Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов»





Скачать 277.97 Kb.
НазваниеУрок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов»
страница1/3
Дата публикации02.10.2013
Размер277.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
  1   2   3
Интегрированный урок

«Значение воды в природе и жизни человека.

Экологические проблемы водных ресурсов».

Урок разработали:

- Максимова Зинаида Валерьевна, учитель биологии;

- Порфирьева Ольга Виссарионовна, учитель химии.

Тип урока: изучение новой темы.

Данный урок является интегрированным и направлен на развитие творческой самостоятельности, экологической грамотности, познавательной активности учащихся. Учит работать с научной литературой и ресурсами сети Интернет, реализовывать полученные знания на практике и развивает коммуникативные навыки у детей в ходе групповой работы. В ходе урока учащиеся узнают о профессиях, которые можно получить в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и ЧГУ им. И.Н. Ульянова.

Место урока. Урок может проводиться в 8-9 классах при изучении тем: «Вода», «Клетка», а также как уроки обобщения и систематизации знаний учащихся.

Технологии – КСО, некоторые приемы диалогового взаимодействия, ИКТ – технологии.

Методы и средства обучения и воспитания – лабораторный опыт, рассказ, беседа, наблюдение, составление таблиц, создание мультимедийной презентации, игра.

Урок требует дополнительной подготовки, с этой целью класс делится на следующие группы: филологи, географы, биологи, медики, химики-экологи, экономисты которые занимаются поиском информации из различных дополнительных источников.

Предмет, класс

Химия, биология 8 класс

Тема урока

Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов

Цель урока

Убедиться в том, что вода имеет большое значение для живых организмов, выявить проблемы, связанные с загрязнением водных ресурсов и предложить пути их решения.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Ознакомить учащихся с: биологическим значением воды в жизни человека и растений; большим практическим значением воды в быту и промышленности; источниками загрязнения природных вод; действием некоторых загрязняющих веществ на живые организмы; закрепить практические навыки по выполнению лабораторных работ

Формирование умений и навыков информационно-поисковой деятельности с учебником, дополнительной литературой и сети Интернет; вести профориентационную работу.

Воспитывать чувство гордости за совместный результат своей работы; воспитывать чувство бережного отношения к природе;


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация в среде PowerPoint

Необходимое оборудование


1.физическая карта мира;

2. цилиндры, пробирки, спиртовки, держатели пробирок, предметные стекла;

3.бумага, карандаши, краски, кисточки;

4. ноутбук с выходом в Интернет;

5. методическое пособие для выполнения эксперимента;

6. картины художников о Волге

Организационная структура урока

Этап I. Актуализация знаний. Вода в природе, в живых организмах.

Цель

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Методы и приемы

Беседа, рассказ, показ презентаций, наблюдение

Основной вид деятельности

Выступления специалистов (филологов, биологов и географов) с использованием м/м презентаций

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная и индивидуальная работа, работа с географической картой

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организационная и коррекционная. Объяснение целей и задач урока.

Промежуточный контроль знаний, рефлексия

Решение расчетной задачи. Игра.

Этап II. Вода в быту и промышленности

Цель

Рассмотреть значение воды в быту и промышленности

Методы и приемы

Беседа, рассказ, показ презентаций

Основной вид деятельности

Выступления специалистов (химики-экологи, филологи) с использованием м/м презентаций и картин художников

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная и индивидуальная работа, отчет группы « О потреблении воды человеком в быту»

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организационная и коррекционная

Промежуточный контроль знаний, рефлексия

Обсуждение стихотворения М. Соколова «Изумительной красоты берега, берега…»

Этап III. Исследование природных вод.

Цель

Совершенствовать навыки групповой работы, умение проводить эксперименты по исследованию природных вод, описывать результаты наблюдений, находить ответы на вопросы по тексту и делать выводы.

Методы и приемы

Лабораторный опыт, работа с инструктивной картой, составление таблиц, наблюдение, работа с учебником, дискуссия

Основной вид деятельности

Лабораторная работа учащихся. Подготовка отчета о выполненной работе. Самостоятельная работа с текстом «Методы очистки сточных вод». Решение проблемных задач.

Форма организации деятельности учащихся

Работа в 3 группах. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Контроль за выполнением лабораторной работы и работы с текстом.

Промежуточный контроль знаний, рефлексия

Отчет групп о проделанной экспериментальной работе. Ответы на вопросы. Выводы.

Этап IV. Загрязняющие вещества, находящиеся в воде, и их действие на организм человека.

Цель

1. Ознакомить учащихся с влиянием некоторых загрязняющих веществ, находящихся в воде, на здоровье человека.

2. Развивать у учащихся навыки работы с текстом и умение формулировать вопросы.

Методы и приемы

репродуктивный

Основной вид деятельности

Самостоятельная работа с дополнительной литературой.

Форма организации деятельности учащихся

Работа в постоянной паре. Самостоятельная работа учащихся с текстом. Фронтальная работа.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Консультативная

Промежуточный контроль знаний, рефлексия

Отчет пар, используя прием диалогового взаимодействия: «Учитель-класс»

Этап V. Конкурс плакатов. Выводы.

Цель

Проверить усвоение основных знаний учащимися, полученные на уроке

Методы и приемы

Создание ситуации успеха, поощрение

Основной вид деятельности

Творческая работа учащихся. Демонстрация и защита плакатов.

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Оценка работы учащихся

Промежуточный контроль знаний, рефлексия

Защита плакатов. Решение капитанов.

Подведение итогов, выставление оценок


План урока

I. Вода в природе и в живых организмах.

Ведущий 1. Урок мы хотим начать с восточной легенды.

Филолог: «В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком. «По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи!». Он усадил путника на своего верблюда, отдал запасы воды и велел догонять караван. «А как же ты?» - забеспокоился молодой человек. «Ты молод, а я стар», - ответил старик и, завернувшись в белое покрывало, лег на песок. Через некоторое время караван возвращался по этому же пути. И вдруг перед глазами изумленных путников появился оазис. На берегу веселого журчавшего ручейка лежало белое покрывало».

Так легенда гласит: «Где добро – там вода, а где вода – там жизнь».

Каково значение воды для живых организмов нам расскажут биологи (выступление биологов с демонстрацией м/м презентации).

Биолог 1. Человек на 65% состоит из воды, слон – на 70%, картофель – на 80%, медуза – на 98%, салат – на 96%, грибы – на 92%, апельсин – на 86%, яблоко – на 84%, рыба – на 82%, яйца – на 75%, мясо – на 64%. Растения всасывают воду корнями, проводят ее по сосудистой системе стеблей в листья, которые ее испаряют. Животные пьют воду или получают ее с пищей, а удаление воды из организма происходит путем испарения ее с поверхности тела или выделительной системы.

Ведущий 1. Как можно доказать, что в состав растений входит вода?

Демонстрация опыта – нагревание в пробирке зерен пшеницы – на стенках появляются капельки воды.

Биолог 2. Для нормального функционирования организма человека вода имеет огромное значение. Все физиологические жидкости: кровь, лимфа, слюна, желудочный сок, сок поджелудочной железы, желчь, межклеточная и внутриклеточная жидкость и все остальные представляют из себя водные растворы либо дисперсные системы. Все биохимические и обменные процессы, весь метаболизм человеческого организма происходит в водной среде. Установлено, что у новорожденного ребенка вода составляет до 90% массы тела, у взрослого - 70-80%. А критической считается цифра в 55% - именно столько воды содержится в организме человека, умирающего от старости. Не случайно про стариков часто говорят: высох, усох, иссохся... Оказывается, это вовсе не метафора...

Текст слайда «Содержание воды в организме человека»: Общее содержание 68%. Кровь 90%. Кости и жировая ткань 30%.Слюна 95%. Мышцы и внутренние органы80%.Стекловидное тело глаза 99%.Зубная эмаль 0,2%.

Биолог 1.Вода входит в состав клеток любого организма, составляет основную массу тела. Текст слайда: На первом месте среди веществ клетки стоит вода. Она составляет почти 80% массы клетки. Вода - важнейший компонент клетки не только по количеству. Ей принадлежит существенная и многообразная роль в жизни клетки.

Вода определяет физические свойства клетки - её объём, упругость. Велико значение воды в образовании структуры молекул органических веществ, в частности структуры белков, которая необходима для выполнения их функций.

Велико значение воды как растворителя: многие вещества поступают в клетку из внешней среды в водном растворе и в водном растворе отработанные продукты выводятся из клетки.

Вода является непосредственным участником многих химических реакций (расщепление белков, углеводов, жиров и др.)

Биолог 2. Приспособленность клетки к функционированию в водной среде доказывает, что земная жизнь вышла из воды. Вода стала первичной средой для эволюции органического мира. По химическому составу морская вода, где развивалась начальная жизнь, очень близка составу человеческой крови (приложение 1).

Ведущий 1. Вычислите свою примерную суточную потребность в воде, если известно, что суточная потребность в воде взрослого человека равна 0, 04 кг/1 кг массы тела.

Идут расчеты. Учащиеся записывают ответ на лист бумаги и поднимают наверх. Учитель вместе с учащимися подводит итоги подсчета, выясняя суточную потребность в воде.

Ведущий 1. К чему может привести недостаток и избыток воды в организме?

Текст слайда: Недостаток воды: (1-1,5л.) появляется жажда; 6-8% - наступает полуобморочное состояние;10% - появляются галлюцинации, нарушается глотание. Избыток воды – перегрузка сердечнососудистой системы, изнуряющее потоотделение.

Ведущий 1. Итак, мы выслушали выступление биологов и сейчас подведем итог их выступлению. Учащиеся делают вывод:

1).Приспособленность клетки к функционированию в водной среде служит доводом в пользу того, что жизнь на земле зародилась в воде. 2).Биологическая роль воды определяется особенностью её молекулярной структуры, полярностью её молекул. 3)Вода – содержится в организмах животных и растений. 4)В организме человека вода – регулирует температуру, переносит и разлагает вещества, выводит токсины из организма. 5).В сутки необходимо употреблять до 2,5 л воды. 6).Жизнь на Земле не может существовать без воды!

Ведущий 1.Где еще кроме живых организмов находится вода?

Географ 1.(с использованием карты) Вода – самое распространенное природное богатство на земном шаре. 70% земной поверхности покрыто водой. Вода, обладая высокой теплоемкостью, смягчает колебания температуры, создает более постоянные ровные условия для биологических процессов. Вода, является универсальным растворителем, обуславливает в природе химическое выветривание горных пород, участвует в круговороте химических элементов. Формирует ландшафт планеты.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconКонспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Значение воды для жизни на Земле»
Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Закрепить знания о неживой природе (вода). Свойство и состояние воды. Вода в природе и жизни человека; знакомство с элементами...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconУрок изучения нового Технологическая карта изучения темы «Превращения...
Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе,...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: обеспечить повторения и расширение знаний о физических свойствах воды, трёх состояниях воды в природе, формирование представлений...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconВсемирный день Водных ресурсов
В подведомственных районах Волжско-Камскому территориальному управлению 22 марта 2013г проводился «Единый экологический урок», посвященный...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconУрок Тема урока. Биология наука о живой природе. Ботаника наука о растениях
Цель урока. Раскрыть сущность ботаники, познакомить учащихся с разнообразием растительного мира; показать распространённость растений...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconРоль насекомых в природе
Цели: рассмотреть значение насекомых в природе; учить находить взаимосвязи в природе; познакомить с некоторыми видами насекомых;...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconЗначение воды для жизни на Земле. Охрана вод
Познавательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconУрок по теме «Членистоногие их значение в природе и жизни человека»
Педагогические технологии: икт, групповая работа, проектная деятельность, здоровьесберегающие, игровая
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconУрок по теме "Лишайники". 6-й класс
Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconКолыбель жизни и пульсы Вселенной
Российского конкурса водных проектов для старшеклассников «Гимн воде», в целях привлечения обучающихся образовательных учреждений...
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» iconВыбери правильные утверждения. Биология – наука о живой природе....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов» icon2 Промышленное использование водных ресурсов
Общая характеристика водных ресурсов. Состояние водопользования в России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск