Скачать 277.97 Kb.
|
Интегрированный урок «Значение воды в природе и жизни человека. Экологические проблемы водных ресурсов». Урок разработали: - Максимова Зинаида Валерьевна, учитель биологии; - Порфирьева Ольга Виссарионовна, учитель химии. Тип урока: изучение новой темы. Данный урок является интегрированным и направлен на развитие творческой самостоятельности, экологической грамотности, познавательной активности учащихся. Учит работать с научной литературой и ресурсами сети Интернет, реализовывать полученные знания на практике и развивает коммуникативные навыки у детей в ходе групповой работы. В ходе урока учащиеся узнают о профессиях, которые можно получить в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Место урока. Урок может проводиться в 8-9 классах при изучении тем: «Вода», «Клетка», а также как уроки обобщения и систематизации знаний учащихся. Технологии – КСО, некоторые приемы диалогового взаимодействия, ИКТ – технологии. Методы и средства обучения и воспитания – лабораторный опыт, рассказ, беседа, наблюдение, составление таблиц, создание мультимедийной презентации, игра. Урок требует дополнительной подготовки, с этой целью класс делится на следующие группы: филологи, географы, биологи, медики, химики-экологи, экономисты которые занимаются поиском информации из различных дополнительных источников.
План урока I. Вода в природе и в живых организмах. Ведущий 1. Урок мы хотим начать с восточной легенды. Филолог: «В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком. «По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи!». Он усадил путника на своего верблюда, отдал запасы воды и велел догонять караван. «А как же ты?» - забеспокоился молодой человек. «Ты молод, а я стар», - ответил старик и, завернувшись в белое покрывало, лег на песок. Через некоторое время караван возвращался по этому же пути. И вдруг перед глазами изумленных путников появился оазис. На берегу веселого журчавшего ручейка лежало белое покрывало». Так легенда гласит: «Где добро – там вода, а где вода – там жизнь». Каково значение воды для живых организмов нам расскажут биологи (выступление биологов с демонстрацией м/м презентации). Биолог 1. Человек на 65% состоит из воды, слон – на 70%, картофель – на 80%, медуза – на 98%, салат – на 96%, грибы – на 92%, апельсин – на 86%, яблоко – на 84%, рыба – на 82%, яйца – на 75%, мясо – на 64%. Растения всасывают воду корнями, проводят ее по сосудистой системе стеблей в листья, которые ее испаряют. Животные пьют воду или получают ее с пищей, а удаление воды из организма происходит путем испарения ее с поверхности тела или выделительной системы. Ведущий 1. Как можно доказать, что в состав растений входит вода? Демонстрация опыта – нагревание в пробирке зерен пшеницы – на стенках появляются капельки воды. Биолог 2. Для нормального функционирования организма человека вода имеет огромное значение. Все физиологические жидкости: кровь, лимфа, слюна, желудочный сок, сок поджелудочной железы, желчь, межклеточная и внутриклеточная жидкость и все остальные представляют из себя водные растворы либо дисперсные системы. Все биохимические и обменные процессы, весь метаболизм человеческого организма происходит в водной среде. Установлено, что у новорожденного ребенка вода составляет до 90% массы тела, у взрослого - 70-80%. А критической считается цифра в 55% - именно столько воды содержится в организме человека, умирающего от старости. Не случайно про стариков часто говорят: высох, усох, иссохся... Оказывается, это вовсе не метафора... Текст слайда «Содержание воды в организме человека»: Общее содержание 68%. Кровь 90%. Кости и жировая ткань 30%.Слюна 95%. Мышцы и внутренние органы80%.Стекловидное тело глаза 99%.Зубная эмаль 0,2%. Биолог 1.Вода входит в состав клеток любого организма, составляет основную массу тела. Текст слайда: На первом месте среди веществ клетки стоит вода. Она составляет почти 80% массы клетки. Вода - важнейший компонент клетки не только по количеству. Ей принадлежит существенная и многообразная роль в жизни клетки. Вода определяет физические свойства клетки - её объём, упругость. Велико значение воды в образовании структуры молекул органических веществ, в частности структуры белков, которая необходима для выполнения их функций. Велико значение воды как растворителя: многие вещества поступают в клетку из внешней среды в водном растворе и в водном растворе отработанные продукты выводятся из клетки. Вода является непосредственным участником многих химических реакций (расщепление белков, углеводов, жиров и др.) Биолог 2. Приспособленность клетки к функционированию в водной среде доказывает, что земная жизнь вышла из воды. Вода стала первичной средой для эволюции органического мира. По химическому составу морская вода, где развивалась начальная жизнь, очень близка составу человеческой крови (приложение 1). Ведущий 1. Вычислите свою примерную суточную потребность в воде, если известно, что суточная потребность в воде взрослого человека равна 0, 04 кг/1 кг массы тела. Идут расчеты. Учащиеся записывают ответ на лист бумаги и поднимают наверх. Учитель вместе с учащимися подводит итоги подсчета, выясняя суточную потребность в воде. Ведущий 1. К чему может привести недостаток и избыток воды в организме? Текст слайда: Недостаток воды: (1-1,5л.) появляется жажда; 6-8% - наступает полуобморочное состояние;10% - появляются галлюцинации, нарушается глотание. Избыток воды – перегрузка сердечнососудистой системы, изнуряющее потоотделение. Ведущий 1. Итак, мы выслушали выступление биологов и сейчас подведем итог их выступлению. Учащиеся делают вывод: 1).Приспособленность клетки к функционированию в водной среде служит доводом в пользу того, что жизнь на земле зародилась в воде. 2).Биологическая роль воды определяется особенностью её молекулярной структуры, полярностью её молекул. 3)Вода – содержится в организмах животных и растений. 4)В организме человека вода – регулирует температуру, переносит и разлагает вещества, выводит токсины из организма. 5).В сутки необходимо употреблять до 2,5 л воды. 6).Жизнь на Земле не может существовать без воды! Ведущий 1.Где еще кроме живых организмов находится вода? Географ 1.(с использованием карты) Вода – самое распространенное природное богатство на земном шаре. 70% земной поверхности покрыто водой. Вода, обладая высокой теплоемкостью, смягчает колебания температуры, создает более постоянные ровные условия для биологических процессов. Вода, является универсальным растворителем, обуславливает в природе химическое выветривание горных пород, участвует в круговороте химических элементов. Формирует ландшафт планеты. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни... | Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Значение воды для жизни на Земле» Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Закрепить знания о неживой природе (вода). Свойство и состояние воды. Вода в природе и жизни человека; знакомство с элементами... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в... | ||
Урок изучения нового Технологическая карта изучения темы «Превращения... Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: обеспечить повторения и расширение знаний о физических свойствах воды, трёх состояниях воды в природе, формирование представлений... | ||
Всемирный день Водных ресурсов В подведомственных районах Волжско-Камскому территориальному управлению 22 марта 2013г проводился «Единый экологический урок», посвященный... | Урок Тема урока. Биология наука о живой природе. Ботаника наука о растениях Цель урока. Раскрыть сущность ботаники, познакомить учащихся с разнообразием растительного мира; показать распространённость растений... | ||
Роль насекомых в природе Цели: рассмотреть значение насекомых в природе; учить находить взаимосвязи в природе; познакомить с некоторыми видами насекомых;... | Значение воды для жизни на Земле. Охрана вод Познавательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов | ||
Урок по теме «Членистоногие их значение в природе и жизни человека» Педагогические технологии: икт, групповая работа, проектная деятельность, здоровьесберегающие, игровая | Урок по теме "Лишайники". 6-й класс Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых... | Колыбель жизни и пульсы Вселенной Российского конкурса водных проектов для старшеклассников «Гимн воде», в целях привлечения обучающихся образовательных учреждений... | ||
Выбери правильные утверждения. Биология – наука о живой природе.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 2 Промышленное использование водных ресурсов Общая характеристика водных ресурсов. Состояние водопользования в России |