Скачать 61.45 Kb.
|
Внеклассное чтение «Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина» Учитель начальных классов МАОУ гимназии № 15 «Содружество» Салова Анна Евгеньевна. Цели и задачи урока.
Оборудование
Оборудование: выставка книг писателей, портреты писателей, жетоны для игры “Тир”. Ход урока. 1. Организационный момент 2. Постановка целей Учитель: Отгадайте загадки: СЛАЙД 1
– В какую группу можно отнести отгадки? (животные.) – Как вы поняли, о чём пишут писатели, с произведениями которых мы будем сегодня работать? СЛАЙД 2 У нас 4 команды. Придумайте названия вашим командам, в названии должна отразиться тема нашего урока. 3. Работа по теме урока Учитель: Отгадывая загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред. Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой. Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этих писателей. Каждая команда получила домашнее задание: познакомиться с творчеством конкретного автора. А капитаны ваших команд подготовили нам сообщения об авторах. А вы заметили, что у нас 4 команды, но только 3 автора? Вас ждёт необычный сюрприз от 4 команды. СЛАЙДЫ 3 - 9 Ученик: Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы. СЛАЙДЫ 14 - 18 Ученик: Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах. СЛАЙДЫ 10 - 13 Ученик: Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Учитель: А теперь я попрошу вас поработать в командах. Дома вы подготовили краткие аннотации произведений каждого автора. Я попрошу вас представить их командирам. Затем все вместе должны составить одно общее представление о произведениях вашего автора. Выберите одного представителя команды, который нам это воспроизведет. Выберите небольшой отрывок из любого понравившегося вам произведения. Подготовьтесь его выразительно прочесть. Капитанов команд попрошу подойти и выбрать, каким образом вы должны будете нам их прочесть. СЛАЙД 19 Карточки: хором, по очереди, по ролям, инсценировать. Выступление каждой команды. 4. Закрепление пройденного ФИЗМИНУТКА ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЛЕСНАЯ ФИЗМИНУТКА» Учитель: Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. Поиграем в игру-викторину “Тир”. Каждый полный и правильный ответ – 10 баллов, правильный, но не полный, – 5 баллов. Неправильный ответ – 0 баллов. (10б. – синий жетон 5б. – зелёный жетон) Игра “Тир” СЛАЙД 20 1. Кто раньше появляется – летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые.) 2. Что вниз вершиной растёт? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.) 3. Каким местом прикреплён язык лягушки? (Передним концом – она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.) 4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Они трутся друг об друга.) 5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках.) 6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.) 7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся.) 8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет, они там не выводят птенцов.) 9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние. Так как они суше, не впитывали воду.) 5. Итог урока – О каких писателях вы узнали сегодня на уроке? – Чем интересны их произведения? – Какие сказки и рассказы о животных вам понравились? - Каким образом нужно наблюдать за природой? РЕФЛЕКСИЯ СЛАЙДЫ 21 - 22 Литература
|