Скачать 179.99 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Первый проректор-проректор по учебной работе ____________________И.В. Столярова «___________»_______________2012 г. ЭКОЛОГИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Программа учебной дисциплины регионального компонента для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология Заочная форма обучения
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____. Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дисциплины «Экология Ульяновской области» составлена на основании Государственного образовательного стандарта, Экологической доктрины РФ, Федеральных законов «Об образовании» и «Об охране окружающей среды». Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Экология Ульяновской области» является дисциплиной регионального компонента из цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) и занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки студентов. Для освоения дисциплины «Экология Ульяновской области» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин гуманитарного, социального цикла: истории, концепций современного естествознания, содержание дисциплины связано с изучением«Теории и методики экологического образования детей». Актуальность дисциплины Содержание курса направлено на формирование системы знаний об экологии родного края (Ульяновской области), воспитания основ экологической культуры, любви к своей малой родине. В содержании учебной дисциплины отражены основные особенности природы края, основные экологические проблемы ее охраны, особенности природопользования, экологические проблемы региона, законодательные основы взаимоотношений человека с природой в условиях Ульяновской области. Содержание курса предусматривает также повышение уровня естественнонаучного образования студентов как основы формирования современного экологического мировоззрения. Цель дисциплины: воспитание активной гражданской позиции, умение оценивать на доступном уровне экологическую обстановку, решать и элементарно прогнозировать ситуации экологического характера разного уровня Задачи: углубление знаний, полученных в теоретическом курсе экологии, применение их в природе; ознакомление с сезонными явлениями в природе, проведение и запись фенологических наблюдений; формирование навыков краеведческой работы; формирование навыков определения и распознавания наиболее распространенных растений и животных родного края; ознакомление с природоохранной деятельностью, формирование экологически грамотного поведения в природе; формирование навыков оформления коллекционного материала и гербариев. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен знать: об основах экологии как науки, проблемах современного природопользования, рационального использования природных ресурсов; о проблемах природопользования в Ульяновской области, редких и охраняемых объектах родного края; о проблемах непрерывного экологического образования и специфике дошкольного подхода в воспитании основ экологической культуры; уметь: анализировать учебную, научную и научно-популярную литературу; реферировать и анализировать изученные материалы; владеть: способами оценивания на элементарном уровне состояния окружающих условий – биоразнообразие, наличие лишайников, качество продуктов с использованием простейших индикаторов. Общая трудоемкость дисциплины.
Программой предусматриваются лекционные и практические занятия, итоговый контроль в форме зачёта. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экология Ульяновской области» 80 часов, зачёт
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫЭколого-географическое своеобразие ульяновской области. Законодательные основ природопользования. Ульяновская область как регион на стыке нескольких природных зон (лесной, степной, элементов в разных сравнительно отдаленных зон (тайги), полупустыни), своеобразных ландшафтов и некоторых интересных и уникальных природных комплексов (палеонтологический заказник, Белое озеро, Акшуатский парк, и др.). Основные административные органы и документы, регламентирующие природопользование и взаимоотношения человека и природы. Минеральные и почвенные ресурсы Ульяновской области и экологические проблемы их использования. Тектоника и геологическое строение. Осадочные горные породы (мел, известняк, его виды, песок, глина, доломит, трепел и др.). Основные месторождения. Экологические проблемы их добычи, переработки и использования. Полезные топливные ископаемые, их запасы и использование, география месторождения, экологические проблемы. Минеральные воды и их использование. Курорты и здравницы Ульяновской области. Почвы Ульяновской области. Проблемы истощения и обогащения почв. Экологические проблемы почвоведения. Погода и климат региона. Атмосфера, источники загрязнения, экологические проблемы охраны атмосферы, особенности погоды и климата Ульяновской области. Сезонные изменения погоды, взаимосвязь погоды и самочувствия и здоровья человека. Современный прогноз погоды. Гидро-метео-бюро, прогноз по народному календарю. Растительный и животный мир Ульяновской области. Флора Ульяновской области, ее особенности. Редкие и особо охраняемые виды. Красная книга. Проблемы охраны растений. Разнообразие фитоценозов и их охрана. Леса Ульяновской области и их типы. Охрана лесов, растительность водоемов (реки, озера, болота). Экологические проблемы водоемов. Разнообразие животного мира. Беспозвоночные животные. Рыбы , земноводные, пресмыкающиеся, птицы и животные. Редкие животные Ульяновской области в Красной книге России. Животные в разных природных сообществах. Экологические проблемы и охрана животного мира. Ландшафтное и биогенетическое своеобразие Ульяновской области и экологические проблемы рационального природопользования. Рельеф и господствующие биогеоценозы Ульяновского правобережья и левобережья поймы рек Суры и Барыша. Истоки Волжских притоков на территории области. Их характеристика. Особо охраняемые памятники природы Ульяновской области. Лесные и водно-лесные памятники природы. Водные и палеонтологические памятники. Условия обнажения черных пород на берегу водохранилища. Степные охраняемые территории. Сады и заповедные парки. Экология Волги и рек ульяновской области. Экология Волжского водохранилища. Исследования института экологии Волжского бассейна г. Тольятти. Национальные парк Самарская Лука и Жигулевский заповедник. Экология малых рек Ульяновской области. Экономический кризис и экологические проблемы. Дискуссионная проблема восстановления прежнего русла Волги в среднем Поволжье. Виды природопользования (промышленное, сельскохозяйственное, рекреационное, лесопользование). Экологические проблемы различных видов природопользования. Экология г. Ульяновска и области и здоровье населения. Влияние загрязнения атмосферы на здоровье взрослых и детей. Охрана атмосферы. Медицинские проблемы, связанные с качеством питьевой воды. Источники загрязнения. Загрязнения почвы и сельхозпродукции. Экологический паспорт ДОУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю Организация образовательного процесса по дисциплине предусматривает проведение лекционных, семинарских занятий, с использованием комплекса педагогических методов: наглядных, словесных, практических. Преподаватель организует индивидуальную работу со студентами, в виде консультаций, подготовки сообщений. На каждом практическом занятии педагог проверяет информированность студентов об экологически значимых событиях в регионе, стране, в мире. Методические рекомендации студентам Составление плана предполагает выделение структуры и общей логики работы. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенную проблему или вопрос, поднимаемый автором. При составлении плана важно выделять основные мысли или идеи автора, располагать их в логическом порядке. Планы значимы при подготовке устных выступлений на основе анализа текстов и материала. Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения статьи, работы, книги. Составление тезисов требуют определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации идей и мыслей, сформулированных в работе. При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения и логику их изложения, разбить материал на части ив краткой форме расшифровать каждый структурный раздел. Выписки являются дополнением к тезисам. Конспект - один из основных видов работы с первоисточником, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения. Конспект педагогического произведения должен отвечать ряду требований: Краткости, Ясности,Полноты и точности. Полнота достигается за счет фиксации основных положений произведения, воспроизводящих авторскую логику изложения. Важным видом является самостоятельная исследовательская деятельность студента. Она включает в себя ряд научно- исследовательских работ студентов: реферат, курсовая работа. Программа курса «Общая педагогика» предполагает эти виды работ. Особенности реферата по дисциплине является тот момент, что он должен представлять собой не только изложение определенной научной публикации, но и критический ее анализ. Написание реферата целесообразно начинать с изучения и конспектирования предложенной литературы. После конспектирования источников и их глубко изучения можно приступить к написанию реферата, который может быт трех видов: - критическая рецензия на педагогическое произведение или цикл взаимосвязанных работ и включает в себя: оценку актуальности рецензируемой работы, краткое изложение теоретической позиции автора и ее критический анализ, доказательства личной позиции по данной проблеме. - аналитический обзор по педагогической проблеме построен в виде изложения истории изучаемого вопроса и опыта его реализации на современном этапе. - критический анализ дискуссии представляет глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому- либо педагогическому вопросу. Главная его цель – выявить существо полемики. Критериями качественно выполненной работы являются: - правильно оформлена работа (составлен план, обоснована актуальность, раскрыта тема, указана библиография), - теоретический материал опирается на авторские работы, имеющие практические выводы. Последовательность работы по изучению тем, предусмотренных для самостоятельной работы студентов предполагает:
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Вопросы к зачёту по дисциплине «Экология Ульяновской области»
Темы рефератов по дисциплине
Примерный перечень индивидуальных заданий
на берегу р. Свияги построен свинокомплекс. во дворе многоэтажного дома постоянно моют личные автомобили рядом с ДОУ построена автозаправочная станция очистные сооружения продают органический ил как удобрение садоводам и огородникам верховой пожар в сосновом лесу частное разрушение дамбы на Волге
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Критерии оценивания видов деятельности студентов на семинарских занятиях
Критерии оценивания на зачёте Полнота и глубина знаний об основах экологии как науки, основных экологических проблемах биосферы и конкретного региона, концептуальных основах и принципах непрерывного экологического образования. Системность знаний, осознание студентами места экологии в современной науке и природопользования, экологического образования в системе воспитания экологической культуры, необходимости интегрированного подхода в воспитании экологической культуры у детей. Опреративность и гибкость знаний – умение студентов использовать полученные знания в педагогической практике, педпросвещении педагогов и родителей, пользоваться усвоенными знаниями для анализа конкретных экологических и педагогических ситуаций, прогнозировать развитие событий. Конкретность знаний – умение выбирать самостоятельно необходимые сведения для обсуждения и решения конкретных экологических задач. Прочность и осознанность знаний – способность сохранять и производить в нужной последовательности основные блоки информации, способность оперировать усвоенной информацией для самостоятельной познавательной деятельности и практического решения конкретных проблем. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
Материально- техническое обеспечение Программное и коммуникационное обеспечение
Материально- техническое обеспечение дисциплины. Компьютерный класс, мультимедийный проектор, схемы, таблицы, слайды, учебники, учебные пособия, словари и справочники, тексты лекций. Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины (программы практики) Рабочая программа учебной дисциплины «Экология Ульяновской области» Составитель: А.А. Нестерова – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 10 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью 050303.65 Педагогика и психология (очная форма обучения). Составитель ____________________ А.А. Нестерова (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики «____» __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой ___________ ________________ «_____» __________20__г. подпись расшифровка подписи Рабочая программа учебной дисциплины согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки ___________ Марсакова Ю.Б. «_____» __________20__г. подпись расшифровка подписи Программа утверждена на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии «_____» ____________ 20____г., протокол № _____ Председатель ученого совета факультета ___________ ________________ «_____» __________20__г. подпись расшифровка подписи Программа согласована с учебным управлением «_____» ____________ 20____г., протокол № _____ Начальник учебного управления ___________ ________________ «_____» __________20__г. подпись расшифровка подписи Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером ___________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС ___________ ________________ «_____» ____________ 20____г. подпись расшифровка подписи Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины (программы практики) Рабочая программа учебной дисциплины «Экология Ульяновской области» Составитель: А.А. Нестерова – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 10 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью 050706.65 Иностранный язык (очная форма обучения). Составитель ____________________ А.А. Нестерова (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики «____» __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой ___________ ________________ «_____» __________20__г. подпись расшифровка подписи Рабочая программа учебной дисциплины согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки ___________ Марсакова Ю.Б. «_____» __________20__г. подпись расшифровка подписи Программа утверждена на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии «_____» ____________ 20____г., протокол № _____ Председатель ученого совета факультета ___________ ________________ «_____» __________20__г. подпись расшифровка подписи Программа согласована с учебным управлением «_____» ____________ 20____г., протокол № _____ Начальник учебного управления ___________ ________________ «_____» __________20__г. подпись расшифровка подписи Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером ___________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС ___________ ________________ «_____» ____________ 20____г. подпись расшифровка подписи |
Рабочая программа по дисциплине «Экология» составлена на основании... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка Общие сведения об учреждении Содержание образовательного... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Отчет о работе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области... ... | Назначение уголовного судопроизводства Соотношение норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и процессуальных норм федеральных конституционных законов... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по информатике и икт среднего... Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего,... | Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы практических знаний и навыков в области финансового управления... |