Скачать 118.99 Kb.
|
Пояснительная записка Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения. Цели и задачи курса: - познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии; - начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку; - начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты; - сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; - начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных. Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Однако еще один час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведение практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Содержание программы Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, что бы изучить собственную планету. Материал первого раздела – «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Второй раздел – «Способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба. Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах. Последний раздел – «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Введение (2 часа) География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругоствеки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие. Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины. Тема 1. Земля как планета (5 часов) Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тела на поверхности Земли. Тепловые пояса. Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты. Персоналии: Клайд Томбо. Практическая работа:
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины. Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа) Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. Практические работы:
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения. Тема 3. Литосфера (6 часов) Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы. Практические работы:
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. Тема 4. Атмосфера (8 часов) Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям. Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат. Практические работы:
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. Тема 5. Гидросфера (4 часа) Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота. Практические работы:
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. Тема 6. Биосфера (2 часа) Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Основные понятия: биосфера, Красная книга. Персоналии: В.И. Вернадский. Практическая работа:
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. Тема 7. Почва и геосфера (3 часа) Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая среда человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности. Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский. Практические работы:
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны: 1. Называть и показывать: - форму и размеры Земли; - полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт; - части внутреннего строения Земли; - основные формы рельефа; - части Мирового океана; - виды вод суши; - причины изменения погоды; - типы климатов; - виды ветров, причины их образования; - виды движения воды в океане; - пояса освещенности Земли; - географические объекты, предусмотренные программой. 2. Приводить примеры: - различных видов карт; - горных пород и минералов, их типов; - взаимовлияния всех компонентов природы. 3. Определять: - стороны горизонта на местности (ориентироваться); - относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте; - расстояния и направления по плану и карте; - осадочные и магматические горные породы; - направление ветра. 4.Описывать: - географические объекты. 5. Объяснять: - особенности компонентов природы своей местности. Географическая номенклатураМатерики: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера. Литература Основная литература: УМК:
Дополнительная литература:
Интернет-ресурсы:
|
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по географии «География мира» Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа составлена на основе Программы по географии Е. М. Домогацких, примерной программы по географии, в соответствии... | ||
Рабочая программа По географии в 7 классе Составлена в соответствии Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки... | Рабочая программа по географии для 5 класса учителя биологии высшей категории Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным... | ||
Рабочая программа по географии учитель Шацкова Г. Г Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки... | ||
Kuidas töötada kaugelt Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный... | Рабочая программа по географии составлена в соответствие с Федеральным... Приказами Минобрнауки РФ от 10. 11. 2011 №2643, от 24. 01. 2012 №39, примерной программы основного общего образования по географии,... | ||
Конспект урока на тему «Файл и файловая система» Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный... | Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный... | ||
Рабочая программа по географии в 6 классе разработана в соответствии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ... | Рабочая программа по географии составлена в соответствие с Федеральным... Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ... | Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы) «География Земли» (VI-VII классы)/ Сборник нормативных документов : География: Федеральный компонент государственного стандарта;... |