Скачать 452.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Гуманитарный юридический колледж Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра общеобразовательных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа, к.ю.н. ________Н.М.Бородавкина "____"_____________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Химия» Специальность: 030503 –Правоведение Форма обучения: очная Оренбург 2011 Рецензент Рабочая программа дисциплины «Химия» / сост. А.И. Бабкина – Оренбург: ГЮК ГОУ ОГУ, 2011. – 24 с. Рабочая программа предназначена для преподавания общеобразовательной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 030503 –Правоведение в 1 семестре. Рабочая программа дисциплины «Химия» составлена в соответствии с Рекомендациями по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования 25.09.2011 г.(письмо Минобразования России от 19.03.2002 № 18-52-857) Составитель____________ А.И. Бабкина 18.09.2011 © Бабкина А.И., 2011 © ГЮК ГОУ ОГУ, 2011 Содержание 1 Цели и задачи программы……………………………………………………….4 1.1 Цели программы……………………………………………………………….4 1.2 Задачи программы……………………………………………………………..6 2 Место дисциплины в учебном процессе……………………………………….7 3 Организационно-методические данные дисциплины…………………………7 4 Содержание программы…………………………………………………………8 4.1 Основы органической химии …………………………………………………8 4.2 Общая химия…………………………………………………………………..11 4.3 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий……………………..13 5 Тематический план изучения дисциплины……………………………………19 5.1 Практические (семинарские) занятия………………………………………..19 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….....21 6.1 Рекомендуемая литература…………………………………………………...21 6.1.1 Основная литература………………………………………………………..21 6.1.2 Дополнительная литература………………………………………………..21 6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины………………………………21 6.2.1 Минимальные требования к оснащенности учебного процесса…………21 6.2.2 Темы рефератов……………………………………………………………..21 6.2.3 Тесты для подготовки к экзамену………………………………………….21 6.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков…………………………….....31 Лист согласования рабочей программы……………………………………..32 Дополнения и изменения в рабочей программе…………………………….33 1 Цели и задачи программы 1.1 Цели программы В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: - об основных химических понятиях и законах химии; - химических связях; - строении вещества; - химических реакциях; - о современной теории кислот и оснований; - о гидролизе солей и об электролизе расплавов и растворов солей; - прямой и обратной реакции; - эндо- и экзотермических реакциях: скорости химических реакций. знать: - формулировки основных закон химии, состав, названия и характерные свойства основных классов неорганических соединений; - современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И.Менделеева; - виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая); - основные факторы, влияющие на скорость протекания химических реакций, на смещение химического равновесия; - теорию электролитической диссоциации; - основные понятия и сущность окислительно-восстановительных реакций; - правила составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; - положение металлов в периодической системе, особенности строение атомов: свойства, получение и применение важнейших химических соединений металлов; - общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I-III групп; - свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы – железа, меди и хрома; - понятие о коррозии и способы защиты металлов от коррозии; - положение неметаллов в периодической системе химических «элементов»; - особенности строения их атомов; - состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений неметаллов; - что изучает органическая химия; - основные положения теории химического строения А.м.Бутлерова; - явление изомерии; - понятие углеводородов; - способы разрыва ковалентной связи; - общую формулу алканов; - характер связи в их молекулах: понятие гомологов; - правила систематической номенклатуры (ИЮПАК) для алканов; - общую формулу алкенов, алкинов, диановых углеводород; - гомологический ряд и виды изомерии; - строение молекулы бензола; - зависимость химических свойств от строения молекулы; - о токсичности ароматических углеводородов; - углеродный состав нефти: сущность крекинга; - основные продукты, получаемые из нефти, их применение, сущность процесса коксования угля; - определение, состав, строение. Применение, промышленное получение спиртов и фенолов; - меры по охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол; - строение молекул альдегидов и кетонов, их функциональные группы; - сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов; - эмпирические названия изучаемых монокарбоновых кислот; - строение моносахаридов (глюкозы и фруктозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), - зависимость свойств карбоновых кислот от строения карбоксильной группы и взаимного влияния атомов в молекуле; - название аминов; - строение, свойства, получение и применение сложных эфиров; - свойства алифатических и ароматических амнион (амина и анилина) и их применение; - состав, строение и свойства полимеров; - законы и теории химии; - классификацию химических реакций и условия их течения. уметь:
иметь навыки: - расчетов по химическим формулам и уравнениям реакции; - составления электронную формулу атомов элементов и графических схем; - составления структурных формул молекулярных и ионных соединений; - составления уравнений окислительно-восстановительных реакций; - составление структурных формул изомеров и названий по систематической номенклатуре; - решения расчетных задач. 1.2 Задачи программы
2 Место дисциплины в учебном процессе Программа предназначена для учащихся, избравших гуманитарное направление в обучении. Построение программы учебного курса основано на следующих идеях: Успешному изучению учащимися информации способствуют систематическое использование логических операций классификации, сравнения обобщения и т.п. символико-графические средства выражения информации (схемы, сравнительные таблицы, диаграммы и т.д.). Данная программа является нормативным документом, определяющим назначение и место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста, обучающегося в колледже. В программу колледжа включены три основных блока: 1. Основы органической химии; 2. Общая химия; 3. Роль химии в научно-техническом прогрессе. 3 Организационно-методические данные дисциплины «Химия»
4 Содержание программы Программа определяет цели изучения дисциплины, содержание учебного материала и формы организации обучения, роль и значение в будущей профессии; объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть студенты. 4.1 Раздел I Общая химия Тема 1 Важнейшие понятия и законы химии. Химический элемент. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях, закон сохранения и превращения энергии, понятие о веществах постоянного и переменного состава. Значение закона постоянства состава в химии. Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения атомов химических элементов больших периодов. s-, p-, d-, f- элементы. Изотопы. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Тема 3 Строение вещества Виды химической связи: ионная, ковалентная, металлическая. Способы образования ковалентных связей: s- s- σ – связи; s- p- σ – связи; p - p- π – связи. Межмолекулярная водородная связь, ее значение в природе. Энергия, направленность, кратность связи. Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная, металлическая. Тема 4 Химические реакции в водных растворах Механизм электролитической диссоциации щелочей, кислот, солей в воде. Реакция ионного обмена в водных растворах, условия их необратимости. Гидролиз солей. Электролиз солей. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ в органической и неорганической химии. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Тепловой эффект химической реакции. Условия, влияющие на смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Тема 5 Химия металлов Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева особенности электронного строения их атомов. Общие физические и химические свойства металлов, различие в восстановительных свойствах. Общие способы получения металлов. Понятие о сплавах. Роль металлов и их сплавов в современной технике. Электролиз. Коррозия. Оксиды и гидроксиды металлов: классификация, химическое свойства и применение. Обзор металлов главных подгрупп и побочных подгрупп. Тема 6 Химия неметаллов Обзор неметаллов по группам и периодам периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Строение простых веществ – неметаллов, свойства, применение, сравнение окислительных и восстановительных свойств. Водородные соединения неметаллов: отношение к воде, кислотам, щелочам, окислителям. Оксиды неметаллов: классификация, химические свойства и применение. Расчетные задачи 1. Расчет объемных отношений газов при химических реакциях. 2. Вычисление массы вещества или объема газов по известному количеству вещества одного их вступивших в реакцию или получающихся веществ. 3. Вычисление по уравнениям, когда одно вещество взято в виде раствора с определенной массовой долей растворимого вещества. 4. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. 5. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 4.2 Раздел II Основы органической химии Тема 7 Введение в органическую химию Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Органическая химия – химия соединений углерода. Строение атома углерода. Наличие четырехвалентных электронов. Способность атомов углерода образовывать цепи и замкнутые циклы. Многообразие углерода, их наиболее общая классификация: алифатические, карбоциклические, гетероциклические соединения. Теория химического строения (ТХС) А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории (научные социально-экономические) основные понятия. Гомология, изометрия, функциональные группы в органических соединениях. Зависимость свойств веществ от химического строения. |
Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... «Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия» | Рабочая программа по дисциплине б пищевая химия Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного... Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия... | Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета протокол №10 от 2 июля 2011 г ... | ||
Моу голубинской сош на 2011-2012 учебный год Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | Практикум по хроматографии учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая... | ||
Программа дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи... Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010 | ||
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... | Рабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б.... | ||
Рабочая программа по дисциплине с физическая и коллоидная химия Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла... | Бытовая химия, бытовая химия оптом в Новосибирске, бытовая химия... |