№
п/п
| Тема урока
| Количество часов
| Тип
урока
| Программное содержание
| Требования к уровню подготовленности
учащихся
| Вид
контроля
| Основные методы и приемы
| Домашнее задание
|
УУД
| Введение (1 ч.)
| 1
| Введение. Что окружает человека
| 1
| Комбинированный
| Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
| Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком; выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю
| Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы
| Работа со шмуцтитулом.
Учебный диалог: «Что такое окружающий мир».
«Чтение» схемы.
Логические задачи на сравнение, анализ, классификацию информации.
Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты.
| Уч., с. 6–7, 12.
РТ, с. 5, 6, 7
| Интеллектуальные действия: классификация по признакам, обобщение изученного материала, сравнение, анализ, логические действия (выбор правильного ответа из предложенных.
Регулятивные действия: внимание, самоконтроль
| «Кто ты такой?» (14 ч.)
| 2 (1)
| Я, ты, он, она… все мы люди.
| 1
| Комбинированный
| Человек – живое существо, организм. Физические качества и внешний вид человека. Чем люди похожи, чем они различаются. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении.
| Уметь читать и анализировать текст учебника; работать со словом «изобретение» (например, придумывают предложения)
| Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы
| Анализ шмуцтитула.
Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети».
Инд. задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану).
Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов.
Дифференцированная работа: чтение стихотворения Р. Сефа и игра «Кто быстрее»
| Т/у в РТ, с. 10–12.
РТ, с. 12–13, № 1, 2
| Речевые умения: рассказ-описание.
Интеллектуальные действия: сравнение, группировка, выделение существенного признака.
Регулятивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.
Личностная позиция: признание права любого человека на индивидуальность: мотивация учебной деятельности.
| 3-4
(2-3)
| Наши помощники – органы чувств.
| 2
| Комбинированный
| Органы чувств человека, их значение для познания окружающего мира. Как человек определяет вкус, запах, цвет, звук, боль. Почему нужно беречь органы чувств.
| Углубить знания об органах чувств. Уметь использовать слово «чувство» как
научный термин и синоним нового слова «ощущение»
| Текущий
| Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материал, температуру».
Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружающих предметов».
Чтение и обсуждение текстов.
Учебный диалог: «обладают ли животные обонянием и вкусом?»
Работа с таблицей: классификация продуктов по вкусу.
| Уч., с. 20 (П.), с. 22, з.; с. 23, з.
| Речевые умения: рассказ-рассуждение.
Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, формулировка вывода.
Креативные умения: мини-сочинение по воображаемой ситуации.
ИКТ: представление информации в виде таблицы.
Описание особенностей разных органов чувств, сопоставление органа чувств с выполняемой им функцией.
| 5-6
(4-5)
| Поговорим о здоровье.
Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».
| 2
| Комбинированный
| Что такое здоровье. Правила здорового образа жизни. Почему здоровье нужно беречь. Причины некоторых детских болезней. Как вести, если почувствовал себя плохо, произошел несчастный случай или в доме находится больной.
| Задуматься над вопросами: «что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?».
Уметь различать время по часам; соблюдать режим буднего и выходного дня.
Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила чтения, письма, чем заниматься в свободное время
| Текущий
| Учебный диалог: Что такое здоровье.
Работа с иллюстрациями: рассказы-рассуждения «Чтобы меньше болеть», «Если в доме больной».
Сюжетно-ролевая игра: «Мальчик заболел».
| уч., с. 24–30.
РТ, с. 18–22
| Интеллектуальные действия: обобщение полученной информации – создание памятки о культуре поведения
во время болезни; подготовка вывода.
Речевые умения: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.
Регулятивные действия: выполнение правил участия в сюжетно-ролевой игре.
Личностная позиция: осознание необходимости беречь свое здоровье.
| 7-8
(6-7)
| Режим дня Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных».
| 2
| Комбинированный
| Выполнение режима дня – важное условие здоровья и хорошего самочувствия. Что такое режим дня. Правила организации учебной и досуговой деятельности.
| Текущий
| Учебный диалог: «правила организации жизни школьника дома».
Составление памятки «режим второклассника».
Дифференцированное задание: чтение и обсуждение стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный».
Обсуждение проблемы: «Что можно делать одновременно»
Рассказ учителя о часах и времени.
Чтение и обсуждение текста «Этот удивительный мир».
Упражнение на определение времени по часам.
| Уч., с. 33 (П.).
РТ, с. 20–22
| Интеллектуальные действия: анализ (уметь анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника), обобщение, соотнесение сюжета иллюстрации с правилом поведения.
ИКТ: оформление информации в виде памятки.
Личностная позиция: положительное отношение к правильной организации своего дня, необходимости соблюдать режим занятий и отдыха.
| 9-10
(8-9)
| Физическая культура
| 2
| Интегрированный
| Что такое физическая культура. Какие упражнения помогут сделать человека сильным и здоровым. Почему каждый должен делать утреннюю гимнастику.
| Практический
| Урок в физкультурном зале. Игры-соревнования на выполнение различных движений и физ. упражнений.
Урок в классе. Чтение и обсуждение текста.
Физ. упражнения (показ, повторение) утренней гимнастики.
Работа с рубриками «Смешинки» и «Картинная галерея».
Беседа (с использованием иллюстративного материала: «Как стать крепким, сильным и выносливым».
Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность.
Рассказ учителя: «Закаляться каждый может».
Составление памятки «Правила закаливания».
Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.
| Уч., с. 41–42. РТ, с. 22–23
| Интеллектуальные действия: анализ результатов опыта, оценка информации, представленной на иллюстрациях.
ИКТ: использование информации для составления памятки по закаливанию.
Личностная позиция: положительное отношение к физической культуре, желание следовать правилам физического развития.
Умение характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.
| 11-13
(10-12)
| Почему нужно правильно питаться
| 3
| Комбинированный
| Для чего человеку необходимо питание. Из чего состоит пища: белки, жиры и углеводы. Как нужно питаться, чтобы получать все необходимые вещества для роста и развития. Витамины. Правила поведения во время приема пищи.
| Обсуждение вопросов: «Почему нужно правильно питаться? Есть ли у питания режим? Какие продукты полезны, а какие вредны? Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.
Уметь отличать полезное от вредного.
| Текущий
| Работа с информацией, представленной в виде схемы.
Чтение и обсуждение текста «Из чего состоит наша пища?»
Работа с иллюстрациями, представление полученной информации в таблице.
Чтение текста «О витаминах».
Дифференцированные задания: работа с текстом рубрик «Этот удивительный мир» и «Что происходило на нашей Земле давным-давно».
Составление памятки «Что полезно для организма; что вредно для организма».
Работа в парах: «Полезен ли сахар».
Дид. игра: «Умеешь ли ты есть?»
| РТ, с. 23,
№ 24.
уч., с. 45, 47–51 Уч., с. 53 (П.).
РТ, с. 25, № 27
| Интеллектуальные действия: анализ; составление алгоритма опыта и наблюдения; вывод по итога опыта.
ИКТ: «чтение» информации, представленной в виде заданий на схеме.
Рефлексивные действия: самооценка выполнения заданий.
Личностные качества: желание оценивать особенности своего питания, сравнивать его с правильным, соблюдать культуру еды.
| 14-15
(13-14)
| Почему нужно быть осторожным.
| 2
| Комбинированный
| Осторожный человек – предусмотрительный человек, который знает, как можно избежать неприятностей. Поведение на улицах и игровых площадках. Правила дорожного движения и дорожные знаки. Правила предусмотрительного поведения. Почему нужно знать свои особенности, можно ли изменить себя.
| Знать: основные правила поведения на дороге, знаки дорожного движения: запрещающие, предписывающие, предупреждающие.
Уметь выполнять Правила дорожного движения
| Текущий
| Рассказ учителя: какого человека называют предусмотрительным.
Дид. игра: «Соотнеси дорожный знак с его значением».
Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей».
Учебный диалог: «Можно ли изменить себя?»
Дифференцированное задание: работа с текстом «Почемучка – это хорошо или плохо?»
| Уч., с. 56–58 (П.);
РТ, с 27, № 30, 32
Уч. с. 58–59 (П.).
РТ, с. 29, № 34
| Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение.
Регулятивные действия: самоанализ своего поведения как пассажира и пешехода.
Речевые умения: рассказ-объяснение.
ИКТ: просмотр и обсуждение информации, считанной с компьютера.
Личностные качества: оценка жизненных ситуаций с точки зрения их возможной опасности, осознание необходимости быть осторожным и предусмотрительным.
| «Кто живет рядом с тобой?» (6 ч.)
| 16-18
(1-3)
| Что такое семья.
Практическая работа «Составление семейного древа».
| 3
| Комбинированный
| Семья – часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Характер взаимоотношений в семье. Забота о старших и младших членах семьи.
| Знать об особенностях семьи как части общества; о правах и обязанностях, есть ли они у детей; основные правила поведения в семье
| Творческая работа (рисунок)
| Работа со шмуцтитулом.
Чтение и обсуждение информации, представленной на схеме.
Рассказ-описание по рисункам: «Семья Саши Соловьева».
Учебный диалог: «Семья – коллектив близких людей».
Дифференцированное задание: чтение и обсуждение стих. А. Барто «Разговор с дочкой».
Беседа: «Кто занимается домашним хозяйством» (на основе текстов).
Оценка жизненной ситуации – «Помощник».
Обсуждение проблемной ситуации «Женский и мужской труд в семье».
Работа в парах: объяснение смысла пословиц о семье.
Беседа: «Чем семья занимается в свободное время?» (с использованием иллюстраций).
Работа с рубриками «Что происходило на нашей Земле давным-давно» и «Картинная галерея».
Рассказы детей: «Семейные праздники».
Учебный диалог: «Как выбрать подарок».
Рассказ-описание: «Мой воскресный день».
| Уч. с. 67 Уч., с. 72, придумать историю РТ, с. 33. уч., с. 73–78
| Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение; логические действия (составление плана рассматривания и сравнения рисунков).
Речевые умения: рассказ-описание (составление небольших текстов о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи).
Личностные качества: положительное отношение к членам семьи, друзьям, одноклассникам; мотивация учебной деятельности. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. Оценка жизненных ситуаций с точки зрения взаимоотношений ребенка и членов семьи.
Креативные умения: речевая деятельность в условиях воображаемой ситуации.
| 19-21
(4-6)
| О правилах поведения
| 3
| Комбинированный
| Какие бывают правила и зачем их создают. Когда появились правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Кого называют друзьями. Правила дружбы. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике
| Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей.
| Текущий
| Обсуждение проблемы: «Зачем придумали правила поведения».
Работа со схемой: «Какие бывают правила».
Рассказ-описание: «Радость», «Удивление», «Жалость» (по выбору).
Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «У Вари был чиж».
Учебный диалог: обсуждение разных жизненных историй.
Беседа: «Правила дружбы».
Ролевая игра: «Какие жесты и мимика могут обидеть».
Учебный диалог: «Правила поведения в театре».
Ролевая игра: сценки в театре.
Работа в группах: оценка поведения детей.
| Уч., с. 81, придумать рассказ.
РТ, с. 40–41
| Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение.
Речевые умения: рассказ-описание; объяснение слов нравственного содержания.
Личностные качества: осознание необходимости выполнять правила поведения; выполнение правил взаимодействия в сюжетно-ролевой игре.
ИКТ: «чтение» информации, представленной на схеме.
Реализация правил поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
| «Россия – твоя Родина» (13 ч)
| 22
| Родина – что это значит
| 1
| Комбинированный
| Родина, отечество, родная страна – место, где человек родился, где он живет, учится, работает, создает семью, дружит и т. д. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь.
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.
Уметь использовать эти знания для обогащения жизненного опыта
| Текущий
| Чтение учителем и обсуждение текста «О чем рассказал папа».
Рассказ-рассуждение: «Почему папа скучал по родному дому?»
Индивидуальная работа: объяснение значения пословиц.
Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Вечерний звон» (рубрика «Картинная галерея).
Чтение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко»: сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы.
| Уч., с. 87 (П.);
РТ, с. 36, № 4
| Интеллектуальные действия: сравнение произведений разных видов искусств; оценка возникших эмоций.
Личностные качества: мотивация учебной деятельности; эмоциональное отношение к природе родного края, малой родине.
Речевые умения: обогащение словаря словами-синонимами; рассказ-рассуждение, рассказ-описание.
| 23-24
(2-3)
| Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.
| 2
| Комбинированный
| История рассказывает о событиях и людях прошлого. Как ученые изучают прошлое. Как можно узнать о прошлом города. Как Русь начиналась. Предки русских людей – славяне
| Знать общие исторические сведения из жизни славян; как Русь начиналась
| Текущий
| Учебный диалог: «Различение понятий «история», «случай»».
Упражнение на определение исторического времени.
Беседа: «Как можно узнать об истории города» (на основе иллюстраций и текстов).
Чтение о обсуждение текста «Как можно узнать о прошлом города?»
Чтение о обсуждение текста «Как Русь начиналась».
| Уч., с. 100–101 Уч., с. 101–102. РТ, с. 51, № 4
| Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, логические действия.
Речевые действия: рассказ-описание.
Познавательные действия: ориентировка в понятиях «настоящее», «прошлое», «будущее».
Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения заданий.
Личностные качества: эмоциональное отношение к родной стране, ее культуре и истории.
| 25-26
(4-5)
| Москва – столица России.
| 2
| Комбинированный
| Москва – столица России, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы.
| Знать основные достопримечательности Москвы.
| Текущий
| Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин А. Васнецова «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Дмитрии Донском».
Ролевая игра: «Путешествие по Москве»
Задание: ты – экскурсовод, проведи зкскурсию по Москве (с использованием иллюстраций).
Выставка фотографий «Москва – столица России».
| Рассказ о Москве
| Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, оценка.
Речевые умения: рассказ-описание (с опорой на иллюстрации) – воспроизведение событий, связанных с историей Москвы.
| 27
(6)
| Города России
| 1
| Комбинированный
| Города России. Санкт-Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов.
| Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации
| Текущий
| Ролевая игра: «Путешествие по городам России».
Задание: ты – экскурсовод, проведи зкскурсию по городу (с использованием иллюстраций).
Рассматривание иллюстраций (фото) городов России, составление рассказа-описания «Города «Золотого кольца России»».
| Уч., с. 94–96, задание
| Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, оценка.
Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения заданий.
Личностные качества: эмоциональное отношение к родной стране, ее достопримечательностям, культуре и истории.
Речевые умения: рассказ-описание.
| 28
(7)
| Родной край – частица Родины.
| 1
| Экскурсия
| Россия – огромная страна, в которой живут разные народы, есть много городов, сел, деревень. Каждый край чем-то знаменит. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Знаменитые люди родного края.
|
| Текущий
| Экскурсия по родной деревне: знакомство с достопримечательностями.
Индивидуальное задание: рассказ-описание «Моя деревня».
Урок в классе: работа с иллюстрациями и текстами.
| Уч., с. 98–99, з.
| Интеллектуальные действия: сравнение, обобщение; использование накопленных знаний для решения логических задач.
Речевые умения: рассказ-описание достопримечательностей родного края (с опорой на иллюстрации).
| 29-30
(8-9)
| Как трудятся россияне
| 2
| Комбинированный
| Культура создается трудом людей. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – всему голова.
| Знать важное обществоведческое понятие «труд – основа жизни»
| Текущий
| Решение проблемы (выбор альтернативы): зачем человек трудится.
Работа со схемой «Зачем человек трудится».
Игровая минутка: «чтение» рисунков (какие пословицы «спрятаны» в рисунках).
Учебный диалог: обсуждение проблемы «Хлеб в жизни человека».
Дидактическая игра: «Хлебные изделия».
Рассказ учителя: «Труд славян в сельской местности».
Чтение и обсуждение текста «Русская трапеза».
Составление рассказа-описания по картине А. Пластова «Жатва» с опорой на план.
| РТ, с. 52, № 9, 10 Уч., с. 103–107.
РТ, с. 53, № 12–13
| Интеллектуальные действия: выбор альтернативы; анализ, построение доказательств; логические действия по расшифровке рисунков, рисующих сюжет пословиц..
ИКТ: «чтение» информации, представленной в виде схемы.
Личностные качества: эмоциональное отношение к родной стране, людям труда; интерес и желание трудиться.
Речевые умения: объяснение смысла пословиц о труде; рассказ-описание по картине; правила участия в диалоге.
| 31
(10)
| Все профессии важны.
| 1
| Комбинированный
| Профессии и их значение для человека и общества. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
| Знать, как человек выбирает профессию, когда задуматься о будущей специальности
| Текущий
| Чтение и обсуждение текстов «О труде фермера», «Чем занимается экономист».
Упражнения: первые шаги в работе с компьютером.
Чтение и обсуждение текста «Как трудились в городах».
Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа «Чем занимались славянские женщины» (с опорой на рисунки учебника).
Дифференцированное задание: работа с рубрикой «Что происходило на нашей Земле давным-давно».
Индивидуальное задание: «Расскажи о профессии» (с опорой на рисунки).
| РТ, с. 54–55, № 14, 17
| Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, составление характеристик.
Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-рассуждение.
ИКТ: знакомство с компьютером.
| 32-33
(11-12 )
| Мы – граждане России.
| 2
| Комбинированный
| Граждане Российской Федерации. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Государственная символика. Конституция – главный закон России.
Права и обязанности граждан России. Права детей России.
| Знать понятие «многонациональный народ России»; что каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру
| Текущий
| Рассказ учителя о государственном устройстве России.
Рассматривание государственных символов России (герба, флага).
Рассказ учителя о правах граждан страны (с использованием иллюстративного материала).
Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукции Н. Богданова-Бельского «Устный счет».
| Уч., с. 114–115.
| Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, составление характеристик.
Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-рассуждение.
| 34
(13)
| Россия – многонациональная страна
| 1
| Комбинированный
| Россия – многонациональная страна. Каждый человек имеет национальность. Все граждане России – россияне. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
| Текущий
| Встреча с родителями.
Рассказы родителей и детей: «Мой народ, моя национальность».
Выставка: «Культура разных народов».
| РТ, с. 50, № 1–3
| Интеллектуальные действия: сравнение, обобщение, классификация.
Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-описание.
| «Мы – жители Земли» (9 ч)
| |