Скачать 95.67 Kb.
|
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» Учитель биологии и экологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Вольска Саратовской области» Абросимова Светлана Витальевна. Цель урока:
Оборудование: 1) для игры «Факторы динамики численности популяции» - игровые поля, набор карточек, листы с условными обозначениями ; 2) для игры «Численность популяции» - листы с правилами игры, набор цветных кубиков Каждая группа получает свой игровой комплект и задание и действует автономно от других групп. 3) для игры «Подводный камень» - мультимедийная установка (или интерактивная доска), презентация, листы с рядом заданий. До урока готовятся игровые места для команд (в зависимости от их числа и самой игры) и болельщиков. Интерактивная доска Smart Board, проектор Toshiba. Ход урока № 1. I . Оргмомент. Команды занимают свои места (для проведения игры класс делится на группы по 4-5 человек), учитель знакомит учащихся с правилами игры (либо «Факторы динамики численности популяции», либо «Численность популяции» - по выбору учителя; источник – см. литературу). Согласно регламенту урока, игра проводится в течение 25 минут, 10 минут учащимся даются на окончательную обработку результатов игры, написание выводов в тетради. Оставшееся время (5 минут) - для обсуждения игры и подведения итогов , так как по окончании игры у каждой команды оказывается свой график динамики численности популяции (игра «Численность популяции») или свое число особей в популяции («Факторы динамики численности популяции»). II. Игровая часть урока. Описание игры «Численность популяции». Эта игра ориентирована на учащихся старших классов. Играя в "Кубики", ребята самостоятельно узнают, из каких процессов складывается динамика численности популяции, строят графики роста численности популяции, выводят формулы численности популяции, делают расчеты. И 2% гра содержит набор из четырех кубиков разного цвета. К 10% 20% 20% расный кубик представляет рождаемость (В) в популяции (в %), синий - смертность (D), желтый иллюстрирует иммиграцию - вселение особей (I), 50% зеленый - эмиграцию - выселение особей (Е). 10% 50% 10% 30% 0% 50% 20% 20% 40% 30% 10% 40% 0% 70% 20% 10% 1% 10% 50% К набору кубиков прилагается задание на игру. Задание группам: Начальная численность (No) вашей популяции составляет 1000 особей. Выведите формулу, с помощью которой вы могли бы рассчитать численность популяции на данный момент времени (Nt). Подбросив все 4 кубика и подсчитав проценты на их гранях, вы получите число особей в вашей популяции на данный момент времени. Один бросок всех четырех кубиков соответствует "одному году жизни" в популяции. Должно "пройти" минимум 4 "года", то есть 4 броска всех кубиков. На основе результатов расчетов постройте график: «Изменение численности популяции во времени» Численность Nt (в особях) 1000 Время (в годах) ( При необходимости нужно учащимся еще раз разъяснить, как построить график: на оси абсцисс откладывается время, на оси ординат - численность (в особях). График зависимости численности популяции от ее демографических показателей строится на основании «показателей за 4 года», то есть все кубики нужно бросить не менее 4 раз.) По ходу игры данные, полученные при бросках кубиков, учащиеся заносят в таблицу, сетку которой придумывают самостоятельно. Чаще всего бывает такой вариант:
Требования к отчету по результатам игры: У учащихся в тетради обязательно записана тема «Динамика популяций», название игры «Численность популяции», заполнена таблица, построен график и записан вывод: от чего зависит численность популяции? III. Обсуждение игры и подведения итогов. Учащимся предлагается продемонстрировать графики, получившиеся в ходе игры. При сравнении графиков видно, что все они разные. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся еще раз повторяют и закрепляют то, что узнали из игры и делают вывод, что численность популяции зависит от ее демографических характеристик, на которые также влияют различные факторы среды. При подведении итогов игры можно также попросить оценить учащихся степень активности и правильность действий и выводов каждого из игроков, что также поможет выставить оценки за урок. IIII. Домашнее задание. Изучить материал параграфа, подготовиться к следующему этапу проекта Имитационная игра "Факторы динамики численности популяции" Игра используется при изучении темы "Динамика численности популяции". Возраст учащихся: игра может применяться как в старших, так и в средних классах, благодаря очень простым правилам. Цель игры: познакомить учащихся с тем, какие факторы и каким образом влияют на численность популяции. Оборудование для игры: игровое поле, путеводитель («Условные обозначения»), карточки, фишки (по числу игроков), кубик. Состав команд: группы по 5-7 человек. Правила игры: Каждый участник получает "свою популяцию" (набор карточек). Первоначально численность популяции у всех одинаковая, предлагается принять No за 200 особей. Бросая кубик, игрок передвигает свою фишку по игровому полю и, согласно условным обозначениям, добавляет или отнимает, используя карточки, соответствующее число особей в "свою популяцию". Главное в этой игре - дойти до конца поля и набрать как можно больше особей в "свою популяцию". Условные обозначения пищевых ресурсов достаточно; +70 особей; недостаток пищевых ресурсов; популяция уменьшилась на 70 особей; пресс хищников невелик; + 30 особей; хищники интенсивно выедают популяцию; -30 особей; конкурентов мало; +20 особей; конкуренция интенсивна; -20 особей; благоприятные климатические условия - популяция увеличивается на 30 особей; из-за неблагоприятных климатических условий популяция уменьшается на 30 особей; иммиграция: вселение 10 особей; эмиграция: 10 особей покидают популяцию; влияние паразитов и болезней незначительно; +40 особей; от паразитов и болезней погибает 40 особей; вычислите плотность вашей популяции по формуле P= N / S, где S=10 км2 , N – численность вашей популяции на данный момент времени. Карточки для игры "Факторы динамики численности популяции"
Разрезать по линиям! Полученные прямоугольники с указанием числа особей используются игроками в ходе игры. Игровое поле для игры "Факторы динамики численности популяции" Литература: Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»,2001. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций». (11 класс). Учителя: Кузнецов... | Конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой... | ||
Модульный урок №3 Научиться работать с раздаточным материалом, выполнять задания, приводить примеры популяций, моделировать схемы состава популяций,... | Многолетняя динамика численности и пространственной структуры популяций... ... | ||
План-конспект урока ... | План-конспект урока 49 Темы ... | ||
Конспект урока физического воспитания для учащихся 3 класса ... | Конспект игрового занятия Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект занятия по методике игрового стретчинга «Сказка о жадном императоре» Обучающая: освоение основных этапов создания предприятия на репродуктивном уровне, формирование понятия «производительность труда»,... | Конспект игрового занятия по фэмп (в средней группе) Цель. Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества ( много ). Составление простых узоров... | ||
Конспект игрового занятия для детей средней группы на тему Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор) | Конспект игрового занятия. Для детей четвёртого года жизни Цель. Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества ( много ). Составление простых узоров... | ||
Конспект игрового занятия во второй младшей группе Тема: «Жили были мама Коза и козлята» Цель. Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества ( много ). Составление простых узоров... | Реферат Отчета по проекту №1812 Отчета по проекту №1812 «Управляемая спиновая динамика квантово размерных полупроводниковых наноструктур». Руководитель проекта:... | ||
Динамика колебаний. Резонанс. Механические и звуковые волны. Теория... Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | Уроках математики у учащихся посредством использования игрового и занимательного материала ... |