Дальнем Востоке. 2. Для зоны характерен небольшой дефицит влаги. 3. Лето здесь длинное и жаркое, средняя температура июля + 25. 4. Зима короткая, со средней температурой января - 15. 5. Здесь растут ковыли, полыни, солянки. 6. Почвы пустынь - сероземы. 7. Среди животных распространены тушканчики, песчанки, суслики, змеи, ящерицы, перевязки. 8. Растительность пустынь - ценные корма для овец и верблюдов. Карточка № 2 1. Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана и крайнем северном побережье материковой части России. 2. «Арктос» в переводе означает «холод». 3. Природа этой зоны очень сурова. 4. Лето здесь очень холодное. 5. Почвы почти не развиты. 6. Растительность отсутствует. 7. На свободной от снега и льда поверхности могут появиться только мхи и лишайники. 8. Скуден и животный мир. 9. Типичные представители: белые медведи, моржи и пингвины. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Зона смешанных и широколиственных лесов расположена южнее тайги на Русской равнине. 2. В других районах России эта зона отсутствует. 3. Средняя температура самого теплого месяца не ниже + 20 градусов. 4. Увлажнение достаточное. 5. Почвы в смешанных лесах дерново - подзолистые и бурые. 6. Разнообразен растительный мир лесов. 7. Среди животных можно встретить белку, бурого медведя, бурундука, лося, из птиц - рябчика, дятла, сову и других. 8. Тепловой режим зоны смешанных и широколиственных лесов и степень ее увлажненности благоприятны для сельского хозяйства. 9. Среди всех природных зон смешанные и широколиственные леса в наибольшей степени изменены деятельностью человека. Карточка № 3 1. Зона тундр занимает побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы до Берингова пролива. 2. Наибольшей протяженности с севера на юг зона достигает на Русской равнине. 3. Тундра занимает почти 1/3 территории России. 4. Теплый период в тундре короткий, зима долгая и холодная. 5. В тундре много воды, большие пространства заняты болотами, потому что здесь выпадает много осадков. 6. Почвы подзолистые. 7. Хозяевами в тундре являются мхи и лишайники. 8. Обильны ягодные кустарнички. 9. Тундра - районы оленеводства и овцеводства, кроме того, здесь добывают песца и соболя. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Степи занимают юг европейской части России, Западной и Восточной Сибири. 2. Зима короткая, но холодная. 3. Лето жаркое и сухое. 4. Осадков выпадает 700 - 800 мм, примерно такая же испаряемость. 5. Увлажнение достаточное. 6. В прошлом в зоне господствовала степная разнотравно - злаковая и дерновинно - злаковая растительность на черноземах, каштановых и серо - бурых почвах. 7. Типичные представители животного мира: сайгаки, сурки, песчанки, суслики, лемминги. 8. В настоящее время степи в основном распаханы. 9. Степь – главная зерновая житница страны. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный фестиваль педагогических идей учителей русского языка и литературы «Открытый урок» является этапом Республиканского фестиваля... | Конспект урока географии на тему: «Северная Америка. Канада» ... | ||
График открытых мероприятий учителей-инноваторов в рамках проведения... График открытых мероприятий учителей-инноваторов в рамках проведения Фестиваля Науки и инноваций в гбоу цо №1409 | Урок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии» Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок... | ||
Урок по теме «Материки и океаны на глобусе и карте» в рамках II областного... ... | Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 9 класса «Хочу стать... Неделя физики, информатики и икт проводилась согласно утвержденной программе на заседании учителей шмо естественнонаучного цикла | ||
1 Организационный момент ... | О проведении всероссийского Фестиваля «Творческий урок» Учредителем всероссийского Фестиваля «Творческий урок» является Томский государственный педагогический университет. Организатором... | ||
Конспект урока. (размещается только в папке с конкурсным материалом) ... | Конспект занятия тема: «Где щи там нас и ищи» ... | ||
Домашние задания для городских учащихся 6 класса 2й подгруппы по русскому языку ... | Учебный курс экология животных 7 класс Тема «Животные, истреблённые человеком» ... | ||
О проведении дистанционного всероссийского Фестиваля «Творческий урок» Учредителем Фестиваля «Творческий урок» является Томский государственный педагогический университет | Башҡортостан республикаһы стәрлетамаҡ районы муниципаль район хакимиәтенең Об итогах проведения районного конкурса среди учителей географии «Лучший урок исследование по географии, посвященный Году географических... | ||
План работы шмо учителей географии мкоу «Нижнеказанищенский многопрофильный... Подготовка учителей и учащихся к проведению внутришкольной олимпиады по географии | России Введение «Открытый урок чтения» «Открытый урок чтения» (далее Урок) это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского... |