Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24»





Скачать 67.06 Kb.
НазваниеВежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24»
Дата публикации12.10.2013
Размер67.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Вежливцева Елена Павловна,

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 24» , г.Северодвинск,

победитель конкурса лучших учителей РФ

в рамках ПНП «Образование» 2009 года
Тема урока: «Географическая карта»

(По учебнику классической линии: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс)

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне. и я запомню.

Дай мне действовать самому –

и я научусь.

Древняя китайская мудрость.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цель: - сформировать представление о географической карте как модели земной поверхности.

Задачи:

- узнать, что такое географическая карта, выделить существенные признаки понятия «географическая карта»;

- определить особенности изображения земной поверхности на географической карте (неизбежность искажений, масштаб, условные знаки, меридианы и параллели),

- развивать навыки работы с источниками географической информации,

- формировать умения ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;

- формировать коммуникативные компетенции через работу учащихся в группах, развивать способности к учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Средства обучения. Учебник, атлас, глобус, физическая карта полушарий, компас, презентация, электронное приложение.

Методы и формы учебной деятельности.

Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников.

Основные понятия и термины. Географическая карта; условные знаки; масштаб; градусная сеть; меридиан; начальный меридиан; параллель; экватор.

Результат урока. Формирование представления о географической карте как модели земной поверхности.

Домашнее задание. § 9 учебника, задания устно

Презентация к уроку размещена на интернет-портале по адресу http://www.proshkolu.ru/user/elenavezhlivceva/file/2505264/

Ход урока:

Демонстрация слайда «Географическая карта»

Объявление темы, формулировка цели учениками:

    • Что мы знаем о карте и что хотим узнать?

Слайд «Цель и задачи»


Актуализация опорных знаний: Обсуждение в группах, ответы – каждая группа по одной особенности - и дополнения.

- Что мы можем узнать о Земле по глобусу? ( форму Земли, её размеры, расположение материков и океанов на её поверхности , положение земной оси и возможное движение вокруг неё)

- Какие недостатки имеет глобус? ( Нельзя видеть всю поверхность Земли одновременно)

- Такую возможность даёт географическая карта (демонстрация карты полушарий).

Слайд»Что такое географическая карта»

Моделирование определения понятия (работа в группе)

Задание: заполнить схему, используя текст учебника.


Географическая карта

Какое?

Что?

Где?

Каким образом?


Выступление одной из групп. Проверка группами правильности выполнения задания по слайду№4 с заполненной схемой.

- Когда же появились первые карты? Что они из себя представляли?

Демонстрация слайда «Историческая страничка»:

Карта «Мир по Эратосфену» (III век до н.э.) была довольно точным изображением земной поверхности, и по ней можно было вычислять расстояния между пунктами. В частности, на измерения по этой карте опирался Колумб, когда доказывал возможность сравнительно быстро достичь индию при движении из Европы на Запад.

На слайде также представлены карты Птолемея ( II век н.э.) и Меркатора (начало XVII века).

Постановка проблемы: Некоторые люди считают, что старыми картами пользоваться нельзя, т.к. там поверхность Земли изображена неточно. Давайте выясним, возможно ли избежать неточностей на географической карте. Итак, Земля – шар. Нужно изобразить поверхность на плоскости.

Эксперимент в группах: разрежем воздушный шарик по окружности, развернем половину. Чтобы разложить его на плоскости ровно, в один слой, придется сделать разрезы или растягивания. Рисунки на оболочке шарика окажутся измененными по форме и размерам, причем в разных участках поверхности шара величина искажения будет разной.

Вывод: на географических картах, в отличие от глобусов, неизбежно возникают искажения. Слайд №6 «Есть ли искажения на карте?»

– Поверхность Земли на картах и глобусах очень сильно уменьшена. Давайте узнаем, во сколько раз она уменьшена на карте и глобусе. Как это сделать? (С помощью масштаба) Слайд №7

Индивидуальная работа с атласом. Фронтальная беседа:

- Какой масштаб у карты полушарий?

- У глобуса?

- В каком случае изображение получилось мельче? (сильнее уменьшено)

При таком уменьшении многие объекты на поверхности нельзя различить и изобразить. Поэтому на картах объекты земной поверхности изображены условными знаками.

Мы знаем, что условные знаки есть и на плане, и на карте. Сравним знаки плана и карты. Слайд №8.

Найдите общее.(Какие знаки похожи -Озера. Болота, пески, реки. Отметки высот )

- А какие знаки есть на карте, но мы не встречали их на плане?

Обратите внимание: что на карте означает зеленый цвет? (высоту места) а на плане? (леса)

Демонстрация слайда «Легенда карты»: знаки могут быть в виде линий, контуров, штриховки, геометрических значков, букв и сочетаний букв и др. На старых картах знаки были рисованными. Теперь знаки графические – простые, не похожие друг на друга, отдаленно напоминающие изображаемый предмет.

Список всех условных знаков, которые использованы на карте – это легенда карты.

- Существует несколько видов географических карт. Групповая работа с текстом учебника. Задание: дополнить таблицу.

Слайд №10. «Виды географических карт»

По размерам территории

По масштабу

По содержанию

Карта полушарий

?




Физические

?

?

?

Демонстрация слайда №11«Виды географических карт». Проверка группой заполненной таблицы. Демонстрация экономической карты (так как нет в атласе 6 класса).

Работа в группах под руководством учителя. Сравним карты, различные по размеру изображаемой территории. Результаты оформим в виде таблицы. Слайд №12

« Сравнение карты России и карты полушарий»




Карта России

Карта полушарий

Размер изображенной

территории







Масштаб







Подробность

изображения поверхности







Слайд № 13« Сравнение карты России и карты полушарий». Проверка группами своей работы по заполненной на слайде таблице.

Вывод: – объясните причины отличий ( подробность изображения зависит от масштаба, чем сильнее уменьшено, тем меньше подробностей)

А теперь литературная страничка (слайд). Задание :каждой группе объяснить смысл одного высказывания:

•Микроскоп увеличивает, а карта уменьшает.

•Изучать географию без учебника трудно, а без карты – нельзя.

Меридианы и параллели на карте – это улицы и переулки в городе.(этого высказывания нет ни у одной группы)

•Карта – второй язык географии.

•Условные знаки – азбука карты.

Фронтальная беседа: Найдите на слайде высказывание, которое мы еще не объяснили. Это слова о меридианах и параллелях Давайте выясним, что означают эти слова.

И на плане, и на карте мы должны уметь определять направления. Какие четыре основных направления мы уже знаем? ( С,Ю,З,В)

Демонстрация слайда «Меридианы и параллели»

На карте и глобусе направление с севера на юг показывают линии, которые называются меридианы – т.к. они соединяют северный полюс и южный.

А направление с запада на восток показывают линии – параллели .Их так называют, потому что на глобусе они параллельны экватору.

Игра «Меридианы и параллели». Каждая группа с помощью компаса определяет направление на север и строится в колонну по одному лицом на север.

- Вы все построились на одном меридиане. А как построиться на параллели? (Лицом так же к северу, но встать рядом). Подробно всё о меридианах и параллелях вы узнаете на следующем уроке.

Подведем итоги. Задание каждой группе – вставить в текст пропущенные слова. См.слайд.

1.Географической картой называют … изображение поверхности Земли при помощи …

2.Масштаб карты 1:90 000 000 показывает, что изображение поверхности на карте в … раз … поверхности Земли.

3.Легенда карты – это список всех …, которые на ней использованы.

4.Меридиан показывает направление с … на …

5.Параллель показывает направление с … на …

Проверка группами своих текстов в ходе беседы. См слайд с ответами.

Оценка работы групп на уроке.

Каждый должен оценить работу группы, закрасив в таблице соответствующий кружок:5-красным. 4 – зеленым, 3- синим.

Для оценки учесть :

- Все ли работали хорошо, старались?

-Большинство ответов были правильными?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconУрок алгебры в 8 классе учитель математики высшей квалификационной...
Образовательные: становление ученика как субъекта познавательной активности, овладевающего системой знаний, ориентация учащихся на...
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,...
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Титарева Татьяна Николаевна, учитель начальной школы высшей квалификационной категории мбоу сош №99
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «сош №10» г. Елабуга рт, Ахметова Зайтуна Хасановна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории, гбоу нш-дс №624, г. Санкт-Петербург
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconИ. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского,...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconЕрмошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconВиряскина Лариса Николаевна, учитель географии высшей квалификационной...
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconЯлалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории...
Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель географии высшей категории мбоу «Пролетарская сош» Серпуховского района Московской области Шарыпкина Н. К
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconКонспект урока по обучению грамоте (1 класс) Учитель высшей квалификационной...
Обучающая: формирование представления о букве «Ф» как значке для обозначения звуков [ф] и [ф
Вежливцева Елена Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории мбоу «сош №24» iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск