Скачать 230.16 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к календарно- тематическому планированию Учебного материала по дисциплине (курсу) химии на 2013-2014 учебный год 11 класс Учитель Рыжкова Надежда Викторовна Количество часов в неделю – 1 Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) автор О. С. Габриелян , 2011г Учебный комплекс для учащихся: О. С. Габриелян Химия 11 класс . Базовый уровень .- М. : Дрофа. 2011 Нали чие методи ческих разработок для учителей: 1. Габриелян О. С. , Яшукова А. В. Химия 11 класс . Базовый уровень. Методическое пособие. – М. : Дрофа. 2. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в средней (полной) школе – М.: Дрофа.2007 Календарно-тематическое планирование курса «Химия 11 класс» составлено на основе программы курса химии для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) автор О. С. Габриелян год издания 2011 для общеобразовательных учреждений . Содержание календарно-тематического планирования курса «Химия 11 класс» соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования учебному плану школы на 2013-2014 учебный год и БУПу 2004 год. Тематическое планирование курса «Химия 11 класс» рассчитано на 1 час в неделю (34часа в год). В работе используется учебник: О. С. Габриелян Химия 11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. Для повышения качества знаний и развития навыков по практическому использованию полученных знаний в календарно- тематическом планировании предусматривается выполнение 9 лабораторных работ, 2 практические работы. Контроль и оценка знаний обучающихся предусматривается в конце каждой темы в виде тестирования и контрольно-обобщающих уроков. Базовый уровень Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. ОБЩАЯ ХИМИЯ (1 ч в неделю, всего 34 ч) Тема 1 Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч) Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях: s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов, IIериодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закон а. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины, изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и: периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов. Д. И. Менделеева. Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек. Тема 2 Строение вещества (14 ч) Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. IIолимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение, Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы: кислотные дожди, парниковый эффект; и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Твердое с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значения и применение. Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем: в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая: (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изде-лий из них.Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия» природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных, состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия: из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами. Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов. Тема 3 Химические реакции (8ч) Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и: органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой: эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции: горения, как частный случай экзотермических реакций. Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения к катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства, на примере синтеза аммиака или серной кислоты. Роль воды в химической реакции. Истинные растворы, Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии. Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Окислительно- восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях, Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих, с образованием: осадка» газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом, Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие, цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и катализы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей. Т е м а 4. Вещества и их свойства (9 ч) Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия.. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами» оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Соли. Классификация солей; средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и- медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы. Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; 6} неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли. Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. Учебно - методический комплект: 1. Химия. 11 класс: Учеб.для общеобразоват. учреждений ∕ О.С.Габриелян, Лысова Г.Г. – М.: Дрофа. 2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга для учителя. Химия. 11 кл.: В 2ч. – М.: Дрофа. 3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. – М.: Дрофа. 4. Химия. 11 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С., Лысовой Г.Г. «Химия» ∕ О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.: Дрофа. 5. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. - М.: Дрофа. 6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа. 7. Габриелян О.С. Методические рекомендации по использованию учебника Габриеляна О.С., Лысовой Г.Г. «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа. 8. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа. 9. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 11 класс. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа. |
Рабочая программа по химии составлена на основе программы курса химии... О. С. Габриелян, М.: Дрофа 2011г и учебного плана мбоу «Средняя общеобразовательная школа №22» | Рабочая программа по химии 10 класс (34 часа) Пояснительная записка Программа курса химии для 10 -11 кл общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ из сборника Программа курса химии для 8 -11... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень),... | Габриелян О. С программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений Программы курса химии для X-XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы: И. Г. Остроумов, А. С. Боев. (Программы... | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян.... Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы... | Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных... | ||
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), использована... | Тематическое планирование 10 класс Классы Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов... | ||
Автор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений // Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а также Программы курса химии для 10-11 классов... | Рабочая программа по химии для 11л класса составлена на основе Примерной... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), а так же Программы курса химии для VIII-XI... | ||
Из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных... Программа курса химии для 8-9 кл общеобразовательных учреждений./ из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных... | Габриелян О. С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных... |