Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 178.78 Kb.
НазваниеМинистерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации03.08.2013
Размер178.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа

Записи выполняются и используются в СО 1.004

Предоставляется в СО 1.023.

СО 6.018


































Министерство сельского хозяйства Российской федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный аграрный университет

имени Н.И. Вавилова»


УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета

____________ /Уполовников Д.А./

«___» ____________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье
Направление подготовки
110100.62 Агрохимия и агропочвоведение
Профиль подготовки

Агрохимия и агропочвоведение

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Нормативный срок обучения

4 года
Форма обучения

Очная

Саратов 2011

1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье» является формирование у студентов целостных представлений об использовании агрономических руд и нетрадиционного минерального сырья в сельском хозяйстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки бакалавров дисциплина «Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье» относится к кварнальной профессиональной части профессионального цикла.

Дисциплина базируется на знаниях, имеющихся у студентов при получении среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, а также курса «Общая геология»

Для качественного усвоения дисциплины студент должен:

- знать: основы физической географии, основные математические понятия и законы; химические элементы и их соединения; сведения о свойствах неорганических и органических соединений; фундаментальные понятия физики и основные физические явления; виды растительности.

- уметь: исследовать геологические объекты и обнажения, отбирать минералогические и петрографические образцы, читать геологические карты.

Дисциплина «Агроруды» является базовой для изучения следующих дисциплин: почвоведение, агрохимия, землеустройство.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе изучения

дисциплины «Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье»
Дисциплина «Агроруды» направлена на формирование у студентов общекультурной компетенции: «Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования» (ОК-10).

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: геологические процессы, интрузивные и эффузивные породы, четвертичные отложения, основы геоморфологии, геологические и геоморфологические карты; вертикальную и горизонтальную структуру.

  • Уметь: определять и выделять основные классы минералов и горных пород, использовать их в практике сельскохозяйственного производства, проводить элементарный геологический, геоморфологический анализ, геологическое обследование и использовать его результаты в профессиональной деятельности; производить разрезы по геологическим картам.

  • Владеть: методами геологического обеспечения сельскохозяйственного производства



4. Структура и содержание дисциплины

«Агроруды и нетрадиционное минеральное сырье»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 72 часа, из них аудиторная работа – 36 ч., самостоятельная работа – 36 ч.


Таблица 1

Структура и содержание дисциплины «Общая геология»


п/п

Тема занятия.

Содержание

Неделя семестра

Аудиторная

работа

Самостоятельная работа

Контроль

знаний







Вид занятия

Форма проведения

Количество

часов

Количество

часов

Вид

Форма

max балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5 семестр

1.

Введение в предмет. Цели и задачи курса. Роль агрономических руд в жизни общества. История изучения и использования агроруд.

1

Л

П

2

-

ВК

Т

5

2.

Основные виды агрохимического сырья. Азотные, Калийные и Фосфорные агоруды. Виды сырья, запасы и использования

2

Л

Т

2

-

-

КЛ




3.

Общее понятие об агрорудах. Классификация агроруд. Методы изучения.


2

ЛЗ

Т

2

4

ТК

УО




4.

Основные виды агрохимического сырья. Сапропель, его происхождение, состав и использование. Торф. Виды торфа.

3

Л

Т

2

-

ТК

УО




5.

Азотные и калийные агроруды, их изучение и определение (работа с коллекциями и в почвенно-геологическом музее)

3

ЛЗ

В

2

4

ТК

УО




6.

Косвенные агрономические руды Кальцийсодержащие (карбонатные породы). Гипс и гипсовые породы. Магнезиальное сырье.

4

Л

Т

2

-

РК

ПО

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.

Кальцийсодержащие и гипсовые агроруды, их определение и изучение (работа с коллекциями и в почвенно-геологическом музее)

4

ЛЗ

Т

2

4

ТК

УО




8.

Нетрадиционные и перспективные виды минерального сырья. Понятие о нетрадиционных видов минерального сырья. Природные сорбенты.

5

Л

ЛВ

2

-

-

КЛ




9.

Нетрадиционные и перспективные виды минерального сырья, их определение и изучение (работа с коллекциями и в почвенно-геологическом музее).

5

ЛЗ

Т

2

4

ТК

УО




10.

Нетрадиционные и перспективные виды минерального сырья. Кремнистые породы, ихпроисхождение, состав и свойства.Глауконитовые породы.

7

Л

П

2

2

ТК

ПО




11.

Опоки. (работа с коллекциями и в почвенно-геологическом музее)

8

ЛЗ

В

2

4




КЛ




12.

Сера и серосодержащие породы. Агроруды содержащие микроэлементы

8

Л

Т

2

-

ТК

УО




13.

Работа с коллекциями и в почвенно-геологическом музее.

9

ЛЗ

Т

2

2

ТК

УО




14.

Экологические аспекты применения агроруд в современных технологиях и нанотехнологиях

10

Л

П

2

4

-

КЛ




15.

Работа с коллекциями и в почвенно-геологическом музее.




ЛЗ

Т

2

2

ТК

УО




16.

Геологическая история региона, основные месторождения и проявления агроруд Саратовской области




Л

В

2

-




КЛ




17.

Основные месторождение и проявления агроруд Саратовской области




ЛЗ

ДИ

2

4

РК

ПО

8

18.

Перспективы применения агроруд в Мире, России и Саратовской области




ЛЗ

КС

2

2

ТР

УО

5




Выходной контроль
















ВыхК

З

10

Итого:










36

36







36


Примечание:

Условные обозначения:

Виды аудиторной работы: Л – лекция, ЛЗ – лабораторное занятие,

Формы проведения занятий: В – лекция-визуализация, П – проблемная лекция/занятие, ПК – лекция-пресс-конференция (занятие пресс-конференция), Т – лекция/занятие, проводимое в традиционной форме, ДИ – деловая игра, КС – круглый стол,

Виды контроля: ВК – входной контроль, ТК – текущий контроль, РК – рубежный контроль, ТР – творческий рейтинг, ВыхК – выходной контроль.

Форма контроля: УО – устный опрос, ПО – письменный опрос, Т – тестирование, КЛ – конспект лекции, Р – реферат, З – зачет.

5. Образовательные технологии
Для успешной реализации образовательного процесса по дисциплине «Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье» и повышения его эффективности используются как традиционные педагогические технологии, так и методы активного обучения: лекция-визуализация, проблемная лекция, лабораторные работы профессиональной направленности, деловые игры, моделирование.

Удельный вес занятий, проводимых с использованием активных и интерактивных методов обучения, в целом по дисциплине составляет 30 % аудиторных занятий (в ФГОС не менее 20 %).

6. Оценочные средства для проведения входного, рубежного

и выходного контролей
Вопросы входного контроля


  1. Дайте определение науке геологии.

  2. Назовите главнейшие разделы геологии и дайте их краткую

Характеристику.

  1. Дайте определение минерала.

  2. Как классифицируются минералы?

  3. Что называется горной породой?

  4. Как классифицируются горные породы.

  5. Как образуются осадочные горные породы?

  6. Назовите основные осадочные химические горные породы.

  7. Напишите химические формулы следующих минералов: кварц, гипс, галит, сильвин, кальцит. К каким классам они относятся.

  8. Назовите минералогический состав глин.

  9. Назовите минералогический состав песков.

  10. Что такое школа твердости по Моосу?

  11. Что такое выветривание, его виды?

  12. Что называется почвой?

  13. Какие химические элементы используются растениями для питания?


Вопросы рубежного контроля№1
Вопросы, рассматриваемые на аудиторных занятиях


  1. Чем был вызван интерес к агрономическим рудам в 18-19 веках?

  2. Какую роль сыграли агрохимические руды в жизни общества?

  3. Кто является основоположником учения об агрорудах?

  4. Может ли человечество в дальнейшем обойтись без минеральных удобрений?

  5. В чем преимущества и недостатки альтернативных систем земледелия?

  6. Почему агрономические руды относятся к стратегически важным сырьевым материалам?

  7. Какие горные породы можно использовать в качестве калийных удобрений?

  8. Какие минералы входят в состав калийных агроруд?

  9. Какими запасами калийных агроруд обладает Россия ?

  10. Назовите крупнейшие месторождения калийных солей в России и мире

  11. Какое происхождение имеют природные азотнокислые агроруды?

  12. Какие условия необходимы для накопления природных соединений азота?

  13. Почему фосфор называют элементом дарующим плодородие?

  14. Какие горные породы можно использовать для производства фосфорных удобрений?

  15. Какие элементы – загрязнители, содержатся в апатитах?

  16. Чем вызван интерес зарубежных стран к Российским апатитам?

  17. Где находится самое крупное в России месторождение апатитовых руд?

  18. Какими запасами фосфорнокислых горных пород обладает Россия?

  19. Что представляет собой торфовивианит?

  20. Что такое сапропель и как он образуется?

  21. Как можно использовать сапропель в сельском хозяйстве?

  22. Химический состав сапропелей?

  23. Что представляет собой торф и как он образуется?

  24. Какие свойства торфа необходимо учитывать для его оценки и правильного сельскохозяйственного использования?

  25. Как используется торф в сельском хозяйстве?

  26. Какие другие виды удобрений можно приготовить на основе торфа?

  27. Какие породы относятся к известковым агрорудам ?

  28. Какое происхождение имеют известняки?

  29. С какой целью производится известкование почв ?

  30. Что представляет собой мергель?

  31. В каких регионах России имеются запасы известкового сырья ?


Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Какие породы относят к магнезиальному сырью ?

  2. Для каких целей используется доломит ?

  3. Для каких целей можно использовать дуниты и серпентиниты?

  4. На каких почвах эффективно использование доломитовой муки

  5. Какие минералы и горные породы относятся к нетрадиционным видам минерального сырья?

  6. Какой спектр применения в сельском хозяйстве имеет нетрадиционные агроруды?

  7. Какие минералы относятся к группе цеолитов ?

  8. Как используются цеолиты в сельском хозяйстве ?

  9. Какие минералы относятся к группе цеолитов ?

  10. На чем основан «эффект» действия цеолитов и цеолитсодержащих пород ?

  11. Какое происхождение имеют цеолитовые породы ?

  12. Какими свойствами обладают палыгорскитовые глины и как их можно использовать в практике сельского хозяйства ?


Вопросы рубежного контроля № 2



  1. Для какой цели используются гипсовые агроруды?

  2. Какое происхождение имеют гипсовые агроруды?

  3. Какими запасами гипсоносных пород распологает Россия?

  4. Чем объясняется мелиорирующие действие кремнистых пород?

  5. Какое происхождение имеют кремнистые породы?

  6. Какие кремнистые породы можно отнести к агрорудам?

  7. Можно ли использовать кремнистые породы в качестве инсектицидов?

  8. Где находятся крупнейшие месторождения кремнистых пород?

  9. Для каких целей можно использовать глауконит, и глауконитсодержащие породы?

  10. Почему глаукониты называют многофакторными удобрениями?

  11. Генезис глауконитовых пород ?

  12. Какие микроэлементы встречаются в глауконитовых породах?

  13. Каков механизм действия кварц-глауконитовых пород?

  14. Какие питательные элементы содержится в нефелине, сыннирите?

  15. Для каких целей используется сера в сельском хозяйстве ?

  16. Какие минералы и горные породы являются источником серы ?

  17. Способы переработки серных руд?



Вопросы для самостоятельного изучения


  1. Для какой цели и на каких почвах можно использовать фосфогипс?

  2. В каких дозах рекомендуется применять фосфогипс?

  3. Что такое дефекационная грязь и как ее можно использовать?

  4. В какой форме содержится калий в золе?

  5. Почему морденит и эрионит не рекомендуется использовать в сельском хозяйстве ?

  6. Какие вредные примеси содержатся в фосфорнокислом сырье ?

  7. Какие вредные соединения могут содержаться в минеральных удобрениях ?

  8. Какие размеры имеют наночастицы и их системы?

  9. Что может быть объектами исследований нанотехнологий?

  10. Что такое силатроны и их применение в сельском хозяйстве?

  11. Можно ли использовать нанотехнологии для повышения почвенного плодородия?

  12. Какие виды минерального сырья можно использовать в нанотехнологиях?


Вопросы выходного контроля (Зачет)


  1. Чем был вызван интерес к агрономическим рудам в 18-19 веках?

  2. Какую роль сыграли агрохимические руды в жизни общества?

  3. Кто является основоположником учения об агрорудах?

  4. Может ли человечество в дальнейшем обойтись без минеральных удобрений?

  5. В чем преимущества и недостатки альтернативных систем земледелия?

  6. Почему агрономические руды относятся к стратегически важным сырьевым материалам?

  7. Какие горные породы можно использовать в качестве калийных удобрений?

  8. Какие минералы входят в состав калийных агроруд?

  9. Какими запасами калийных агроруд обладает Россия ?

  10. Назовите крупнейшие месторождения калийных солей в России и мире.

  11. Какое происхождение имеют природные азотнокислые агроруды?

  12. Какие условия необходимы для накопления природных соединений азота?

  13. Почему фосфор называют элементом дарующим плодородие?

  14. Какие горные породы можно использовать для производства фосфорных удобрений?

  15. Какие элементы – загрязнители, содержатся в апатитах?

  16. Чем вызван интерес зарубежных стран к Российским апатитам?

  17. Где находится самое крупное в России месторождение апатитовых руд?

  18. Какими запасами фосфорнокислых горных пород обладает Россия?

  19. Что представляет собой торфовивианит?

  20. Что такое сапропель и как он образуется?

  21. Как можно использовать сапропель в сельском хозяйстве?

  22. Химический состав сапропелей?

  23. Что представляет собой торф и как он образуется?

  24. Какие свойства торфа необходимо учитывать для его оценки и правильного сельскохозяйственного использования?

  25. Как используется торф в сельском хозяйстве?

  26. Какие другие виды удобрений можно приготовить на основе торфа?

  27. Какие породы относятся к известковым агрорудам ?

  28. Какое происхождение имеют известняки?

  29. С какой целью производится известкование почв ?

  30. Что представляет собой мергель?

  31. В каких регионах России имеются запасы известкового сырья ?

  32. Какие породы относят к магнезиальному сырью ?

  33. Для каких целей используется доломит ?

  34. Для каких целей можно использовать дуниты и серпентиниты?

  35. На каких почвах эффективно использование доломитовой муки

  36. Какие минералы и горные породы относятся к нетрадиционным видам минерального сырья?

  37. Какой спектр применения в сельском хозяйстве имеет нетрадиционные агроруды?

  38. Какие минералы относятся к группе цеолитов ?

  39. Как используются цеолиты в сельском хозяйстве ?

  40. Какие минералы относятся к группе цеолитов ?

  41. На чем основан «эффект» действия цеолитов и цеолитсодержащих пород ?

  42. Какое происхождение имеют цеолитовые породы ?

  43. Какими свойствами обладают палыгорскитовые глины и как их можно использовать в практике сельского хозяйства ?

  44. Для какой цели используются гипсовые агроруды?

  45. Какое происхождение имеют гипсовые агроруды?

  46. Какими запасами гипсоносных пород распологает Россия?

  47. Чем объясняется мелиорирующие действие кремнистых пород?

  48. Какое происхождение имеют кремнистые породы?

  49. Какие кремнистые породы можно отнести к агрорудам?

  50. Можно ли использовать кремнистые породы в качестве инсектицидов?

  51. Где находятся крупнейшие месторождения кремнистых пород?

  52. Для каких целей можно использовать глауконит, и глауконитсодержащие породы?

  53. Почему глаукониты называют многофакторными удобрениями?

  54. Генезис глауконитовых пород ?

  55. Какие микроэлементы встречаются в глауконитовых породах?

  56. Каков механизм действия кварц-глауконитовых пород?

  57. Какие питательные элементы содержится в нефелине, сыннирите?

  58. Для каких целей используется сера в сельском хозяйстве ?

  59. Какие минералы и горные породы являются источником серы ?

  60. Способы переработки серных руд?

  61. Для какой цели и на каких почвах можно использовать фосфогипс?

  62. В каких дозах рекомендуется применять фосфогипс?

  63. Что такое дефекационная грязь и как ее можно использовать?

  64. В какой форме содержится калий в золе?

  65. Почему морденит и эрионит не рекомендуется использовать в сельском хозяйстве ?

  66. Какие вредные примеси содержатся в фосфорнокислом сырье ?

  67. Какие вредные соединения могут содержаться в минеральных удобрениях ?

  68. Какие размеры имеют наночастицы и их системы?

  69. Что может быть объектами исследований нанотехнологий?

  70. Что такое силатроны и их применение в сельском хозяйстве?

  71. Можно ли использовать нанотехнологии для повышения почвенного плодородия?

  72. Какие виды минерального сырья можно использовать в нанотехнологиях?


Темы рефератов

  1. Я.В.Самойлов - основоположник учения о агрорудах.

  2. Цеолиты, их свойство, особенности и применение в сельском хозяйстве.

  3. Опоки, их происхождение и использование.

  4. Перспективы применения минерального сырья в нанотехнологиях.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература (библиотека СГАУ)

1.Гришин П.Н., Кравченко В.В., Кравченко И.П.,Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье: Саратов, Изд-во СГУ,2010.-137с.

  1. Бондарев В.П. Геология.: М. ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.-218с.

  2. Борголов И.Б. Курс геологии. – М.: Агропромиздат, 1989. - 216 с.

б) дополнительная литература

  1. Общая геология: в 2-х тт. Под ред. проф. А.К.Соколовского. М.: КДУ 2006. Т.1 420с. Т.2. 208

  2. Якушова А.Ф. Геология с элементами геоморфологии. – М.: Из-за Моск. ун-та, 1983. – 375 с.

3.Первушов Е.М., Иванов А.В. Геологические объекты Саратовской области//Саратовская губерния: история и современность. Саратов, 2000.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, Агропоиск, полнотекстовая база данных иностранных журналов Doal, поисковые системы Rambler, Yandex, Google:



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения занятия используется следующее материально-техническое обеспечение:

  • учебные коллекции минералов, горных пород, агроруд и почвообразующих пород;

  • лабораторные приборы и оборудование: вытяжные шкафы, сушильные шкафы, технические весы, аналитические весы, фотоэлектроколориметры, иономеры, водяные бани, встряхиватели, оборудование для гранулометрического анализа;

  • геологические карты, почвенные монолиты.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООп ВПО по направлению подготовки 120700.62 бакалавров.
Автор: Кравченко В.В.., канд. с.-х. наук, доцент
Рецензент: Палагина Т.Я.., канд. с.-х. наук, доц.каф. химии, агрохимии и почвоведения
Программа одобрена на заседании методической комиссии агрономического факультета «_____» _____________ 2011 года, протокол №____

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства РФ
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное...
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное...
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное...
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации федеральное...
Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине (назначение и трудоемкость дисциплины) для опп
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации федеральное...
Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент...
В соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003г. №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации
Е образовательноЕ учреждениЕ высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества»
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины Материаловедение. Технология конструкционных материалов
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск