Скачать 84.6 Kb.
|
Открытый урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса МОУ гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны. Тема: Экологические проблемы тайги. Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне лесов; с профессиями – эколог и пожарный. Задачи: личностные - развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, мотивацию к учёбе, способность к самооценке, воспитывать культуру поведения, уважение и любовь к природе. регулятивные - учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату. познавательные - учить устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, высказываться в устной и письменной форме, проводить сравнение по заданным критериям. коммуникативные - учить допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. Оборудование: учебник, физическая карта, карточки для работы в группах, тест, памятка; презентационное сопровождение урока; компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока 1. Наблюдаю мир вокруг меня. Учащиеся рассказывают, что интересного они наблюдали в окружающем мире, делятся впечатлениями. 2. Проверка домашнего задания. - Ребята, сегодня мы продолжим тему прошлого урока. О чем мы говорили? (О тайге). Слайд №1. - Покажите ее на карте и расскажите, что вы узнали об этой природной зоне. (Рассказы детей, дополнительная информация о хвойных деревьях). 3. Постановка проблемы и темы урока. - Ребята, что хотели бы вы еще узнать о тайге? ( Узнать о животных тайги, о деятельности человека, о проблемах тайги). - Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Закройте глазки и представьте, что мы с вами очутились в тайге. (фонограмма «Звуки леса») (Дети рассказывают о своих впечатлениях). - Ребята, а какой запах в лесу! (Да, пахнет хвоей, чистотой. Но не всегда в лесу так хорошо пахнет, в лесах бывают пожары). - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О пожаре в тайге и как с ним бороться). Слайд №2. - Да, беда тайги – в ежегодных лесных пожарах, в результате которых выгорают огромные площади. Давайте вернемся на урок и поговорим об экологических проблемах тайги. -Ребята, что вы понимаете под словами «экологические проблемы». (Проблемы, произошедшие по вине человека). - Что такое экология? (Высказывания детей). Слайд №3. - От слова «экология» произошло слово «эколог». Как вы думаете, что оно обозначает? (Выслушиваются мнения детей). - Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения. - Ученые-экологи учат нас бережно относиться к миру природы. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». - С чем же связаны экологические проблемы тайги? (С охотой и браконьерством, вырубкой лесов, с лесными пожарами). - Давайте узнаем как описывает пожар очевидец. 4. Изучение нового материала. (Чтение в учебнике описания пожара. Обсуждение прочитанного). - Что мы называем пожаром? (Объяснения учащихся). Слайд №4. - Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек. - Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары (дети называют причины). Слайд №5.
- Существует наука, изучающая лесные пожары, которая называется пирология. Слайд №6. - Когда же наступает сезон лесных пожаров? (Летом) -Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды. - В России наибольшее распространение пожары получили в Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Бурятия и Тыва. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия. Почему? (Ответы детей). - Посмотрите на экран, что заметили? Слайд №7. ( Пожары разной силы). - По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. - Определите на каком рисунке какой пожар изображен. Работа в парах с карточками. Карточка. Лесные пожары бывают трех видов:
(Проверка задания). - Молодцы, ребята, вы справились с заданием и я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка Елочки зеленые на ветру качаются, На ветру качаются, низко наклоняются. Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов Приседайте столько раз, сколько сосенок у нас. - Продолжим наш разговор. - Какой ущерб приносят пожары в лесу? ( Ответы детей). - Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов; гибнут деревья, трава, выгорают семена трав, корни многолетних растений. - Что делать, если вы попали в зону пожара? (Ответы детей). - Давайте познакомимся с правилами поведения во время пожара. (Учащиеся знакомятся с Памяткой) Правила поведения при попадании в зону пожара
- Ребята, кто и как спасает от пожара? (Ответы детей). - В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию. - В бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им пожарные. Слайд №8,9,10. - Профессию пожарных смело можно отнести к разряду самых опасных в мире. Бывает призвание у людей – спасать и защищать других. Такие и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза. Профессия пожарных одна из важнейших в обществе. - Ребята, а вы не заметили, что профессии пожарного и эколога похожи? (Да, и пожарные и экологи спасают природу). - В будущем каждый из вас может стать экологом или пожарным, а сейчас вы только юные помощники экологов, от которых тоже зависит порядок на нашей Земле. Я предлагаю вам объединиться в группы и составить правила поведения в лесу. Работа в группах, обсуждение правил. Слайд №11. - Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения. Слайд №12. (На экране – памятка. Дети хором читают ее: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будь осторожен с огнем!») - Современный источник огня – спички. Маленький неприметный коробок стоит совсем недорого, но в нем таится власть над природой. Стоит только чиркнуть головкой спички о поверхность коробка, как возникает огонь. Изумительно! Но сколько несчастных случаев происходит от того, что дети играют с огнем! Не забудьте, огонь приручен, но он всегда выжидает момента рассчитаться с человеком и плодами его трудов! Никогда не разжигай без родителей огонь в лесу! Не выпускай на свободу дикого зверя!
Тест
А) дубы, сосны, ели; М) пихты, ели, лиственницы; К) березы, липы, лиственницы. 2. Охрана лесов – это… Б) обязанность государства; О) обязанность государства и долг каждого гражданина; В) забота самих обитателей леса. 3. Как называется наука о лесных пожарах? Л) пирология; К) экология; Д) геология.
Е) пластмасса; О) стекло; А) железо.
Б) кричать; Д) жечь костры; Ж) бегать.
Е) при верховом; Г) при низовом; Д) при подземном.
Р) задувая пламя; М) накрывая пламя собственной одеждой; Ц) сбивая пламя веником из зеленых веток. - Правильно ответив на вопросы теста, вы прочтете слово. (Молодец) 6. Рефлексия. - Как вы оцениваете важность сегодняшнего урока? - О чем заставил задуматься? Поделитесь своими мыслями. - Как вы оцениваете в целом работу класса? - Кому захотелось сказать спасибо? Почему? - Любите родную природу - - Озера, леса и поля. - Ведь это же наша с тобою - Навеки родная земля. - На ней мы с тобою родились, - Живем мы с тобою на ней. - Так будем же, люди, все вместе - Мы к ней относиться добрей. Домашнее задание: составить памятку «Как разводить костер в лесу». Литература: 1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 3 кл. – Самара: Корпорация «Федоров», Учебная литература, 2009. 2. Мы и окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. Часть II / авт.-сост. И.Г.Смирнова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «ВАКО», 2005. 4. Большая книга знаний – Москва: «Махаон», 2011. |
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерных программ начального образования фгос (утверждён... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему... Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373, на основе Примерной основной образовательной программы... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курноскиной Ольги Николаевны, учителя русского языка и литературы высшей категории мкоу сош №10 г. Черкесска | ||
Урок 16. Тема: Смена времён года (2-й урок) Оборудование: скрепка, игла, ножницы и магнит; плакат «Всемирное тяготение» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру... | Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2013-2014 учебный год Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации... | Моу-новощаповская сош имени П. П. Едунова Открытый урок по окружающему миру Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли) | ||
Рабочая программа по окружающему миру Класс: 2 Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований... | Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В основу рабочей программы по окружающему миру для 3 класса бгоу гимназии 1257 положена авторская программа, разработанная Н. Я.... | Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» | ||
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного... | Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса учителя высшей категории Филиал мбоу «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района рт «Малокайбицкая начальная общеобразовательная... |