Скачать 254.01 Kb.
|
Управление образования администрации г. Минусинска Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» имени братьев Сафьяновых Утверждаю Директор гимназии: ________________А.Г.Огоренко ________________2008г. Программа элективного курса «Химия и здоровый образ жизни» Учебный курс подготовки для учащихся 10-11 классов с ориентацией на естественнонаучный профиль. Автор программы: О.И.Райсвих – учитель химии высшей квалификационной категории. Рецензенты: Черникова Л.С. - доцент кафедры химии – 2 ИФП СФУ, кандидат технических наук Методический совет МОУ «Гимназия №1» Т.А.Егорова Т.А. Шешина г. Минусинск, 2008г. Пояснительная записка. Интегративно-блочный элективный курс «Химия и здоровый образ жизни» предназначен для учащихся 10-11-х классов. Он направлен: 1) на удовлетворение познавательных интересов школьников в области экологической культуры человека, ведения здорового образа жизни. 2) на «поддержку» естественных предметов; 3) на обеспечение профессионального самоопределения школьников; 4) на развитие содержания нескольких базовых курсов (естественнонаучного профиля). Данная программа прошла апробацию в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №!?» г.Минусинска с 2005- по 2008 год. Программа информатизации представила автору новые возможности в ее реализации. Использование ИКТ дало шанс программе возродиться на более востребованном в настоящее время уровне. Разработчики обновленного курса предполагают, что наложение программы «Химия и здоровый образ жизни» на возможности и средства компьютера и использование современных офисных программ повысит мотивацию учащихся к получению качественного и успешного образования, поможет построить индивидуальную учебную траекторию обучения школьников. .При изучении курса учащиеся должны углубить свои знания по основным дисциплинам, получить более глубокие сведения о валеологии в школьном образовании и воспитании. Возрастает роль химии как учебного предмета в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и па производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в разных жизненных ситуациях. Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшение здоровья не только взрослого, но и подрастающего поколения побудили меня к созданию адаптированного спецкурса «Химия и здоровый образ жизни». Он предназначен для учащихся X - XI классов и прекрасно дополняет курсы органической и неорганической химии в плане рассмотрения вопросов валеологии. Один из эффективных методов формирования валеологических знаний и умений учащихся, решение задач валеологической направленности, выполнение практических работ. Оптимальное использование их в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал аргументированным и полезным в повседневной жизни. Выполняя практические работы и решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастными к проблеме формирования здорового образа жизни. Данный курс знакомит учащихся с социальными и экологическими факторами, влияющими на состояние здоровья человека. Школьники расширяют и углубляют свои знания о природе как факторе здоровья, знакомятся с новым для них понятием «болезни цивилизации». На занятиях они узнают, что к этим болезням относятся многое сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, неврозы, рак и др. Данный факультатив раскрывает зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние отдельных химических элементов и их соединений на живые организмы, в частности на организм человека. Учащиеся узнают о том, что рост уровня заболеваемости результат двух основных причин. Одна из них - недостаточная адаптированность людей к интенсивно изменяющимся условиям окружающей природой и социальной среды (загрязнение среды, стрессовые ситуации и др). Другая причина (группа факторов риска), определяется образом жизни человека- характером питания, подвижностью, режимом труда и отдыха, отношением к алкоголю, никотину, наркотикам и т.п. Таким образом, содержание данного факультативного курса направлено на формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Этот курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, просветительной работой с младшими школьниками и родителями по вопросам здорового образа жизни. Данный курс позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний, активизировать познавательную деятельность в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранения здоровья. В основу факультативного курса положен ряд общих принципов: связь курса со школьной программой по химии, биологии и другими учебными предметами; преемственность курсов; использование художественных произведений, средств наглядности в дидактических и иллюстрированных целях; экологический подход при рассмотрении отдельных процессов и явлений, освещение практической значимости веществ; активизация познавательной деятельности учащихся. Теоретическая часть факультативного курса « Химия и здоровый образ жизни» реализуется в виде лекций и рассказов с элементами беседы, семинаров, конференций, деловых игр, дискуссий. Прослеживается связь изучаемого материала с повседневной жизнью человека. 11оскольку химия-наука экспериментальная, выполняются практические работы, в ходе которых учащиеся выполняют химические эксперименты, опыты. Кроме того, принцип наглядности реализуется при демонстрации химических реакций, оборудования и наглядного раздаточного материала. Практическая часть заключается в выполнении лабораторных опытов по исследованию состава некоторых продуктов питания или выяснения токсичности некоторых химических веществ на организм человека. Учебно-методический комплект к курсу состоит из программы и дополнительных обучающих материалов, энциклопедий и электронных изданий (компакт-дисков, обучающих компьютерных программ). Программа составлена с учётом преемственности, внутрипредметных и межпредметных связей. Воспитательными целями данного курса является:
• формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, ведение здорового образа жизни, • формирование у школьников знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние. Основные задачи:
Ожидаемый результат. Учащиеся должны знать: ♦ знать о социальных и экологических факторах; влияющих на состояние здоровья человека ♦ иметь представление о правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве; Учащиеся должны уметь: ♦ работать с дополнительной, научно-популярной и справочной литературой; ♦ готовить сообщения, пользуясь периодической печатью; ♦ применять и сопоставлять полученные знания и факты на других уроках; ♦ сравнивать, анализировать, обобщать, делать собственные умозаключения и суждения в рамках изучаемого материала; ♦ писать рефераты и проекты, уметь вести научную дискуссию, защищать и выступать на научно-практических конференциях. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Оценка выставляется в форме «зачтено», «не зачтено». Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся и поддержки профиля обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям. В основу контроля и оценки уровня достижений учащихся положена рейтинговая система оценок. Основные принципы рейтинговой системы (независимость оценки от характера межличностных отношений учителя и ученика; незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания; ученик волен сам, выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее) дают инструмент, во многом схожий с механизмом экономического управления в государстве. Рейтинговая система оценок позволяет оценивать не только результат, но и процесс получения результата, ведёт к изменению представлений ученика об успешности своей деятельности и позволяет ему подняться на более высокую ступень познавательной способности. Учащимся на первом уроке объясняются цели, которые ставятся при обучении с использованием рейтинговой системы. Задачи, которые предполагается решить в результате использования этой системы, и результаты, которые планируются получить по окончанию обучения. Обосновывается минимальное число баллов, необходимое для получения зачёта. Максимальный балл за курс формируется из суммы баллов, которые могут заработать учащиеся, выполняя различные виды заданий. В процессе деятельности каждый учащийся формирует свой рейтинг из баллов, полученных за выполненные им задания. При суммировании рейтинга за два полугодия получается рейтинг учащегося за курс обучения, на основании которого выставляется итоговая оценка. Для построения рейтинговой системы оценок был составлен исходный список видов деятельности. Экспертная группа ранжировала этот список. В результате получили ранжированный список видов деятельности:
5. Выступление по дополнительной литературе. 6.Рецензия на выступление 7.Участие в конкурсе по предмету. 8.Победа в конкурсе по предмету. 9.Конспект (тестовый или в рисунках).
13. Ассистирование учителю. По мере работы список видов деятельности, ранжировка могут меняться. Для перевода этого списка в рейтинговую шкалу было определено, сколько баллов будет присуждаться за каждый вид работы. Для стимуляции ученика на деятельность высокого порядка используется неравномерная шкала. Соответствие видов деятельности (параметров) и рейтинговых чисел (весов) приведено в таблице.
Для получения оценки «зачтено» учащийся должен набрать минимум 76 баллов и выполнить обязательные контролирующие задания (программированные задания, итоговые тесты, кроссворды, конкурсы по предмету). А для получения итоговой оценки Учащийся должен набрать максимальное количество баллов - 152. Кроме того, для более полной реализации потенциальных возможностей ученика, осуществления дифференцированного подхода, развития самостоятельности и творческой инициативы разработаны дополнительные задания исследовательского и творческого характера. При этом обязательны для всех учащихся лишь контролирующие задания. Остальные задания выбирают сами учащиеся, исходя из числа баллов, которые они хотели бы получить, и из своих способностей и наклонностей. Содержание программы. Раздел 1. Питание и здоровье. Наука - о питании. Питание и культура. Основные функции питания. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Теории питания. Вегетарианское естественное ,целебное и другие виды питания. Работы И.П. Павлова, И.И. Мечникова, А.М.Уголева, Г.С.Шаталовой и других по проблеме питания. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества, микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Раздел 2. Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества. Биологическая роль, состав и строение белков. Пищеварение белков в организме человека. Белки как важнейшие питательные вещества. Потребность человека в белках и аминокислотах, основная белково-содержащая пища. Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. Биологическая роль липидов. Их строение и свойства. Потребность организма в липидах, основная липидосодержащая пища. Основные нарушеия липидного обмена. Биологическая роль углеводов. Их строение, основные свойства. Углеводосодержащие продукты и потребность человека в углеводах. Углеводы и правильное питание. Практические работы. Исследование свойств белков. Определение содержания белков в молоке. Обнаружение фермента уреазы в слюне человека. Свойства сахарозы и крахмала. Определение Сахаров в овощах и фруктах. Раздел 3. Химия и здоровья. Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Биологическая роль основных витаминов. Авитаминозы и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность. Значение овощей и фруктов в рационе питания. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания в процессе приготовления пищи.. Влияние нитратов на организм человека. Практические работы. Определение витамина «С» в овощах и фруктах. Определение содержания нитрат-ионов в овощах и фруктах. Раздел 4. Образ жизни и вредные привычки. Сильнодействующие химические вещества их свойства и влияние на организм человека. Отличие токсикомании от наркомании. Виды наркомании. Последствия бесконтрольного применения успокаивающих и снотворных. Меры профилактики наркомании в нашей стране. Причины курения. Воздействие табачного дыма на организм человека. Никотин глазами химика. Меры борьбы с курением. Влияние алкоголя на организм человека, причины и последствия. Практические работы. Исследование состава и свойств табачного дыма. Исследование токсичности бытовых веществ. Раздел 5. Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Творческие работы учащихся: ♦ биологически активные вещества, ♦ витамины с пользой для здоровья, ♦ химические вещества, как их используют в домашнем хозяйстве?, ♦ о вреде токсикомании и наркомании, ♦ человек и экология, ♦ похититель рассудка, ♦ влияние культуры знаний на отношение к курению. Творческие работы учащиеся представляют в течение года, последние два урока посвящены презентации творческих работ по теме «Химия и здоровье». Учебно-тематический план курса.
Литература для учителя и учащихся.
Ю.Скурихин И.М., Нечаев А.П. «Все о пище с точки зрения химика»- М.Высшая школа; 1991. 11.Сомин Л.Е. «Увлекательная химия» - М:Просвещение 1978. 12.Толстогузов В.Б. «Новая пища - фундамент цивилизации будущего» Химия и жизнь 1987г. №4. 13.Химия в школе №7 2003г. 14.Чернобыльская Г.М. «Методика обучения химии в средней школе» - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 15.Уголев А.М. «Новая теория питания»/Наука и жизнь 1986г №8 16.Шаталова Г.С. «Формула здоровья и долголетия» М: Культура и традиция 1992г. 17.«Энциклопедический словарь юного химика», М: ПедагогикаД995. 18.Эстрин Э.Р. ЗлотниковЭ.Г. Особенности организации экспериментальных работ // Химия в школе.-1997 -№4 с.66-68 19.Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя. Москва Просвещение 1986г. Результаты деятельности при изучении элективного курса «Химия и здоровый образ жизни» Результаты деятельности учащихся при изучении элективного курса «Химия и здоровый образ жизни»
|
Здоровый образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают... | Конспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни.... Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности | ||
Программа элективного курса по валеологии «здоровый образ жизни» В связи с проблемами современности, с которыми приходится сталкиваться обществу, в первую очередь нашей молодежи, при формировании... | Анализ медицинского обеспечения Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т... | ||
Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни!» Умение вести здоровый образ жизни Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание... | Положение о проведении республиканской акции «Молодежь за здоровый... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района... | ||
3. Здоровый образ жизни и физическая культура Следим за меняющимися тенденциями, покупаем модные журналы. Мода капризна и быстротечна, не всегда уместна в нашей жизни. Как говориться,... | Положение об открытом конкурсе рефератов Фонда развития науки и поддержки молодых ученых в рамках подготовки I общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие... | ||
Информационная справка о проведении межведомственной акции «За здоровый образ жизни», Распоряжением главы администрации Центрального района от 23. 03. 2012г. №257-р «О проведении межведомственной... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент».... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080115. 65... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080105. 65... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения... | Мы здоровое поколение великой страны Здоровый образ жизни – это правильное питание, ежедневное занятие спортом и свежий воздух. Все эти признаки обеспечивают здоровый... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления | Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления 020500.... |