Скачать 396.05 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа по географии 9 класс на 2013–2014 учебный год
Саранск 2013 1. Пояснительная записка На заключительном этапе второй ступени обучения преподается курс «География России», который задуман как центральный в системе географического образования и предполагает комплексное изучение территории России, экономики России. Программа составлена для учащихся 9 А класса на 2013–2014 учебный год. Программа рассчитана на 68 часов обучения, предполагает 14 практических работ, 10 проверочных и контрольных работ 1 мероприятие. Программа составлена по учебнику: География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова и др. – М. : Дрофа, 2009. – 287 с. Главная цель – сформировать у школьников целостный географический образ России на основе ее комплексного изучения. Задачи: 1. научить оценивать разные виды положения и обеспеченность природно-ресурсным потенциалом страны и отдельных ее частей, их влияние на хозяйственную деятельность человека, 2. характеризовать межотраслевые комплексы, сформировать образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны 3. сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире. Курс географии в 9 классе формирует представления главных особенностях экономики вторичного и третичного секторов России, об экономическом и хозяйственном состоянии макрорегионов России. И на их основе изучаются особенности экономики Республики Мордовия и г. Саранска. 2. Общая характеристика учебного курса география 9 класса. Настоящая программа по географии России для 9 класса полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит региональный компонент по географии своей области, изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины. 3. Место географии в базисном учебном (образовательном) плане. Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Население и хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов, 2 часа в неделю. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. В структурном отношении курс состоит из введения и 2 основных разделов: I - «Хозяйство России», II - «География крупных регионов России». В курсе «Население и хозяйство России» в первом разделе изучается материал о вторичном и третичном секторах экономики России, расписываются отрасли хозяйства и их особенности. Во втором разделе курса характеризуются особенности районирования России, выделяются основные признаки районирования и на их основе выделяются макрорегионы на территории страны. Программа содержит практический компонент (20%). Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях экономики современной России, особенностях районирования территории страны. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса географии в 9 классе. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; – осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); – осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; – осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; –осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; – эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; – патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; – уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; – готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; Метапредметными результатами изучения курса «География» в 9 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).
– Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. – Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. – Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). – Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. – Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). – Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. – Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). – Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. – В ходе представления проекта давать оценку его результатам. – Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. – Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности: 1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; 2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: 1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; 2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; 3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. – Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. – Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. – Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. – Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. – Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания. – Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. – Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
– Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. – В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). – Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. – Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. – Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметными результатами изучения курса «География» в 9 классе являются следующие умения: – осознание роли географии впознании окружающего мира: – объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; – объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований; – аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; – объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов. – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: – определять причины и следствия геоэкологических проблем; – приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; – оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире. – использование географических умений: – прогнозировать особенности развития географических систем; – прогнозировать изменения в географии деятельности; – составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем. – использование карт как моделей: – пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; – определять по картам местоположение географических объектов. – понимание смысла собственной действительности: – формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; – выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. 5. Содержание программы: Географическое положение и население России – 3 ч. Географическое положение. Государственная территория. Население, национальный состав, миграция населения России. Вторичный сектор экономики – 16 ч. Отрасли вторичного сектора экономики России. Уровень их развития, состав и географическое распространение по территории России. Третичный сектор экономики – 9 ч. Отрасли третичного сектора экономики России. Уровень их развития, состав и географическое распространение по территории России. Районирование России – 1 ч. Принципы выделения районов России. Европейская Россия (Западный макрорегион) – 24 ч. Общая характеристика Европейской России. Географическое положение, состав, природа, население и хозяйство регионов Европейской России. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) – 15 ч.. Общая характеристика Азиатской России. Географическое положение, состав, природа, население и хозяйство регионов Азиатской России. 6. Учебно-тематическое планирование
|