Скачать 63.36 Kb.
|
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЧТЕНИЮ"ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ.ЧАСТУШКИ" Цели: познакомить с разными жанрами народного творчества, пробудить интерес к нему. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1.Беседа о закличках и приговорках. - Что такое закличка? (закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы) -А как вы понимаете приговорка? (это обращение к животным) Заклички восходят к древнейшим обрядам. Заклички-обращения превратились в песенки,которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.). Вот закличка детей с Урала: Дождик, дождик, перестань! Я поеду во Ристань Богу помолиться, Кресту поклониться. Но со временем заклички исчезают,как и эта. Или вот закличка, которая несколько изменилась: Дождик, дождик,дай воды, По колено глубины! Дождик, дождик, пуще, Будет в поле гуще. Некоторые заклички пришли в детский репертуар из детских книг: Дождик,дождик,поливай- Будет хлеба каравай, Будут булки,будут сушки, Будут вкусные ватрушки. Многие заклички не только утратили магическое,религиозное значение,но приобрели шуточный характер: Дождик,дождик,пуще, Дам тебе гущи, Дам тебе вилку- Бей по затылку! Широко бытуют заклички-пародии: Аэроплан,аэроплан, Посади меня в карман! А в кармане пусто- Выросла капуста! Редко встречаются заклички,обращённые к солнцу,да и то с современными добавлениями и изменениями: Солнышко,Солнышко, Выгляни в окошечко, Там,там твои детки Кушают котлетки. Заклички,обращённые к ветру,тучам,радуге и другим стихиям и явлениям природы,единичны. 2.Рефлексия по беседе: -Когда и с чем появились заклички? -Какие заклички вы знаете? -К кому и к чему обращались в закличках? -От чего зависит бытование и сохранность текстов закличек? -Какие заклички широко бытуют? -К каким явлениям природы заклички единичны? 3.Приговорки. -Дети,растущие в деревне,неизбежно вступают в контакт с природой.Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных.Если дети начинают самостоятельно передвигаться,их внимание привлекают хищные птицы(гроза цыплят-коршун),певчие птицы(жаворонок,перепел), ярко окрашенные насекомые(божьи коровки,бабочки,разные жуки),дети ищут средства общения с ними.Этой цели служат приговорки.Их трудно отличить от закличек и по форме и по содержанию. -Бабочку трудно поймать.Дети обращаются к ней с приговоркой: Бабочка,бабочка, Сядь на лавочку, Дам булавочку. -Божью коровку поймать легко,но по поверьям убить её грешно.Ребёнок любуется ею и старается сделать так,чтобы она улетела, и на это есть приговорки: Божья коровка, Улети на небо, Там твои детки Кушают конфетки, Всем по одной, А тебе ни одной! -Возьмёт ребёнок в руки улитку,улитка спрячется в домик,в свою раковину,ребёнок начинает приговаривать.Выпадает молочный зуб,ребёнок бросает его под печку и приговаривает.Купается ватага ребятишек.Набралась вода в уши,прыгают на одной ноге и приговаривают:" Мышка,мышка,вылей воду под железную колоду!" -Детям поручали охранять цыплят и утят,гусят.Чуть зазевайся-коршун унесёт цыплёнка.Поэтому,как только появится коршун в небе,начинается громкая перекличка детей: Коршун,коршун,колесом, Твои дети за лесом В огне горят,тебя зовут. -Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражании.Поёт малиновка.Дети слушают и кричат:" Бросай сани,бросай сани,возьми воз..." - Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям.Применяют их дети дошкольного и школьного возраста. 4.Рефлексия. -С какого возраста дети говорят приговорки?В связи с чем? -На чём строятся приговорки? -А вы знаете приговорки?Можете сами сочинить приговорку?Попробуйте! 5.Частушки. -Какие частушки вы знаете? -На какие темы вы их поёте на своих школьных праздниках? -Давайте поговорим о происхождении частушек.Одни учёные считают,что частушка родилась очень давно,что песенки,похожие на частушки,распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи-ещё в 17-18веках.Другие убеждены:частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины 19века.Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка широко стала распространяться,когда в России начал развиваться капитализм,складывались рыночные отношения.Многое теперь зависело от самого человека,от его воли и способностей.Можно сравнить старую песню и частушку:в песне-покорность судьбе("Не велят Маше на улицу ходить,не велят Маше молодчика любить..."),в частушке-желание поспорить с обстоятельствами("Тятя с мамой,не перечь,на печи не устеречь..."). Самое главное доказательство позднего происхождения частушки-её художественная форма.Конечно,частушки широко используют приёмы фольклора, например, одинаковые зачины("Я девчёнка боевая...","Я по бережку ходила...").Как и в песне,в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы-этот приём на- зывается психологическим: Закатилось красно солнышко, Не стало меня греть, Оженился мой милёночек, Не стал меня жалеть. -Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников-украинские коломыйки,белорусские скакухи,польские вырвасы,краковяки.У этих народов такие песенки появились раньше.Некоторые из них перешли и к русским: Одна гора высокая, А другая низка; Одна мила далёкая, А другая близка! - В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие,но по-своему,с точки зрения молодого человека. -Частушки времён Великой Отечественной войны рассказывают об огромных лишениях,о полуголодной жизни народа,о тяжёлом труде: Мой милёнок на войне Управляет ротою, А я тоже не гуляю, На быке работаю. - И,конечно,по всей стране звучали частушки о милом,который где-то воюет: Неужели пуля-дура, Ягодиночку убьёт? Пуля влево,пуля вправо, Пуля,сделай поворот! - В современной деревне немало частушек,которые сейчас имеют другой смысл,меняется жизнь,меняются и частушки.Раньше было:"Без лучины,без огня зажег сердечко у меня",сегодня поют:"Без бензина,без огня..." - Постоянно создаются новые частушки: Как у наших у ребят Голова из трёх частей: Карбюратор,вентилятор И коробка скоростей. -Поют частушки и школьники: Говорят,я ученица, Ученица-не позор! Ученицу крепче любят За весёлый разговор. - Ещё один вид,родственный частушке,-двустрочные страдания(на Руси "страдать" означает ещё "любить").Распространены они преимущественно на Волге: Маменька,купи чаю, А не купишь,осерчаю. Или: Маменька,купи кофту, А не купишь,я утопну. - А вот в городе песенная частушка превратилась просто в эпиграмму-весёлый задиристый стишок. 6.Рефлексия -Когда появилась частушка? -Кто их распевал? -О чём поётся в частушках? -Попробуйте сочинить частушки о школьных делах,об учёбе. 7.Подведение итогов занятия. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Конспект познавательного занятия План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой... План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект урока в 10 классе План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект внеклассного занятия «Все профессии важны» Оборудование: Карта, учебники, картина, ук РФ., Конституция, таблицы, ист. Справки | ||
Конспект открытого внеклассного мероприятия по смг тема урока: Профилактика... И. п. – стоя, ноги слегка расставлены. Ступни параллельно, руки на поясе. Подняться на носки и опуститься на всю стопу | Конспект внеклассного занятия Настоящее Положение разработано на основе Закона «Об образовании», Типового Положения, Устава кгкоу нпо пу 18 (далее Учреждение) | ||
Района Санкт-Петербурга Конспект внеклассного занятия по математике Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | Урок №4 Тема урока: Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект внеклассного занятия для учащихся 2 класса ... | Литература по курсу 16 Основная литература 16 Частушки. Частушка как жанр, ее разновидности, время, среда и условия возникновения. Частушки, возникшие в крестьянской среде, их... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Унт. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, поговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки,... | Конспект внеклассного занятия Игра соревнование «Пожарная безопасность» Цель: 1 закрепить и обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности, способствовать формированию своей безопасности дома |