Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология





Скачать 307.55 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология
страница1/2
Дата публикации23.09.2013
Размер307.55 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________ И.В. Столярова

«_____» ____________ 2012 г.


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология
Заочная форма обучения


Составитель:

Нестерова А.А.

к.п.н., старший преподаватель

кафедры дошкольной педагогики


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от « » _____________2012

Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта №670 пед/СП (новый) от 31.01.2005г, Экологической доктрины РФ, Федеральных законов «Об образовании» и «Об охране окружающей среды».

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины: Теория и методика экологического образования детей. Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Современные программы экологического образования. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Критерии сформированности экологической воспитанности. Педагогические условия экологического образования. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе. Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах.

Актуальность дисциплины. Экологическая кризис – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, от его компетентности в вопросах природоведческого характера. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Экологическое воспитание – молодое направление в дошкольной педагогике. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры и пониманием современных тенденций в дошкольном образовании.

Курс теории и методики экологического образования детей является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Место дисциплины в структуре ООП. «Теория и методика экологического образования дошкольников» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла и занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки студентов.

Изучение дисциплины базируется на теоретических положениях дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов. Освоение содержания дисциплины взаимосвязано с возрастной психологией, детской психологией, управлением дошкольным образованием и способствует формированию методических и практических умений, необходимых для осуществления эколого-педагогической деятельности.

В курсе программы раскрываются общие закономерности и подходы воспитания элементов экологической культуры у детей дошкольного возраста Материал построен по принципу от общего фундаментального материала к конкретному. Программа составлена на основе основной образовательной программы высшего профессионального образования для направления подготовки «Педагогическое образование» 050100 по профилю «Дошкольная педагогика».

Цель дисциплины: формирование у студентов профессиональной готовности к управлению экологическим образованием в дошкольных учреждениях на основе глубокого освоения теории и современных подходов к экологическому воспитанию и образованию.

Задачи дисциплины:

  1. Изучить методологические и теоретические основы эколого-педагогической деятельности в дошкольных учреждениях.

  2. Формировать у студентов устойчивую личностную установку на овладение эколого-педагогической деятельностью; умение анализировать, критически оценивать и творчески использовать программно-методическую и научную информацию в области экологического образования детей дошкольного возраста.

  3. Развивать умения организации и управления экологическим образованием детей, инновационными педагогическими технологиями экологического образования.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:


знать:
уметь:

владеть:

систему биоэкологических, психолого-педагогических знаний,

сущность эколого-воспитательного процесса для создания педагогических условий по формированию экологически направленной личности ребёнка,

современные технологии, необходимые для творческой реализации естественнонаучных знаний и выбора оптимального варианта решения эколого-педагогических задач;

организовывать работу педагогического коллектива в условиях той или иной образовательной программы экологического воспитания,

прогнозировать развитие личности ребёнка и группы детей дошкольного возраста, предвидеть результаты педагогического воздействия на детей в ходе эколого-воспитательного процесса;

создавать условия для эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении,

оснащать педагогический процесс дидактическими и наглядными пособиями в соответствии с их функциональным назначением, требованиями методики, возрастными особенностями детей,

оценивать уровень экологической воспитанности и обученности детей на основе разработанной или адекватно подобранной методики обследования,

создавать условия для успешного взаимодействия участников экологического образования,

вносить предложения по улучшению экологической обстановки;

умениями осуществлять перенос полученных знаний в практику работы,

практическими умениями необходимыми для реализации полученных знаний и выбора оптимального решения педагогических задач,

способами проведения мониторинга экологического состояния ДОУ с разработкой мер по его улучшению,

технологией подготовки специалистов к эколого-педагогической деятельности в ДОУ.
Общая трудоемкость дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины.

300 часов

Лекции

30 часа

Семинарские занятия

14 часов

Самостоятельная работа

256


Дисциплина «Теория и методика экологического образования дошкольников» изучается на 3-ем курсе в 6 и 7-ом семестрах. Программой предусматриваются лекционные, семинарские занятия, выполнение контрольной работы, итоговый контроль в форме экзамена в 7 семестре.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

6 семестр, 24 часа

7 семестр, 20 часов, экзамен


Наименование тем

Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия

Семинарские занятия

Теоретическое обоснование проблемы экологического образования дошкольников.


Нормативно-правовые, педагогические и психологические основы экологического образования дошкольников

2




Философские основы экологического образования дошкольников

2




Использование природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории прогрессивной педагогики.

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

2




Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на природу в развитии детей

2




Цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста.

Цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста

2




Содержание экологического образования детей дошкольного возраста.

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста в различных программах




2

Организация процесса экологического образования в ДОУ.

Развивающая экологическая среда дошкольного образовательного учреждения

2

2

Наблюдение как ведущий метод экологического образования дошкольников

2




Моделирующая деятельность как метод экологического образования дошкольников

2




Наглядные методы обучения в экологическом образовании дошкольников.




2

Элементарная поисковая деятельность в системе работы по экологическому образованию дошкольников

2




Практические методы в экологическом образовании дошкольников




2

Роль игры в решении задач экологического образования детей дошкольного возраста

2




Метод проектов в работе по экологическому образованию в детском саду

2




Словесные методы в экологическом образовании детей

2




Использование иллюстративного материала в системе экологического образования дошкольников

2




Формы организации экологического образования в ДОУ

2

2

Планирование и управление эколого-педагогической работой в дошкольном учреждении.

Роль специалистов дошкольного учреждения в организации экологического образования в ДОУ Планирование как средство управления педагогическим процессом экологического образования дошкольников.




2

Готовность педагога дошкольного образования к экологическому образованию дошкольников




2

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

2




Итого:

30

14

Всего:

44



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методика экологического образования дошкольников»
Нормативно-правовые, педагогические и психологические основы экологического образования дошкольников. Нормативно-правовые основы экологического образования дошкольников. Понятие об экологическом образовании дошкольников. Психологическое обоснование проблемы экологического образования дошкольников. Педагогические источники экологического образования дошкольников. Перспективы развития «Теории и методики экологического образования дошкольников» как самостоятельной дисциплины.

Философские основы экологического образования дошкольников. Понятие об общественном экологическом сознании. Типы экологического сознания. История развития взаимоотношения человека и природы. Глобальный экологический кризис. Взаимоотношения общества и природы в философско-религиозном течении Н.В. Фёдорова и П.А. Флоренского. Человек и природа в философской системе Н.А. Бердяева и В.С. Соловьёва. Вернадский о ноосфере. Природные стихии и объекты. Мифологизированные образы растений и животных. Духи природных пространств и сезонные персонажи.

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка. Я.А. Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста. Ж.Ж.Руссо о естественном воспитании детей в природе. И.Г.Песталоцци о положительном значении восприятия детьми природы. Использование природы как источника умственного и нравственного воспитания в педагогической теории Ф. Фребеля. Природа как фактор воспитания в педагогической системе М. Монтессори.

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на природу в развитии детей. К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении детей. Взгляды Водовозовой Е.Н. на роль природы в воспитании детей до школы. Природа как среда развития и воспитания ребенка – дошкольника в теории Е.И. Тихеевой. Практика работы по ознакомлению с природой в дореволюционных детских садах по методу Л.К. Шлегер. Задачи, содержание и методы ознакомления детей с природой в советский период.

Цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Формирование начал экологической культуры как цель экологического образования детей дошкольного возраста. Задачи экологического образования дошкольников (по Н.А. Рыжовой). Специфические принципы организации экологического образования в дошкольных учреждениях.

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста в различных программах. Принципы отбора содержания экологического образования детей дошкольного возраста. Экологический аспект в комплексных программах для дошкольных учреждений. Парциальные программы по экологическому образованию дошкольников. Краеведческая направленность экологического образования дошкольников. Отбор научных понятий и ведущих идей в области экологии для организации экологического образования детей дошкольного возраста. Земля как планета. Геосферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Биосфера Земли. Растения и животные как единицы живой природы и предмет познания ребёнка. Свойства живого организма. Сезонные явления. Экологические связи в природе. Теоретические основы отбора содержания экологических знаний детей дошкольного возраста.

Развивающая экологическая среда дошкольного образовательного учреждения. Понятие об экологически развивающей среде детского сада. Её структура. Уголок природы в детском саду. Организация уголка природы в разных возрастных группах. Эколого-развивающий комплекс на территории ДОУ. Нетрадиционные элементы экологически развивающей среды ДОУ. Принципы и требования к организации предметной развивающей среды.

Наблюдение как ведущий метод экологического образования дошкольников. Общая характеристика методов экологического образования детей дошкольного возраста. Понятие о наблюдении в экологическом образовании детей. Виды наблюдений. Требования к организации наблюдения. Руководство наблюдениями в разных возрастных группах детского сада.

Моделирующая деятельность как метод экологического образования дошкольников. Теоретические основы моделирования. Виды моделей, используемых в ознакомлении с природой. Ведение экологического календаря как способ пространственно-временного графического моделирования. Варианты модельного материала для разных возрастных групп.

Элементарная поисковая деятельность в системе работы по экологическому образованию дошкольников. Теоретические основы экспериментирования как исследовательской деятельности. Её значение. Структура опытнической деятельности. Оборудование для организации экспериментирования природоведческого содержания. Содержание и методика проведения опытов в разных возрастных группах. Связь экспериментирования с другими видами детской деятельности.

Труд как один из основных методов экологического образования дошкольников. Значение труда в формировании базиса экологической культуры. Теоретические основы проблемы. Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе. Содержание труда в природе и методика его организации в разных возрастных группах.

Роль игры в решении задач экологического образования детей дошкольного возраста. Теоретические основы проблемы использования игры в решении задач экологического образования детей дошкольного возраста. Классификация игр. Игры с правилами, их роль и место в обогащении, закреплении, систематизации применения экологических знаний. Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные) в экологическом воспитании.

Метод проектов в работе по экологическому образованию в детском саду. История использования метода проектов. Понятие о методе проектов. Типология проектов. Особенности организации проектирования. Использование метода проектов в экологическом образовании дошкольников.

Словесные методы в экологическом образовании детей. Теоретические основы использования словесных методов в экологическом образовании дошкольников. Природоведческая литература в детском саду. Рассказ воспитателя. Беседа как метод экологического воспитания.

Использование иллюстративного материала в системе экологического образования дошкольников. Теоретические основы использования иллюстративного материала в системе экологического воспитания дошкольников. Виды иллюстративного материала. Требования к подбору. Особенности использования пейзажной живописи в системе экологического воспитания дошкольников.

Формы организации экологического образования в ДОУ. Занятие как форма организации экологического образования дошкольников. Прогулка в системе экологического образования. Экскурсия в природу. Активные формы и методы в экологическом образовании дошкольников.

Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Диагностика усвоения детьми программы по разделу «Ознакомление с природой». Методика диагностики экологической воспитанности детей О.М. Соломенниковой. Диагностика старших дошкольников по программе «Развитие». Методика диагностики О.Ф. Горбатенко. Вариативная диагностика.

Планирование как средство управления педагогическим процессом экологического образования дошкольников. Значение планирования. Содержание и формы планирования Работа по ЭО в календарном плане воспитателя

Роль специалистов дошкольного учреждения в организации экологического образования в ДОУ. Роль заведующей и старшего воспитателя в постановке экологического образования в ДОУ. Роль эколога в экологическом образовании детей: бионадзор, повышение квалификации педколлектива по основам экологии, краеведческое исследование территории, пропаганда экологических знаний среди родителей, мониторинг окружающей среды.

Готовность педагога дошкольного образования к экологическому образованию дошкольников. Формы методической работы по экологическому образованию с педагогическим коллективом ДОУ. Методическая деятельность и её значение в системе экологического образования в детском саду. Традиционные формы методической работы по ЭО. Инновационные формы методической работы по ЭО. Эколого-педагогическая компетентность ПДО.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. Теоретические основы проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. Компоненты содержания экологического образования родителей (по Н.А. Рыжовой). Формы взаимодействия с родителями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю

Организация образовательного процесса по дисциплине предусматривает проведение лекционных, семинарских и лабораторных занятий, с использованием комплекса педагогических методов: наглядных, словесных, практических. Преподаватель организует индивидуальную работу со студентами, в виде консультаций, подготовки сообщений. На каждом практическом занятии педагог проверяет информированность студентов об экологически значимых событиях в регионе, стране, в мире.

Методические рекомендации студенту

Студент посещает лекции, предусмотренные программой. Изучает литературу и выполняет практические задания к каждому семинарскому занятию. Все практические материалы: конспекты, планы, стихи, приметы и пр. – оформляются в отдельную папку. В ходе изучения дисциплины предусмотрена индивидуальная и самостоятельная работа.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Тематика контрольных работ
ТЕМА 1. Игра в системе экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Цель работы: показать значение и практическое использование различных видов игр в системе экологического образования и воспитания детей.

Методические указания: раскройте сущность игры, определите ее место в системе экологического воспитания/ игры по инициативе взрослых, самих детей, народные игры/. Дайте анализ проблемы по научным исследованиям, ее содержание в различных программах экологического воспитания.

На основе анализа календарного плана воспитателя, наблюдения игровой деятельности детей, дидактических игр в методическом кабинете сделайте вывод о состоянии практики использования игры в экологическом воспитании. Подготовьте конспект проведения новой игры /или экологически ориентированного варианта известной игры/ экологического содержания, организуйте игру, дайте запись ее проведения. К работе приложите перечень дидактических игр экологического содержания, конспект разработанной игры.
Литература:

  1. Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников. М., 1993

  2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1982, с.27-32.

  3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для детей ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

  4. Ж. Дошкольное воспитание: 1993 № 7, 1994 № 7, 1995 № 7, 1996 № 7.

  5. Новые подходы к организации игровой деятельности детей. Сб. тезисов Поволжской конференции. Ульяновск, 1995.


ТЕМА 2. Живопись как средство экологического воспитания детей.

Цель работы: Раскрыть роль живописи в экологическом образовании и воспитании содержание исследований, посвященных этой проблеме.

Показать особенности использования, различных живописны жанров в формировании у детей системы экологических знаний, в развитии эстетического восприятия природы.

Методические указания: Раскрыть теоретические основы проблемы, значение живописи в познании детьми окружающей среды, развития эстетических и гуманных чувств, выразительной речи.

Раскройте методику подбора и применения картин, подкрепите теоретические положения примерами из опыта работы. Проанализируйте календарный план воспитателя за квартал, отметьте, какие виды живописи, где и с какой целью использует педагог. Подберите по 2-3 репродукции для каждой из возрастных групп, а для одной подготовьте конспект беседы по картине и проведите ее. Запишите суждения детей, сделав запись занятия, дайте анализ.
Литература:

  1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.

  2. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1976.

  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1982.

  4. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. Сиб., 1996

  5. Кампанцева Л.В. поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985

  6. Культурологическое образование детей дошкольного возраста. Вып. 2. /Методическое пособие/. «Вдохновение» Технология воспитания у детей 4-7 лет культуры чувств и творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Ульяновск, 1997.

  7. Чебукина Н.К. Загадочных многоцветных мир глазами дошкольника. Ульяновск, 1996.


ТЕМА 3. Экологические экскурсии и целевые прогулки в природу.

Цель работы: Показать роль и место экскурсий в экологическом воспитании, описать методику их проведения.

Методические указания: Раскройте теоретические основы проблемы, опишите методические требования к подготовке, организации и проведению экскурсий экологического содержания /учет предшествующей работы, организация наблюдений и поисковой деятельности на экскурсии, приемов активизации познавательной деятельности / логические задачи, поисковые вопросы, проблемные задания, и т.д./, способов закрепления знаний/. На основе изучения литературы и практического опыта составьте перспективный план экскурсий для старших групп. Подготовьте и проведите на практике экскурсию в природу, приложите конспект и запись экскурсии.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconРабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconРабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconРабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconРабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология iconПрограмма дисциплины «Экология Ульяновской области» составлена на...
Программа учебной дисциплины регионального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск