Скачать 49.01 Kb.
|
77 Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии 2010 – 2011 года 8 класс 1 заочный тур Требовании к оформлению работы:
Городская олимпиада по химии 8 класс Центр городских предметных олимпиад. 4. На первом листе написать следующие данные:
5. Пожелания жюри:
ЗАДАНИЯ 1. В течение тысячелетий алхимики пытались найти "философский камень" - некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию - превращение простого металла в серебро или золото. Это случилось в 1676 году. Монах-алхимик Зайлер провел опыт получения золота из ртути в присутствии императора Леопольда I и нескольких его придворных. Местом опыта была секретная лаборатория императора - любителя алхимии, которая находилась в мрачном подвале с узкими окнами и освещалась факелами на стенах. Зайлер облепил воском щепотку красного порошка, который он называл "философским камнем" и бросил в кипящую в тигле ртуть, затем он стал перемешивать смесь довольно толстой деревянной палкой. Повалил густой едкий дым, который заставил всех отвернуться от тигля и отойти подальше. Зайлер приказал слуге еще сильнее раздуть мехами огонь под тиглем и бросил в ртуть несколько углей, которые тут же сгорели сверкающим пламенем. Когда жидкость перелили из тигля в плоскую чашу, все увидели, что ртути стало значительно меньше… Постепенно расплавленный металл затвердел и засверкал золотисто-желтым цветом; вместо ртути в чаше оказалось золото. Тот час же пробу полученного металла отнесли к придворному ювелиру. Через некоторое время тот объявил: получено чистейшее золото! Действительно ли Зайлер получил золото или ловко обманул императора? Предложите свой метод получения золота с участием ртути. 2. Однажды вечером, за чашкой вечернего чая у Копатыча, Лосяш задумался в какой последовательности добавить сахар и сливки: “Следует ли добавить порцию сливок в чай, перед тем как положишь сахар и начнешь его размешивать? Или необходимо сначала положить и размешать сахар, а потом добавить сливки?” Помогите Лосяшу составить последовательность действий, имея ввиду что порция сливок – 10 мл, их температура – 50С (из холодильника), объем чая – 90 мл, его температура – 900С. Растворимость сахара в чистой воде составляет 179 г на 100 г воды при 00С, а при 1000С – 487 г на 100 г воды. Считайте, что растворимости сахара в воде, чае и чае со сливками совпадают. 3. Какие соли можно получить а) смешением двух кислот; б) смешением двух оснований? Напишите уравнения химических реакций и назовите эти соли и исходные соединения, из которых они получаются. 4. В математике существует переместительный закон сложения, который гласит: "Если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменяется". Это правило является верным в математике. Для химии его можно перефразировать следующим образом: "От изменения порядка введения реагентов результат химической реакции не изменяется". Насколько применимо подобное утверждение к химическим реакциям? Приведите примеры реакций как подтверждающие, так и опровергающие это утверждение. 5. Гомеопатия — раздел медицины, использующий для лечения очень малые дозы и концентрации веществ. Малые концентрации получают путем последовательного разведения. Вещество разбавляют в 10 (децимальное разбавление) или 100 (сотое разбавление) раз, то что получилось - еще во столько же раз и т.д. Знак D3 означает, что вещество три раза разбавляли в 10 раз, C3 — 3 раза в 100 раз. Гранула препарата мышьяка C6, весит 75 мг. Сколько атомов мышьяка ней находится? Сколько (примерно) сотых разведений необходимо сделать, чтобы в 1 литре раствора не содержалось ни одной молекулы растворенного вещества? Почему в гомеопатических препаратах часто можно встретить обозначение D3 и С6, но никогда — D6? 6. На одном из уроков учитель химии рассказывал о железосодержащих рудах и производстве железа. Василий с интересом отметил, что содержание железа в рудах может варьировать в широких пределах в зависимости от месторождения. Он решил выяснить, сколько же железа содержится в образце красного железняка, который учитель продемонстрировал на уроке. Для этого он с помощью учителя сделал химический анализ железной руды. Сначала в химическом стакане он взвесил 8,03 г красного железняка, который затем обработал концентрированной азотной кислотой. К полученному раствору прибавил в избытке раствор гидроксида натрия. Образовавшийся коричневый осадок отфильтровал и прокалил при 900 °C. Затем взвесил прокаленный остаток, масса равнялась 3,27 г. По результатам анализа рассчитал процентное содержание железа в красном железняке. Какой результат получил Вася? Напишите уравнения всех реакций, которые осуществил Василий. 7. При нагревании смеси веществ А и В образуется углекислый газ, вода и вещество С. Соотношение количества воды, образующейся при нагревании 1 моль А и одного моль В отдельно составляет 20 : 1. Количество воды, образующейся при нагревании 1 моль вещества А, в 20 раз больше, чем количество воды, образующейся при нагревании 1 моль В. Некоторые данные о веществах А, В и С представлены в таблице. Допустим, что в результате нагревания навески смеси А и В образуется 1,100 г сухого СО2, а суммарная масса СО2 и Н2О, выделяющихся из смеси, равна 4,000 г. Определите вещества А, В и С. Напишите уравнения реакций, происходящих при нагревании. Определите массу вещества А в исходной навеске смеси. 8. Юный химик Вася смешал вместе шесть жидкостей: бензин, воду, ртуть, спирт, растительное масло, уксусную кислоту. Когда он поместил жидкую смесь в прибор для разделения несмешивающихся жидкостей, то увидел, что смесь разделилась на три слоя (см.рис.). В каких слоях: a-, b-, c- , будут находиться первоначальные жидкости. Придумайте смесь, состоящую из шести не перечисленных здесь жидкостей, такую чтобы при смешивании жидкостей образовалось два не смешивающихся между собой слоя, содержащих по три жидкости. 9. Элемент Х, открытый в 1817 году И.Берцелиусом, образует два оксида А и Б, содержащие соответственно 28,83 и 37,80% кислорода. Определите элемент Х и формулы оксидов А и Б. Напишите возможные уравнения реакций их с водой и назовите полученные продукты. 10. В Москве на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в одном из павильонов, посвященных развитию химической промышленности, школьник впервые услышал общее название некоторых широко применяемых в промышленности веществ. В начале, он подумал, что название этих веществ расшифровывается как «специальные зверьки, выведенные для облизывания котов». Как же в действительности называется группа веществ, о которых шла речь на выставке? Кратко опишите один из промышленных процессов, в которых эти вещества используются. |
Всероссийская олимпиада школьников по химии Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года по химии | Петербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга... Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений... | ||
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... Авторы: Кривошеин Олег Викторович, Баранова Татьяна Алексеевна – учителя математики Муниципального образовательного учреждения Харламовская... | Конспект урока химии в 10 классе Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ноу «Санкт-Петербургская ноу «Санкт-Петербургская гимназия «альма-матер» гимназия «альма-матер» | Сероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011 гг. Муниципальный этап Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре... | ||
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год | Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год | ||
Кулиевой Ирины Рафаэльевны по итогам 2010/2011 учебного года Центрального района Санкт Петербурга от 26. 05. 1995 №1692-р и осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Комитета... | План воспитательной работы с 9 «А» классом моу «ксош №2» на 2010-2011 учебный год На начало 2010-2011 учебного года в 9 «а» классе обучается 16 учеников. Из них 8 девочек, 8 мальчиков. 9 учащихся 1996 года рождения,... | ||
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... Вступительное тестирование по биологии для абитуриентов, поступающих в 8-ой класс | Конкурс школьных сочинений «Славен человек труда» Целью проведения Конкурса является популяризация профессий агропромышленного комплекса среди школьников с 15 декабря 2010 года по... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Московская олимпиада школьников по химии (интернет-тур отборочный заочный этап) | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию санкт-петербургская... Кузминых Ю. В., Трегубова Л. А. Бухгалтерский управленческий учет: Рабочая программа, методические указания и контрольные задания.... | Учителя- предметники городская олимпиада по химии Участие и проведение мероприятий с учащимися моу сош №23 г. Коврова в 2010-2011у г |