Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны





НазваниеУрок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны
Дата публикации02.07.2013
Размер84.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Открытый урок по окружающему миру

учителя 3 «А» класса МОУ гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны.
Тема: Экологические проблемы тайги.
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне лесов; с профессиями – эколог и пожарный.

Задачи:

личностные

- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, мотивацию к учёбе, способность к самооценке, воспитывать культуру поведения, уважение и любовь к природе.

регулятивные

- учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату.

познавательные

- учить устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, высказываться в устной и письменной форме, проводить сравнение по заданным критериям.

коммуникативные

- учить допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
Оборудование: учебник, физическая карта, карточки для работы в группах, тест, памятка; презентационное сопровождение урока; компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Наблюдаю мир вокруг меня.

Учащиеся рассказывают, что интересного они наблюдали в окружающем мире, делятся впечатлениями.
2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, сегодня мы продолжим тему прошлого урока. О чем мы говорили? (О тайге).

Слайд №1.

- Покажите ее на карте и расскажите, что вы узнали об этой природной зоне. (Рассказы детей, дополнительная информация о хвойных деревьях).
3. Постановка проблемы и темы урока.

- Ребята, что хотели бы вы еще узнать о тайге? ( Узнать о животных тайги, о деятельности человека, о проблемах тайги).

- Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Закройте глазки и представьте, что мы с вами очутились в тайге. (фонограмма «Звуки леса»)

(Дети рассказывают о своих впечатлениях).

- Ребята, а какой запах в лесу! (Да, пахнет хвоей, чистотой. Но не всегда в лесу так хорошо пахнет, в лесах бывают пожары).

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О пожаре в тайге и как с ним бороться).

Слайд №2.

- Да, беда тайги – в ежегодных лесных пожарах, в результате которых выгорают огромные площади. Давайте вернемся на урок и поговорим об экологических проблемах тайги.

-Ребята, что вы понимаете под словами «экологические проблемы». (Проблемы, произошедшие по вине человека).

- Что такое экология? (Высказывания детей).

Слайд №3.

- От слова «экология» произошло слово «эколог». Как вы думаете, что оно обозначает?

(Выслушиваются мнения детей).

- Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения.

- Ученые-экологи учат нас бережно относиться к миру природы. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать».

- С чем же связаны экологические проблемы тайги?

(С охотой и браконьерством, вырубкой лесов, с лесными пожарами).

- Давайте узнаем как описывает пожар очевидец.
4. Изучение нового материала.

(Чтение в учебнике описания пожара. Обсуждение прочитанного).

- Что мы называем пожаром? (Объяснения учащихся).

Слайд №4.

- Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек.

- Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары (дети называют причины).

Слайд №5.

  • брошенная горящая спичка, окурок;

  • непогашенный костер;

  • осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

  • хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил техники безопасности (корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог);

  • выжигание сухой прошлогодней травы.

- Существует наука, изучающая лесные пожары, которая называется пирология.

Слайд №6.

- Когда же наступает сезон лесных пожаров? (Летом)

-Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

- В России наибольшее распространение пожары получили в Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Бурятия и Тыва. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия. Почему? (Ответы детей).

- Посмотрите на экран, что заметили?

Слайд №7.

( Пожары разной силы).

- По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

- Определите на каком рисунке какой пожар изображен.

Работа в парах с карточками.

Карточка.

Лесные пожары бывают трех видов:

  1. Низовой (90% всех случаев) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 метра в минуту при слабом пожаре, до 16 метров в минуту – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1-2 м.

  2. Верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется «скачками» или сплошной стеной огня со скоростью от 5-8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пожара.

  3. Подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью несколько метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.

(Проверка задания).

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием и я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка

Елочки зеленые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов

Приседайте столько раз, сколько сосенок у нас.
- Продолжим наш разговор.

- Какой ущерб приносят пожары в лесу? ( Ответы детей).

- Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов; гибнут деревья, трава, выгорают семена трав, корни многолетних растений.

- Что делать, если вы попали в зону пожара? (Ответы детей).

- Давайте познакомимся с правилами поведения во время пожара.

(Учащиеся знакомятся с Памяткой)
Правила поведения при попадании в зону пожара

  • При обнаружении очага небольшого низового пожара необходимо попытаться погасить его, используя подручные средства (веник из зеленых веток, мешковина, одежда, земля). Потушив небольшой пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова.

  • Если вы не можете бороться с пожаром, то нужно срочно покинуть зону огня, предупреждая встречных людей об опасности пожара. Скорость пешехода больше 80 метров минуту, а скорость низового пожара 1-3 метра.

  • От верхового пожара убежать почти невозможно. Укрываться от такого пожара следует на островах, отмелях озер, оголенных участках болот, на скальных вершинах выше уровня леса, в горах - на ледниках.

  • Идти надо по возможности против ветра, перпендикулярно линии распространения огня, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой повязкой, полотенцем, частью одежды.

  • При обнаружении подземного (торфяного) пожара необходимо быстрее покинуть опасное место. Идти следует осторожно, лучше всего по укатанным дорогам, или используя шест для постоянного прощупывания торфяного грунта.

  • После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению.


- Ребята, кто и как спасает от пожара? (Ответы детей).

- В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.

- В бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им пожарные.

Слайд №8,9,10.

- Профессию пожарных смело можно отнести к разряду самых опасных в мире. Бывает призвание у людей – спасать и защищать других. Такие и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза. Профессия пожарных одна из важнейших в обществе.

- Ребята, а вы не заметили, что профессии пожарного и эколога похожи? (Да, и пожарные и экологи спасают природу).

- В будущем каждый из вас может стать экологом или пожарным, а сейчас вы только юные помощники экологов, от которых тоже зависит порядок на нашей Земле. Я предлагаю вам объединиться в группы и составить правила поведения в лесу.
Работа в группах, обсуждение правил.

Слайд №11.
- Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения.

Слайд №12.

(На экране – памятка. Дети хором читают ее: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будь осторожен с огнем!»)

- Современный источник огня – спички. Маленький неприметный коробок стоит совсем недорого, но в нем таится власть над природой. Стоит только чиркнуть головкой спички о поверхность коробка, как возникает огонь. Изумительно! Но сколько несчастных случаев происходит от того, что дети играют с огнем! Не забудьте, огонь приручен, но он всегда выжидает момента рассчитаться с человеком и плодами его трудов! Никогда не разжигай без родителей огонь в лесу! Не выпускай на свободу дикого зверя!


  1. Закрепление и проверка полученных знаний.

Тест

  1. Что растет в тайге?

А) дубы, сосны, ели;

М) пихты, ели, лиственницы;

К) березы, липы, лиственницы.
2. Охрана лесов – это…

Б) обязанность государства;

О) обязанность государства и долг каждого гражданина;

В) забота самих обитателей леса.
3. Как называется наука о лесных пожарах?

Л) пирология;

К) экология;

Д) геология.


  1. Материал, который на солнечном свете фокусирует лучи как зажигательная линза.

Е) пластмасса;

О) стекло;

А) железо.


  1. Что нельзя делать в лесу?

Б) кричать;

Д) жечь костры;

Ж) бегать.


  1. При каком пожаре горят кроны деревьев?

Е) при верховом;

Г) при низовом;

Д) при подземном.


  1. Как тушат только что начавшийся пожар?

Р) задувая пламя;

М) накрывая пламя собственной одеждой;

Ц) сбивая пламя веником из зеленых веток.
- Правильно ответив на вопросы теста, вы прочтете слово. (Молодец)

6. Рефлексия.

- Как вы оцениваете важность сегодняшнего урока?

- О чем заставил задуматься? Поделитесь своими мыслями.

- Как вы оцениваете в целом работу класса?

- Кому захотелось сказать спасибо? Почему?
- Любите родную природу -

- Озера, леса и поля.

- Ведь это же наша с тобою

- Навеки родная земля.

- На ней мы с тобою родились,

- Живем мы с тобою на ней.

- Так будем же, люди, все вместе

- Мы к ней относиться добрей.
Домашнее задание: составить памятку «Как разводить костер в лесу».

Литература:

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 3 кл. – Самара: Корпорация «Федоров», Учебная литература, 2009.

2. Мы и окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. Часть II / авт.-сост. И.Г.Смирнова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «ВАКО», 2005.

4. Большая книга знаний – Москва: «Махаон», 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерных программ начального образования фгос (утверждён...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373, на основе Примерной основной образовательной программы...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курноскиной Ольги Николаевны, учителя русского языка и литературы высшей категории мкоу сош №10 г. Черкесска
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconУрок 16. Тема: Смена времён года (2-й урок)
Оборудование: скрепка, игла, ножницы и магнит; плакат «Всемирное тяготение» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconМоу-новощаповская сош имени П. П. Едунова Открытый урок по окружающему миру
Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли)
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconРабочая программа по окружающему миру Класс: 2
Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основу рабочей программы по окружающему миру для 3 класса бгоу гимназии 1257 положена авторская программа, разработанная Н. Я....
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconПрограмма по окружающему миру курс «Мир вокруг нас»
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного...
Урок по окружающему миру учителя 3 «А» класса моу гимназии №2 Вольвич Ольги Николаевны iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса учителя высшей категории
Филиал мбоу «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района рт «Малокайбицкая начальная общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск