Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации06.02.2014
Размер0.7 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
ФГБОУ ВПО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОФИЛАКТИКА

ЭКСТРЕМИЗМА В СФЕРЕ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Методические рекомендации к семинару

«Инновационные формы работы по профилактике экстремизма в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений»


Нижневартовск, 2013 г.
Методические рекомендации для специалистов администрации города Нижневартовска, учреждений культуры, спорта. Разработаны в рамках реализации муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2012 - 2014 годы», утвержденной постановлением администрации города от 21.04.2011 № 403 (с изменениями).
Авторы-составители:

Кандидат философских наук, доцент Е.В. Гутов

Кандидат философских наук, доцент А.А. Лицук

Администрация г. Нижневартовска, 2013 ©

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», кафедра культурологии, философии и социальных наук, 2013 ©

Гутов Е.В., Лицук А.А., 2013 ©

ВВЕДЕНИЕ
Становление современного Российского государства было сопряжено с большим количеством проблем, в том числе, с тенденцией этнотерриториального обособления, ростом несбалансированного регионального развития, межрегиональной дифференциации, влияющей на состояние межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, росту ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе, русского населения. Произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и экстремизм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества.

Сегодня на развитие межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений влияют следующие негативные факторы:

- размывание традиционных нравственных ценностей народов России;

- правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

- попытки политизации этнического и религиозного факторов, в том числе, в период избирательных кампаний;

- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

- высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации, распространенность негативных стереотипов в отношении других народов;

- недостаточность мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

- недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

- влияние таких факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются:

- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

- сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;

- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;

- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

- недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;

- сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;

- усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.

На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации. Крайне важно отметить, что эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия в Российской Федерации. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия, необходимым элементом ее международного имиджа, так как Российская Федерация несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, противодействия экстремизму и терроризму. Эти обязательства зафиксированы в документах Организации Объединенных Наций, Совета Европы и иных международных организаций, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств).

Достижение указанной цели возможно лишь при применении целенаправленных системных государственных мер, предусматривающих правовое, финансово-экономическое и организационное обеспечение. Основными стратегическими актами здесь являются «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 и др.

В нашем округе, который является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации (на территории Югры проживают представители более 124 национальностей, в городе Нижневартовске - 111) подобным стратегическим документом является государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 N 429-п (вступает в силу с 01 января 2014 года). В городе Нижневартовске реализуется муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации города от 21.04.2011 №403.

Наш округ сталкивается с рядом серьезных проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. Ежегодно в Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организаций (13 – в городе Нижневартовске), из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви (3 в городе Нижневартовске), 27 мусульманских организаций (2 в городе Нижневартовске) и 52 религиозных объединения различных направлений протестантизма (7 в городе Нижневартовске). Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России. Кроме того, в нашем в округе осуществляют деятельность 74 общественные организации по национальному признаку (31 в городе Нижневартовске), из них к основным относятся татарские и русские – по 9, азербайджанские – 8, чеченские – 6, украинские – 4, армянские и узбекские – по 3, киргизские – 2, кумыкская, осетинская, езидская – по 1, дагестанские – 6, в состав которых входят ногайская и таджикская.

Низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре религиозных организациях и группах, может привести к активизации религиозного фундаментализма. В округе зафиксированы случаи распространения радикального течения ислама «ваххабизм».

В условиях увеличения потока в округ мигрантов статистика Управления внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре фиксирует рост числа преступлений, наблюдается рост эпизодов с экстремистской окраской, увеличение числа людей, склонных к экстремистской деятельности. Особую тревогу вызывает проявление в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.

Сегодня в округе проводится большая работа по созданию системы формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанной на принципах уважения прав и свобод человека. Она направлена на формирования у жителей Югры понимания и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны, что каждый этнос уникален и неповторим, что только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Субъектами этой системы являются государственные и общественные структуры, учреждения образования, культуры, спорта, СМИ и др. Предлагаемые методические материалы и рекомендации адресуются им.
ПРИЧИНЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КОНФЛИКТОВ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Груз наследия исторического прошлого, стереотипы застарелых комплексов и «исторических обид» в национальном самосознании и недостаточные информационно-пропагандистские усилия государства, структур гражданского общества по их преодолению. Низкая эффективность государственной национальной политики: недостаточная роль федерального центра в решении этноконфессиональных проблем регионов; клановый принцип формирования региональной власти в национальных республиках. Негативные процессы и явления в социально-экономической и этноконфессиональной сфере ряда национальных регионов:

- сохраняющийся и даже укрепившийся в последние годы общинный (фактически дофеодальный в своей основе) характер устройства различных сфер общественной жизни;

- сформировавшиеся еще в советский период на уровне общественного мнения иждивенческие настроения, комплекс национальной исключительности и превосходства, националистические амбиции и стремление к «историческому реваншу»;

- сохраняющаяся бедность и депрессивность большинства национальных регионов Юга России, на фоне продолжающегося в них демографического взрыва и преимущественно сельскохозяйственной направленности хозяйственного уклада жизни;

- традиционно высокий уровень коррумпированности чиновничества, сотрудников органов внутренних дел, низкая правовая культура и высокая степень криминализации населения;

- ослабление у части населения (особенно у молодежи) навыков и мотивов систематического интенсивного производительного труда, тенденция к возрождению в новом качестве так называемой «набеговой системы» похищения и добывания необходимых ресурсов в соседних регионах;

- усиление миграционных потоков из стран ближнего и дальнего зарубежья, транзитная миграция (на пути следования в страны Евросоюза и Северной Америки);

- сосредоточение в различных регионах страны больших групп представителей значительно отличающейся этнокультурной, в том числе языковой и хозяйственно-бытовой среды, являющихся одновременно и социально уязвимыми в качестве объекта потенциальных криминальных устремлений, и социально опасными в силу отсутствия определенного легального источника доходов и средств к существованию;

- внутренняя трудовая миграция как следствие неравномерности экономического развития и демографических процессов в российских регионах;

- миграция как следствие различных этнополитических конфликтов и «этнических» чисток (прежде всего на юге России, в сопредельном зарубежье);

- «этнизация» криминала – в настоящее время, в значительной части регионов России ведущее место в криминальной организации преступности занимают этнические преступные сообщества.

ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПОРОЖДАЮЩИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНУЮ

НАПРЯЖЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Противоречия, связанные с процессом роста авторитета и влияния религии в обществе:

- противоречивость процесса изменений в общественном и индивидуальном сознании граждан в условиях смены мировоззренческих принципов и приоритетов (по результатам социологических опросов около 89% респондентов называют себя верующими, из них православные христиане составляют более 62%, представители других направлений христианства – около 2%; мусульмане – около 12%; представители других религиозных культов и «просто верующие» – 12%);

- попытки использования роста авторитета и влияния религии в политической борьбе;

- опасность нарушения межрелигиозного мира и согласия в процессе естественной конкуренции в ходе усиления активной деятельности различных конфессий (в последние годы отмечены активные попытки создания новых и расширения сети действующих ячеек исламских общин, в том числе и экстремистских («Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», «Братья мусульмане», «Нурджулар» и др.) на традиционно «православной территории» (Свердловская, Нижегородская, Тюменская, Саратовская области; Пермский и Приморский края и др.); аналогичную деятельность ведут и представители католицизма и протестантизма, а также многочисленных нео- и псевдо- религиозных объединений).

2. Противоречия процесса внутреннего развития и распространения ислама в России:

- значительный рост численности мусульман в России в силу особенностей демографической ситуации в регионах традиционного распространения ислама, а также роста миграционных потоков из ряда преимущественно мусульманских по вероисповеданию стран бывшего СССР;

- рост популярности фундаменталистских исламских идей в условиях длительной социально-экономической депрессивности и политической нестабильности в регионах традиционного ислама на Северном Кавказе (более 25% участников социологического опроса в ЮФО заявили, что в местах их проживания имеются приверженцы радикальных направлений ислама);

- продолжающийся раскол и разобщение мусульманских объединений и организаций по территориальному и этническому признаку (в настоящее время в России существует 55 самостоятельных Духовных управлений мусульман, в сравнении с 3 в СССР).

В последние годы в развитии ислама в Российской Федерации, как и во всем мире, происходят сложные и противоречивые процессы, превращающие его в серьезный политический фактор общественного развития. Вместе с тем это сопровождается широким распространением религиозного экстремизма – нетерпимости и агрессивности в методах и способах достижения целей. Типичная для России ханифитская направленность ислама (ханифизм – богословско-правовая школа суннизма) в значительной степени отличается от направлений, исповедуемых в большинстве других исламских государств. Это обстоятельство активно используется исламскими фундаменталистами в пропаганде радикальных идей так называемого «чистого», «истинного» ислама.

К сожалению, в противостоянии с исламскими радикалами усилия представителей традиционного в нашей стране умеренного ислама не всегда эффективна в силу целого ряда причин:

- недостаток образованных и независимых, патриотически настроенных религиозных исламских деятелей, ученых-богословов, способных вести просветительскую работу среди широких слоев населения на основе глубоких научных знаний (значительная часть богословов-традиционалистов – лица преклонного возраста и самоучки, не готовые к открытой полемике с приверженцами идей исламского фундаментализма и экстремизма, тогда как их оппоненты, напротив, достаточно грамотны в вопросах ислама, имеют высшее теологическое образование, ведут активную пропагандистскую деятельность, как правило обладают ораторскими способностями, хорошо знают арабский язык, могут наизусть цитировать выдержки из Корана и трактовать его каноны в свою пользу);

- разобщенность исламских объединений по национальному и территориальному признаку (примечательно, что большинство мусульман осознает негативные последствия такой ситуации - так более 40% опрошенных из их числа в ходе социологического опроса высказались за необходимость объединения всех муфтиятов в России; против высказались лишь 20%);

- в религиозной жизни мусульман участвуют многочисленные иностранные исламские организации и отдельные миссионеры, оказывающие существенное влияние на формирование религиозного сознания, получающие значительную финансовую помощь из зарубежных исламских центров (за последние 10 лет в Российской Федерации количество исламских организаций и объединений, деятельность которых инициируется из-за рубежа, возросло с 20 до 69);

- отечественная система подготовки мусульман-священнослужителей слаба и не имеет развитой научной базы для подготовки квалифицированных проповедников в регионах, в силу чего растет количество молодых религиозных деятелей, получающих образование за рубежом (в настоящее время в России в мечетях и молельных домах ведут проповеди около 2 тысяч имамов, получивших религиозное образование за рубежом, в большинстве своем граждане Российской Федерации); более 70% из них исповедуют радикальные направления ислама, только в Северо-Кавказском регионе в настоящее время действуют более 4 тысяч мусульманских проповедников, которые ведут пропагандистскую работу вне рамок официальных мечетей, объединяясь в джихадистские джамааты; из 250 действующих мусульманских учебных заведений официально зарегистрированы и имеют лицензию только 75; около 1,5 тысяч преподавателей исламских университетов и медресе являются иностранцами, что составляет 2/3 всего преподавательского состава; около 3 тысяч российских граждан обучаются в настоящее время в зарубежных исламских учебных заведениях, из них только 200 по официальным направлениям муфтиятов);

- низкие финансовые возможности исламских Духовных управлений (муфтиятов) и рост масштабов материальной помощи, идеологического влияния на них со стороны зарубежных исламских фундаменталистских центров (значительная часть муфтиятов фактически находится на их содержании, в результате чего в более чем 20% мусульманских общинах (мечетях) России открыто проповедуются экстремистские идеи).

3. Агрессивная активность нетрадиционных для России конфессий.

Немало проблем во взаимоотношениях представителей различных религиозных учений в России связано с деятельностью деструктивных религиозных объединений. В нашей стране, по данным специалистов, сегодня насчитывается от 3 до 5 миллионов последователей религиозных движений и объединений, из которых около 500 – 900 тысяч являются представителями объединений, опасных для общества (доктрины и деятельность которых идет вразрез со светскими законами и принципами общечеловеческой морали).

Деятельность таких организаций опасна неразборчивостью средств для достижения своих корпоративных целей, цинизмом и открытым надругательством над традиционными вероисповеданиями, тесной связью с криминальными структурами, враждебностью по отношению к светским государственным институтам. Большинству религиозных культов и сект такие понятия, как патриотизм, гражданственность, общечеловеческие ценности, моральные нормы и нравственные принципы чужды. Более того, они активно их разрушают в сознании своих адептов. Замкнутость и отчужденность от социальной действительности, тоталитарное подавление воли и сознания последователей, лживость, коварство, экстремизм и агрессивность в борьбе за влияние в обществе – типичные черты деятельности этих религиозных объединений.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск