МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ»
Конспект урока по географии
1. ФИО: Томашевская Н.А
2. Предмет: география
3. Класс: 6
4. Тема урока: «Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли»,
5. Учебник «Начальный курс географии» Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова
6. Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с формой и размерами Земли, формировать умение работать с моделью Земли – глобусом, углубить знания о планете Земля;
- развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, работать в паре, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательная: формирование культуры общения при работе в парах,воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникабельность.
7. Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении,
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.
8. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: изучения нового материала.
10. Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.
11. Оборудование: глобусы, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация. 12. Структура и ход урока
№п/п
| Деятельность
| Деятельность
|
| учителя
| ученика
| Организационный момент
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»
| Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Вспомните: Что нам неизвестно о Земле?
Как представляли Землю в древности?
Когда появились первые предположения о том, что Земля – это шар?
Кто и как впервые доказал, что Земля – это шар?
Кто и когда окончательно и практически доказал шарообразность Земли?
| Приветствие учителя, готовность к уроку. ( Л, К)
Вспоминают изученный ранее материал (П).
Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
| Этап 2. Формирование темы урока
| Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации ( доп. материал Т.Н. Воробцова «Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой» (стр.25-26))
| Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)
| Этап 3. Целеполагания:
| Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
| Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)
| Этап 4. «Открытие» нового знания
| Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. ( Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.)
Предлагает задания на «новое» знание,
побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
- определить по рис. учебника размеры Земли? Кто впервые рассчитал размеры Земли?
Можем ли мы по этим данным доказать, что земля - не идеальный шар, а сплюснута у полюсов?
Форма Земли показана на ее уменьшенной модели - шаре, которая называется глобусом.
Когда и кем был создан первый глобус? Один из первых глобусов в Европе?
Работа с глобусом. Задания.
Что на нем изображено.
Найдем масштаб и определим во сколько раз изображение на глобусе уменьшено. Запишем в тетрадь. Выполним задание(по рядам):
1 ряд - определить расстояние (в километрах) от Москвы до Северного полюса;
2 ряд - определить расстояние от Москвы до экватора;
3 ряд - определить расстояние от Москвы до Северного полюса.
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Далее рассматриваем глобус. Мы видим линию посередине. Как называется эта линия? Что такое экватор? (определение на экране) Даем определение по формуле (понятие = родовое слово + существенные признаки)
Какие линии еще мы видим на глобусе? Что такое меридианы и параллели? Даем определение. Как они показаны на глобусе? (в виде каких линий?). Через сколько градусов проведены?
| Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)
Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).
Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.)
Учащиеся рассматривают рис 24 в учебнике, данные на экране и выписывают в тетрадь размеры Земли.(Р)
Рассматривают глобус. (К)
Обсуждают в группах, и вычисляют,
(Р, К ,П)
Объясняют, анализируют, формулируют. (П,Р,К)
Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)
Учащиеся сами дают определения(РП)
| Физ. минутка
|
|
| ЗЭтап 5. Учебные действия по реализации плана.. Применение нового знания
| Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли» Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли» Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли» Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)
| Ребенок решает задачи в паре. (Р.К)
| Этап 6. Рефлексия
(итог урока)
| Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
| Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)
| Этап 6. Домашнее задание
| Комментирует д/з : §9
| Записывают домашнее задание
| Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД. Приложения к уроку:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
1. Вспомните (устно): Какие космические тела образуют Солнечную систему?
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
-а что вам известно о форме и размерах Земли?
1. «Третий лишний»
- Меркурий, Сатурн, Земля
- Марс, Земля, Венера
- Земля, Солнце, Сириус
2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):
А) Солнце по размерам равно Земле.
Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.
Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
Как они различаются по размерам?
Этап 3Этап 4. Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?
Этап 5.
Этап 6. Рефлексия (итог урока)1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? 2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Вывод в тетрадь:
1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 .
2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км).
3.Земля удерживает воду и воздух.
4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы.
5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.
Какую же форму имеет наша Земля?
Новые понятия: эллипсоид и геоид
Загадка:
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь
Во многих строчках
Лишь «о» ты вставишь,
Зная как,
Как я географическая точка (плюс - полюс)
Найти эти точки на глобусе. Дать определение.
К какому месту можно подойти только с юга, только с севера? |