Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры»





НазваниеМетодическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры»
Дата публикации10.10.2014
Размер71.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Департамент образования Тульской области

ГОУ СПО ТО «Тульский промышленный техникум»

Методическая разработка

урока по теме:



«Сложные эфиры»

Разработала

преподаватель химии и биологии

Фомина Л.А.


Тема урока: "Сложные эфиры"


Цель: познакомить обучающихся с классом сложных эфиров, их свойствами, применением в промышленности и быту.

Задачи:

Образовательные:

  • дать обучающимся понятие о составе и строении сложных эфиров;

  • отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.

Развивающие:

  • формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации,

  • развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия;

  • развитие логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.

Материально-техническое оснащение: Образцы сложных эфиров, оборудование и реактивы для проведения опыта и гидролиза сложного эфира. На столах обучающихся: образцы фруктовых эссенций, оборудование для практической работы; определительные карточки для самостоятельной работы.

Дидактическое оснащение: Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2011.
Ход урока

I. Организационной момент.


Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку, порядка в группе.

Сообщение темы и плана урока, постановка цели.


Цель: подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Тема и цели урока сообщаются устно, план урока также сообщается устно.

II. Контроль и актуализация опорных знаний обучающихся.


Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится в начале урока (актуализация знаний). Результаты ее дают представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

1) Кроме углеводородов, существуют органические вещества, содержащие кислород или кислородсодержащие органические вещества. С какими из них вы знакомы?

- Спирты и фенолы.

- Альдегиды и карбоновые кислоты.

- Простые эфиры.



2) Какие соединения получаются при избытке спирта и более низкой температуре?



3) Преподаватель ставит перед обучающимися проблему. Какие соединения получаются при взаимодействии спиртов с карбоновыми кислотами?

- Все спирты взаимодействуют с кислотами, образуя соединения, называемые сложными эфирами Способность образовать сложные эфиры, является характерным свойством, как всех спиртов, так и всех кислот.

III. Изучение и усвоение нового материала.


Цель: сообщение обучающимся нового материала.

Изучение нового материала проводится по плану, который преподаватель сообщил обучающимся.

Итак, тема урока “Сложные эфиры” - запись в тетради

Что означает слово “эфир”? Где вы встречались с этим словом? - …

Преподаватель дополняет ответы обучающихся: “Эфир” - 1) Бесцветная, летучая жидкость с резким запахом, использующаяся в медицине и в технике, например, серный эфир. 2) Название среды, в которой распространяются радиоволны, например, сообщение в эфире; прямой эфир – радио – или телепередача без предварительной записи. (Словарь иностранных слов)

1. Определение. Сложными эфирами называются органические вещества, которые образуются при взаимодействии кислот со спиртами, идущими с отщеплением воды.

Общая формула: R – C = O

O – R! , где R – одинаковые или разные радикалы углеводородов

Метод меченых атомов

:

Реакция образования сложных эфиров при взаимодействии кислот и спиртов называется реакцией этерификации. Этерификации сопутствует обратный процесс – гидролиз сложных эфиров. Он состоит в том, что при взаимодействии сложного эфира с водой снова образуется кислота и спирт. Т. о., данная реакция является обратимой. И, чтобы сместить равновесие в сторону получения сложного эфира, необходимо из реакционной смеси удалять воду. Реакция этерификации, также ускоряется при действии катализаторов – минеральных кислот, например серной.

2. Номенклатура, изомерия (см. учеб. стр. 117).



Для сложных эфиров характерна только структурная изомерия (3 её вида).

1-й вид – изомерия углеродного скелета

 

2-й вид – изомерия положения сложноэфирной группировки



3-й вид - межклассовая изомерия:



3. Нахождение в природе (самостоятельно).

Сложные эфиры – вещества, широко распространенные в природе. Приятные ароматы цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлены присутствующими в них сложными эфирами.

4. Физические свойства (самостоятельно по учебнику)

Экспериментальная работа! (Образцы фруктовых эссенций под №)

Пробирка № 1

Пробирка № 2

Пробирка № 3

Пробирка № 4

Пробирка № 5

Задание: определить по запаху какие напитки находятся в пробирках (грушевый, абрикосовый, ананасовый, банановый, апельсиновый)

5. Химические свойства.

Характерное свойство сложных эфиров – взаимодействие их с водой (гидролиз). При гидролизе сложных эфиров образуется равновесная смесь эфира и воды с продуктами гидролиза:



Установление этого равновесия катализируется кислотами.

В щелочной среде реакция также идет быстрее. Гидроксид-ионы не только катализируют гидролиз, но и сдвигают равновесие в сторону образования кислоты и спирта, поскольку образующаяся кислота превращается в соль и выводится из равновесной смеси:

RCO2R! + H2O RCO2H + R!OH

RCO2H + OH- —> RCO2- + H2O

Т.о., в присутствии основания реакция гидролиза сложных эфиров доходит до конца:

RCO2R! + NaOH —> RCO2Na + R! OH

6. Получение (р. этерификации).

Практическая работа № 6 Синтез этилового эфира уксусной кислоты (см. стр. 124)

Задания:

1) По каким признакам можно судить, что образовался сложный эфир?

2) Составьте уравнение реакции.

7. Применение сложных эфиров (самостоятельно).

Сложные эфиры применяют для изготовления приятно пахнущих так называемых искусственных фруктовых эссенций. Их широко используют в производстве фруктовых вод и шипучих фруктовых порошков, кондитерских изделий, а также в парфюмерии. Многие сложные эфиры используются в производстве пластмасс, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, лаков и синтетических волокон – лавсана и т. д. Сложные эфиры в природе и технике

Сложные эфиры широко распространены в природе, находят применение в технике и различных отраслях промышленности (схема 10). Они являются хорошими растворителями органических веществ, их плотность меньше плотности воды, и они практически не растворяются в ней.


Схема 10. Применение сложных эфиров



Так, сложные эфиры с относительно небольшой молекулярной массой представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости с невысокими температурами кипения, имеют запахи различных фруктов. Их применяют как растворители лаков и красок, ароматизаторы изделий пищевой промышленности. Например, метиловый эфир масляной кислоты имеет запах яблок, этиловый эфир этой кислоты — запах ананасов, изобутиловый эфир уксусной
кислоты — запах бананов.

Сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноосновных спиртов называют во скажи. Так, пчелиный воск состоит, главным образом, из эфира пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63, кашалотовый воск — спермацет — сложный эфир той же пальмитиновой кислоты и цетилового спирта С15Н31СООС16Н33.

Важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры.

IV. Закрепление пройденного материала.


В завершение урока, преподаватель прослеживает генетическую связь между различными классами органических соединений. Проводится аналогия с неорганическими соединениями. Переход можно изобразить следующим образом: алканы ––> алкены ––> спирты ––> альдегиды ––> кислоты ––> сложные эфиры

Генетическая связь.



Среди изученных классов кислородсодержащих веществ есть изомерные (спирты и простые эфиры, одноосновные карбоновые кислоты и сложные эфиры).

Задание. Напишите формулу сложного эфира изомерного по составу пропионовой кислоте и дайте название:



V. Домашнее задание

Выучить записи в тетради.

Осуществить превращения:

  • Этан ––> этилен ––> этанол ––> ацетальдегид ––> уксусная кислота ––> пропилацетат

  • Этилен ––> этанол ––> этилацетат ––> уксусная кислота

VI. Заключительная часть. Подведение итогов урока.


Цель: дать общую характеристику работы группы, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения.

Преподаватель выставляет оценки, отмечает работу наиболее активных обучающихся, благодарит за урок.

Литература:

1. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2011.

2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев; 2007.

3. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономаре; 2007 – 314 с.

4. Органическая химия, в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е.Остроумова / учеб. для общеобразовательных учреждений. 2005 г. – 399 с.

5. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М. : Дрофа, 2008. – 222 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconТехнологическая карта урока «Сложные эфиры»
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Сложные эфиры», продолжить развитие...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconТема «Сложные эфиры»
Сложные эфиры — производные кислот, у которых атом водорода в карбоксильной группе замещен на углеводородный радикал
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этап обучения по данной теме: основной, в рамках изучения темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» по программе «Химия» 10...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» icon«Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания...
Изучить физические и химические свойства сложных эфиров, изучить понятие «реакция этерификации». Описывать и различать изученные...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» iconМетодическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск