Конспект внеклассного занятия по чтению"заклички и приговорки. Частушки"





Скачать 63.36 Kb.
НазваниеКонспект внеклассного занятия по чтению"заклички и приговорки. Частушки"
Дата публикации27.09.2013
Размер63.36 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЧТЕНИЮ"ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ.ЧАСТУШКИ"

Цели: познакомить с разными жанрами народного творчества, пробудить интерес к нему.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Беседа о закличках и приговорках.

- Что такое закличка? (закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы)

-А как вы понимаете приговорка? (это обращение к животным)

Заклички восходят к древнейшим обрядам. Заклички-обращения превратились в песенки,которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.).

Вот закличка детей с Урала:

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду во Ристань

Богу помолиться,

Кресту поклониться.

Но со временем заклички исчезают,как и эта.

Или вот закличка, которая несколько изменилась:

Дождик, дождик,дай воды,

По колено глубины!

Дождик, дождик, пуще,

Будет в поле гуще.

Некоторые заклички пришли в детский репертуар из детских книг:

Дождик,дождик,поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки,будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Многие заклички не только утратили магическое,религиозное значение,но приобрели шуточный характер:

Дождик,дождик,пуще,

Дам тебе гущи,

Дам тебе вилку-

Бей по затылку!

Широко бытуют заклички-пародии:

Аэроплан,аэроплан,

Посади меня в карман!

А в кармане пусто-

Выросла капуста!

Редко встречаются заклички,обращённые к солнцу,да и то с современными добавлениями и изменениями:

Солнышко,Солнышко,

Выгляни в окошечко,

Там,там твои детки

Кушают котлетки.

Заклички,обращённые к ветру,тучам,радуге и другим стихиям и явлениям природы,единичны.

2.Рефлексия по беседе:

-Когда и с чем появились заклички?

-Какие заклички вы знаете?

-К кому и к чему обращались в закличках?

-От чего зависит бытование и сохранность текстов закличек?

-Какие заклички широко бытуют?

-К каким явлениям природы заклички единичны?

3.Приговорки.

-Дети,растущие в деревне,неизбежно вступают в контакт с природой.Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц

и животных.Если дети начинают самостоятельно передвигаться,их внимание привлекают хищные птицы(гроза цыплят-коршун),певчие птицы(жаворонок,перепел),

ярко окрашенные насекомые(божьи коровки,бабочки,разные жуки),дети ищут средства общения с ними.Этой цели служат приговорки.Их трудно отличить от закличек

и по форме и по содержанию.

-Бабочку трудно поймать.Дети обращаются к ней с приговоркой:

Бабочка,бабочка,

Сядь на лавочку,

Дам булавочку.

-Божью коровку поймать легко,но по поверьям убить её грешно.Ребёнок любуется ею и старается сделать так,чтобы она улетела, и на это есть приговорки:

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной!

-Возьмёт ребёнок в руки улитку,улитка спрячется в домик,в свою раковину,ребёнок начинает приговаривать.Выпадает молочный зуб,ребёнок бросает его под печку и

приговаривает.Купается ватага ребятишек.Набралась вода в уши,прыгают на одной ноге и приговаривают:" Мышка,мышка,вылей воду под железную колоду!"

-Детям поручали охранять цыплят и утят,гусят.Чуть зазевайся-коршун унесёт цыплёнка.Поэтому,как только появится коршун в небе,начинается громкая перекличка

детей:

Коршун,коршун,колесом,

Твои дети за лесом

В огне горят,тебя зовут.

-Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражании.Поёт малиновка.Дети слушают и кричат:" Бросай сани,бросай сани,возьми воз..."

- Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям.Применяют их дети дошкольного и школьного возраста.

4.Рефлексия.

-С какого возраста дети говорят приговорки?В связи с чем?

-На чём строятся приговорки?

-А вы знаете приговорки?Можете сами сочинить приговорку?Попробуйте!

5.Частушки.

-Какие частушки вы знаете?

-На какие темы вы их поёте на своих школьных праздниках?

-Давайте поговорим о происхождении частушек.Одни учёные считают,что частушка родилась очень давно,что песенки,похожие на частушки,распевали и плясали под

них бродячие артисты-скоморохи-ещё в 17-18веках.Другие убеждены:частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины 19века.Вторая точка

зрения кажется более убедительной.

Частушка широко стала распространяться,когда в России начал развиваться капитализм,складывались рыночные отношения.Многое теперь зависело от самого

человека,от его воли и способностей.Можно сравнить старую песню и частушку:в песне-покорность судьбе("Не велят Маше на улицу ходить,не велят Маше молодчика

любить..."),в частушке-желание поспорить с обстоятельствами("Тятя с мамой,не перечь,на печи не устеречь...").

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки-её художественная форма.Конечно,частушки широко используют приёмы фольклора, например,

одинаковые зачины("Я девчёнка боевая...","Я по бережку ходила...").Как и в песне,в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы-этот приём на-

зывается психологическим:

Закатилось красно солнышко,

Не стало меня греть,

Оженился мой милёночек,

Не стал меня жалеть.

-Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников-украинские коломыйки,белорусские скакухи,польские вырвасы,краковяки.У этих

народов такие песенки появились раньше.Некоторые из них перешли и к русским:

Одна гора высокая,

А другая низка;

Одна мила далёкая,

А другая близка!

- В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие,но по-своему,с точки зрения молодого человека.

-Частушки времён Великой Отечественной войны рассказывают об огромных лишениях,о полуголодной жизни народа,о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне

Управляет ротою,

А я тоже не гуляю,

На быке работаю.

- И,конечно,по всей стране звучали частушки о милом,который где-то воюет:

Неужели пуля-дура,

Ягодиночку убьёт?

Пуля влево,пуля вправо,

Пуля,сделай поворот!

- В современной деревне немало частушек,которые сейчас имеют другой смысл,меняется жизнь,меняются и частушки.Раньше было:"Без лучины,без огня зажег
сердечко у меня",сегодня поют:"Без бензина,без огня..."

- Постоянно создаются новые частушки:
Как у наших у ребят

Голова из трёх частей:

Карбюратор,вентилятор

И коробка скоростей.

-Поют частушки и школьники:

Говорят,я ученица,

Ученица-не позор!

Ученицу крепче любят

За весёлый разговор.

- Ещё один вид,родственный частушке,-двустрочные страдания(на Руси "страдать" означает ещё "любить").Распространены они преимущественно на Волге:

Маменька,купи чаю,

А не купишь,осерчаю.

Или:

Маменька,купи кофту,

А не купишь,я утопну.

- А вот в городе песенная частушка превратилась просто в эпиграмму-весёлый задиристый стишок.

6.Рефлексия

-Когда появилась частушка?

-Кто их распевал?
-О чём поётся в частушках?

-Попробуйте сочинить частушки о школьных делах,об учёбе.

7.Подведение итогов занятия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект познавательного занятия
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект урока в 10 классе
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект внеклассного занятия «Все профессии важны»
Оборудование: Карта, учебники, картина, ук РФ., Конституция, таблицы, ист. Справки
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект открытого внеклассного мероприятия по смг тема урока: Профилактика...
И. п. – стоя, ноги слегка расставлены. Ступни параллельно, руки на поясе. Подняться на носки и опуститься на всю стопу
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект внеклассного занятия
Настоящее Положение разработано на основе Закона «Об образовании», Типового Положения, Устава кгкоу нпо пу 18 (далее Учреждение)
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconРайона Санкт-Петербурга Конспект внеклассного занятия по математике
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconУрок №4 Тема урока: Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект внеклассного занятия для учащихся 2 класса
...
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconЛитература по курсу 16 Основная литература 16
Частушки. Частушка как жанр, ее разновидности, время, среда и условия возникновения. Частушки, возникшие в крестьянской среде, их...
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Унт. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, поговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки,...
Конспект внеклассного занятия по чтению\"заклички и приговорки. Частушки\" iconКонспект внеклассного занятия Игра соревнование «Пожарная безопасность»
Цель: 1 закрепить и обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности, способствовать формированию своей безопасности дома


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск