Урок «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МИРА. РАСТЕНИЕВОДСТВО» по учебнику
«Экономическая и социальная география мира» (10—11 класс) ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» автор: О. А. Бахчиева под общей редакцией В. П. Дронова
Автор разработки — учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимназии № 23 Надежда Борисовна Лысенко — победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО, проводившая апробацию учебника О. А. Бахчиевой «Экономическая и социальная география мира». Урок был представлен на конкурс педагогических идей «Учим географии!». Пояснительная записка к уроку
Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Сельское хозяйство мира. Растениеводство».
Данный урок ориентирован на учителей, работающих в 10-х классах по учебнику О. А. Бахчиевой «Экономическая и социальная география мира» (УМК «География» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» под общей редакцией В. П. Дронова). Он также может быть использован при изучении этого раздела и с использованием других учебников.
В уроке максимально учтены приоритетные направления модернизации школьного географического образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты.
Данный курс изучается 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11). Это 28 урок по курсу экономической и социальной географии мира и 7 урок в теме «Мировое хозяйство». Урок является продолжением предыдущей темы «Промышленность», именно поэтому в начале урока достаточно времени уделяется повторению основных элементов мировой промышленности. При этом при проведении тестирования ответы на вопросы предлагается аргументировать. На данном уроке происходит подготовка к последующему успешному восприятию темы «Животноводство» и к дальнейшему изучению экономики отдельных стран в 11 классе. Четко прослеживается также межпредметная связь урока с биологией (при рассмотрении биотехнологий в сельском хозяйстве).
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и материалами виртуального урока): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по теме изучаемого урока, владение программой Notebook.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментами интерактивной доски): от учащихся потребуется знакомство с компьютером (мышь, клавиатура), с программой Notebook (можно минимальное), умение работать инструментами интерактивной доски.
Роль учителя: организовать работу учеников; изложить новый материал при помощи инструментов интерактивной доски; проверить результативность работы учащихся.
Роль компьютера и интерактивной доски: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: принимать активное участие в работе, выполнять задачи, поставленные учителем, воспринимать и запоминать новую информацию, проверить себя, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения.
Основные смысловые блоки урока (относительно целостные части содержания, которые возможно выразить с помощью познавательного вопроса или задачи): растениеводство (его состав и структура); уровень товарности; «зеленая революция»; ГМО; ареалы произрастания культур; лидеры в производстве сельскохозяйственных культур.
Проблема недостатка времени на изучение новой темы, закрепление и проверку полученных знаний, решается следующим образом: специализацию сельского хозяйства, уровень товарности, уровень интенсивности производства, основные этапы развития мирового сельского хозяйства и информацию по основным культурам (зерновым) представляет учитель, а изучение остальных культур, ареалов их распространения, страны-лидеры в их производстве ребята выполняют самостоятельно, работая с учебником. На этом этапе происходит отработка основных ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков таких, как критическое и системное мышление, умение работать с информацией, работа в команде, направленность на саморазвитие.
Деятельностный компонент урока проходит в форме тестирования учащихся, анализа справочного материала и карт, работы в группах и мини-презентации итогов групповой деятельности.
Творческий компонент урока — составление вопроса от одной группы обучающихся для другой, который ребята придумывают в конце урока, с целью более полного изучения материала.
Личностный компонент прослеживается во время самостоятельной работы с источниками информации, во время презентации итогов групповой деятельности и тестировании.
Для реализации в ходе урока запланированы следующие цели и задачи:
— обучающая — расширить представление учащихся о мировом сельском хозяйстве, объяснить закономерность производства тех или иных культур от природно-экономических условий, показать взаимосвязь уровня товарности сельского хозяйства, который определяет уровень интенсивности производства с уровнем экономического развития страны;
— развивающая — сформировать учебные компетентности школьников, такие как функции самоконтроля, самоанализа, развитие логического, критического и системного мышления, умение работать с информацией, работать в команде, умение ставить и решать проблемы, развитие монологической речи и презентативных навыков;
— воспитательная — содействовать формированию благоприятного стиля общения в классном коллективе, способствовать проявлению дружеских чувств по отношению к своим одноклассникам, конкретизировать экологические знания на отдельных этапах урока.
Специфика урока и новаторский подход проявились также и в выборе комбинированной формы изучения учащимися отдельных отраслей растениеводства (самостоятельно, в группах и с учителем). Еще один эффективный ход, это сочетание при изложении нового материала информации и опорных схем из учебника и картодиаграмм из газеты «География», данные в которых более свежие.
Все требования программы по данной теме получили отражение в ходе урока. Вся структура урока стимулирует высокую познавательную активность учащихся, как в процессе закрепления пройденного, так и во время рассмотрения нового материала. Большое значение при проведении урока придается пробуждению познавательного интереса у ребят.
Удовлетворительная работоспособность на уроке достигается за счет смены, оптимальных по продолжительности, видов деятельности, сочетанию форм индивидуальной и групповой работы, релаксационным упражнениям.
На уроке используются следующие виды учебной деятельности: опрос учащихся, чтение, слушание, рассказ, работа с учебником, ответы на вопросы, практические занятия.
Для предупреждения усталости, и снятие скованности ребят, неуверенных в себе, задействуются активные формы обучения: нетрадиционное начало; создание ситуации предположения; графическое отображение материала; интерактивные методы обучения; релаксация в середине урока, самостоятельная работа с текстом.
В ходе урока имеет место первичное закрепление нового материала. Виды контроля на уроке — самоконтроль и взаимопроверка.
Использование компьютера и проектора на уроке обосновано тем, что на основе визуального ряда легче развивать образное мышление учащихся, целостное восприятие современной географической картины мира. Появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал. Учебный процесс становится более эффективным, так как ученик выступает его активным участником.
Самостоятельная работа запланирована таким образом, что бы при недостатке времени для ее выполнения в ходе урока, она может быть продолжена дома. Вопросы, которые ребятам предложено составить для других групп, стимулируют их рассмотреть в учебнике информацию не только о «своей» группе культур, но и о других культурах.
При создании урока использована программа Notebook 10, средства интерактивной доски SMART Board, а также интерактивные средства Lessons Activity Toolkit. Это позволяет широко использовать следующие возможности интерактивной доски: работа с «конспектом» занятия, как на традиционной доске, запуск на компьютере различных приложений и полное управление ими с поверхности доски, работа с графическими и видеоматериалами, изменение и дополнение подготовленных материалов в процессе проведения занятия, использование визуального ресурса урока с минимальными затратами времени, классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне.
Урок предполагает использовать дифференциацию обучения — учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах, либо, незначительно изменяя отдельные элементы урока, его можно представить в классах различного уровня обученности.
Современные приемы образования, а также приемы и методы использования информационных технологий в ходе этого урока представлены в использовании интерактивной доски, программы Notebook 10, средств интерактивной доски SMART Board, а также интерактивных средств Lessons Activity Toolkit. Это позволило четко, логически структурировать урок, представить учащимся достаточное количество справочной информации, сэкономив время на ее поиск в учебнике и приложениях, наглядно проиллюстрировать абстрактные идеи и теории при объяснении. Большое количество фотографий, используемых в данной разработке, создает на уроке эффект присутствия. Широкое использование различных интерактивных средств и анимации в оформлении «страниц», также позволяет поддерживать интерес учащихся.
Организация творческой деятельности учащихся в ходе этого урока моделируется, во-первых, выполнением различных интерактивных заданий на доске, во-вторых, организацией самостоятельной работы учащихся в группах, с последующей презентацией результатов. В ходе этой работы проверяются не только теоретические знания учащихся, но и их умения поиска информации, ее анализа, отделения главной информации от второстепенной. Проверяются так же их практические умения: работа с контурной картой (Лист заданий 1).
Новые методики и технологии обучения, применяемые в ходе этого урока, позволяют вести оперативный контроль ЗУН и получить оперативную обратную связь. Они способствуют высокой плотности, динамичности и мобильности урока. Эти методики облегчают выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование урочного времени.
Оценка эффективности данного урока заключается в возможности проводить опрос различными способами (смена видов деятельности), в вовлечении в работу большого числа учащихся, так как практически любая информация, данная учителем, сразу предлагается к анализу. Презентованные группами результаты самостоятельной работы оцениваются представителями других групп, а так же вопросы, которые ребята формулируют своим товарищам (Лист заданий 2), стимулируют их рассмотреть в учебнике информацию не только о «своей» группе культур, но и о других культурах. Ход урока
«Сельское хозяйство мира. Растениеводство»
№ слайда
| Этап урока, слайды
| Действия учителя. Формы организации работы учителя
| Действия учеников. Формы организации работы детей
| 1.
| Титульный слайд
| Объявление темы урока.
Учитель объявляет тему урока, при этом основные этапы урока появляются при нажатии на экран интерактивной доски.
Организационный этап.
Учитель объявляет основные этапы урока.
| Ученики, слушают, при необходимости делают пометки.
| 2.
|
| Повторение основных знаний, полученных на предыдущем уроке.
Учитель предлагает вспомнить основные термины и определения прошлого урока.
На нем представлен тест созданный в программе Notebook 10, при помощи средств интерактивной доски SMART Board. Задания в тесте полностью соответствуют уровню знаний и текстовому материалу предыдущих параграфов в теме «Промышленность».
| Оценка ребенку, находящемуся у доски, выставляется автоматически, специальной программой. По ходу выполнения теста могут быть заданы дополнительные вопросы, позволяющие расширить проверяемый объем и уровень знаний. Учащиеся в классе выполняют задание параллельно, в своих тетрадях.
| 3.
|
| Объяснение нового материала.
Перед началом объяснения учитель просит обратиться к рисунку 73 в параграфе 26.
| Дети отвечают на поставленные вопросы, при этом, учитель нажимает на соответствующие поля слайда, проверяя элементы верного ответа.
|
|
| Во время объяснения учитель нажимает на соответствующие поля слайда, иллюстрируя свой рассказ.
|
| Во многих странах большая часть территории занята сельскохозяйственными угодьями. Это очень важная составляющая экономики большинства стран мира.
Чтобы говорить о нем, давайте вспомним:
— составные части отраслевой структуры сельского хозяйства;
— как и какие природные условия оказывают влияние на сельскохозяйственную специализацию;
— какие отрасли растениеводства России вы помните.
Специализация в сельском хозяйстве представляет собой выбор такого направления хозяйства, которое позволяет с учетом конкретных природно-экономических условий производить максимальное количество продукции с минимальными затратами.
Уровень товарности — это отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах. Выделяют соответственно товарный, потребительский и смешанный типы. Товарное сельское хозяйство — тип сельского хозяйства, преобладающий в развитых странах и включает в себя:
— интенсивное земледелие с севооборотом:
— интенсивное животноводство с заготовкой кормов;
— садоводство;
— огородничество.
Товарное сельское хозяйство представлено крупными, хорошо организованными фермами и плантациями с широким использованием наемной рабочей силы, ориентировано прежде всего на (внешний) рынок. В отдельных развивающихся странах представлен смешанный тип сельского хозяйства (отдельные культуры являются товаром), во многих развивающихся — потребительский тип сельского хозяйства, представленный мелкими и мельчайшими хозяйствами, преимущественно растениеводческими. Техническая оснащенность такого сельского хозяйства низкая, урожайность зерновых в среднем в два раза, а производительность труда в 25—30 раз ниже, чем в развитых странах. Продукция идет главным образом на удовлетворение нужд самих работников, выход на рынок очень мал.
| 4.
|
| Представляя этот слайд, учитель так же открывает соответствующие поля слайда, где представлена, либо иллюстрация, либо дополнительная информация.
Переворачивая соответствующие поля слайда, учитель раскрывает содержание отдельных определений.
| Учащиеся слушают. При необходимости делают пометки в тетради. (Проблемный вопрос о ГМО, может быть задан на дом, но может выть озвучен на уроке сразу, если был предварительно подготовлен кем-либо из учащихся).
|
|
|
| Разумеется, уровень товарности определяет уровень интенсивности производства.
Перед вами основные этапы развития мирового сельского хозяйства: от экстенсивного к «зеленой» революции и биотехнологиям. Одной из главных проблем экстенсивного сельского хозяйства стала система подсечно-огневого земледелия в тропических странах. В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением. Последствия — обезлесение и опустынивание, особенно в Африке.
«Зеленая» революция, это комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1950-х — 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции. Включал в себя активное выведение более продуктивных сортов растений, расширение ирригации, применения удобрений, пестицидов, современной техники.
В современном сельском хозяйстве широко применяются биотехнологии, которые позволяют решить многие проблемы человечества, такие как проблему голода, нехватки продовольствия, ресурсов, энергии, экологическую проблему. С помощью современных методов традиционные биотехнологические производства получили возможность улучшить качество пищевых продуктов и увеличить продуктивность живых организмов. Биотехнологии подразумевают также широкое внедрение ГМ культур. Наибольшие площади, занятые под ГМ культурами в США, Канаде, Австралии, Аргентине, Мексике, ЮАР, Франции. Ну, а лидеры развития биотехнологий - США, Япония, Германия, Франция. Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием биотехнологий, но давайте подумаем: К чему может привести неконтролируемое распространение ГМО?
| 5.
|
| Учитель объявляет состав отраслей растениеводства (стр. 154, рис 74). Несложный анализ схемы позволяет увидеть, что важнейшим направлением является полеводство, с ним связано производство основных сельхозкультур – зерновых.
85 % от всех выращиваемых зерновых дают пшеница, рис и кукуруза. Учитель предлагает рассмотреть ареалы произрастания.
| Учащиеся рассматривают схему на странице, названной учителем, и анализируют ее.
| 6.
|
| На карте учитель показывает основные ареалы произрастания пшеницы, используя для этого инструмент ИД «перо».
(На этих страницах звездочке задана функция утилиты множественного клонирования, таким образом, учитель показывает страны-лидеры, а ареалы распространения можно показать инструментом «перо», штрихуя или обводя нужный район).
| Учащиеся слушают и фиксируют ареалы в контурной карте.
|
|
|
| Пшеница — пшеничный пояс США, степные провинции Канады, аргентинская пампа, Австралия, степная часть России и Казахстана.
Рис — возделывается в условиях более высоких температур и избыточного увлажнения. В первую очередь это Восточная и Юго-восточная Азия. На базе рисоводства в этом регионе сложились самые густозаселенные ареалы сельского населения. Среди других регионов можно выделить Бразилию, Египет, США.
Кукуруза — крупнейшим производителем являются США (таты Айова, Иллинойс), здесь плодородные почвы, теплый и влажный климат, что способствовало формированию «золотого» кукурузного пояса. Это 1/3 мирового производства кукурузы. У США доминирующее положение на мировом рынке кукурузы, вторым по значению экспортером является Аргентина. В производстве кукурузы выделяются также Китай и Бразилия, но здесь эта культура в первую очередь обеспечивает потребности внутреннего животноводства, является кормовой.
|
| Слайды 7 (рис) и 8 (кукуруза) аналогичны слайду 6.
|
| Здоровьесберегающий аспект занятия. Экран выключен.
| По окончании этой части работы (это примерно середина урока) учитель проводит минуту релаксации.
| Учащиеся закрывают глаза, делают известные им, несложные упражнения для рук, шеи и спины.
| 9.
|
| Учитель, очень коротко, предлагает учащимся данные из газеты «География, приложение к «1 сентября», по тем культурам, которые не представлены в учебнике.
| Учащиеся слушают и, по необходимости, фиксируют ареалы в контурной карте.
|
| Среди других зерновых выделяются: рожь — лесная зона, оподзоленные почвы (Россия, Беларусь); гречиха — Россия, Украина, Китай; ячмень — неприхотлив, произрастает повсеместно, является кормовой культурой. Сорго отличается теплолюбивостью, высокой засухоустойчивостью. Легко приспосабливается к различным почвам, поэтому произрастает в тропической и субэкваториальной зонах.
| 10.
|
| Учитель переходит к рассказу о странах, крупнейших производителях зерновых.
При этом продолжает приводить данные из газеты «География, приложение к «1 сентября», с опорой на текст параграфа.
| Учащиеся соотносят крупнейших производителей зерновых, определяют, являются ли они при этом, одновременно экспортерами
| 11.
|
|
|
| В итоге мы можем выделить основных производителей зерновых: Китай, США, Индия, Россия, Бразилия, Франция, Канада. Обратите внимание на Австралию и Аргентину – сбор зерновых в этих странах не так велик, по сравнению с уже названными, но если вы обратитесь к рисунку 75 на стр. 155, то увидите, что они являются крупнейшими экспортерами пшеницы наряду с США и Канадой, в то время как Китай, Индия, Бразилия, крупные производители, зерно импортируют.
| 12.
|
| Учитель предлагает проанализировать рис. 75 и проверить себя при помощи интерактивного теста.
| Пара учащихся, после анализа рисунка, выходят к доске и перемещают страны в сектора «импортеры» или «экспортеры». Если страна передвинута верно, то она исчезает в секторе, если нет — то «отбрасывается» назад. Функция Reset позволяет «перемешивать» страны необходимое число раз. По желанию можно задать время выполнения работы в зависимости от уровня обученности класса
|
|
| До полного окончания выполнения задания учитель ни как не комментирует работу ребят у доски.
| 13.
|
| Как итог этой части работы учитель предлагает сопоставить и проанализировать две картодиаграммы. На верхней — половина всего сельского хозяйства мира, а на нижней – половина населения мира.
| Ребята анализируют и делают выводы.
|
|
| «Лопнув» интерактивный шарик можно увидеть элементы верного ответа. Ребята сравнивают с ними свои версии.
|
| Данные на слайде 13 приведены из газеты «География, приложение к «1 сентября»
| 14.
|
| Учитель предлагает самостоятельную работу в группах. инструкция по ее выполнению — на слайде. Учитель раздает заранее подготовленные карточки.
| Учащиеся работают, разбившись на группы. Если класс не успевает доделать работу на уроке, или не все презентовали результаты, то они заканчивают ее дома и следующий урок начинается с представления итогов работы.
|
| Далее мы переходим к самостоятельной работе. Это и будет вашим сегодняшним открытием. Сейчас вы поделитесь на 6 групп (обычно по 3—4 человека) и самостоятельно, с помощь текста учебника (стр. 155—160) и атласа определите ареалы распространения и назовете страны-лидеры в производстве следующих культур:
1 группа — прядильные и лубяные;
2 группа — масличные;
3 группа — сахароносы;
4 группа — тонизирующие;
5 группа — наркотические и клубнеплодные;
6 группа — плодовые и овощные.
У вас два листа заданий. На них вы, самостоятельно распределив обязанности (групповые формы работы):
1. Назовете культуры, относящиеся к данному виду (их может быть от 2 до 6).
2. На контурной карте (лист заданий 1) отметьте ареалы распространения этих культур разным цветом или разным видом штриховки.
3. На листе заданий 2 напишите ответы на вопросы по заданным культурам.
4. Определите человека от группы, который представит результаты работы. (Развитие презентативных навыков)
5. Для того, чтобы узнать больше, чем предлагается в вопросах по «вашей» культуре, вы подготовите по 1—2 вопроса для других групп.
| 15.
| Звучит звуковой фон «аплодисменты»
| Учитель объявляет домашнее задание с подготовкой дополнительных сообщений (по желанию). Проходит рефлексия урока. Учитель предлагает коротко проговорить, или написать на доске свои ощущения от урока.
| Учащиеся записывают домашнее задание. Ученики озвучивают свои ощущения: «удивился», «узнал», «запомнил», «смог», «доказал», «подтвердил», «опроверг»…
| |