Скачать 119.77 Kb.
|
Тема: Химическая связь. Учитель химии – Тухта Валентина Анатольевна. Программа 11 класса, учебник О.С. Габриеляна Химия 11 класс. На изучение данной темы я отвожу 6 часов. Если на предыдущих этапах изучения химии учащиеся знакомились с многообразием веществ и установлением взаимосвязи между строением, составом и свойствами вещества, то при изучении данной темы в 11 классе они узнают о новой возможности атомов образовывать химические связи определенной направленности в пространстве. Уроки по данной теме я планирую следующим образом:
Цель уроков: Обобщить, систематизировать знания по теме; создать на уроке атмосферу поиска и сотрудничества, дать каждому ученику возможность достичь успеха. Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Предварительная подготовка:
Оборудование:
Уроки №1 - 2. Виды химической связи, типы кристаллических решеток, свойства веществ (КОО по методике «Взаимообмен знаниями»). Ход урока. Во вступительном слове обосновывается необходимость изучения данной темы, напоминается алгоритм работы по методике «Взаимообмен знаниями» в системе КСО, учащиеся делятся на 4 группы, каждая группа получает свое задание на карточках, работает с электронными учебниками. Карточка 1. Тема: Ковалентная неполярная связь. Свойства веществ с ковалентной неполярной связью. Молекулярная и атомная кристаллические решетки. I. Изучите и объясните партнеру:
характер химических элементов – ковалентную неполярную связь образуют атомы неметаллов с одинаковой электроотрицательностью. механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные неспаренные электроны: общая электронная плотность в равной мере принадлежит обоим атомам.
- При обычных условиях вещества газообразные (водород, кислород), жидкие (бром), твердые ( иод, фосфор). - Большинство веществ сильнолетучие, т.е. имеют очень низкие температуры плавления и кипения. - Растворы и расплавы веществ электрического тока не проводят. Почему? Если в молекулах простых веществ ковалентная неполярная связь, то между молекулами действуют очень слабые межмолекулярные силы. Это приводит к образованию сильнолетучих веществ с молекулярной кристаллической решеткой. В твердом виде в узлах кристаллической решетки вещества находятся неполярные молекулы, Электроны, осуществляющие ковалентную неполярную связь, по кристаллу не перемещаются. Такое строение является причиной общих свойств: вещества с молекулярной кристаллической решеткой электрического тока не проводят. Рассмотрим образование химической связи в алмазе(см. модель кристаллической решетки алмаза). Алмаз самое твердое и тугоплавкое вещество. Следовательно, в узлах кристаллической решетки алмаза находятся не молекулы, а атомы углерода, связанные посредством ковалентной неполярной связи. Кристаллы алмаза имеют атомную кристаллическую решетку. Кристаллы с атомной кристаллической решеткой образуют также кремний, германий, бор. II. Рассмотрите на рисунке или моделях кристаллические решетки иода и алмаза. III. Познакомьтесь с образцами веществ, имеющих ковалентную неполярную связь. Вопросы и задания для самоконтроля.
Карточка 2. Тема: Ковалентная полярная связь. Свойства веществ с ковалентной полярной связью. Молекулярная и атомная кристаллические решетки. I. Изучите и объясните партнеру:
характер химических элементов – ковалентную полярную связь образуют атомы неметаллов с разной электроотрицательностью. механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружние неспаренные электроны: общая электронная пара смещена к более электроотрицательному атому.
- При обычных условиях вещества газообразные, жидкие, твердые. - Большинство веществ имеют относительно низкие температуры плавления и кипения. - Растворы многих веществ проводят электрический ток. Почему? Если в молекулах простых веществ ковалентная полярная связь, то молекулы притягиваются друг к другу своими противоположно заряженными полюсами, но с меньшей силой, чем ионы. Это приводит к образованию молекулярной кристаллической решетки, в узлах которой находятся полярные молекулы. Поскольку межмолекулярные силы не велики (по сравнению с силами между ионами), то вещества с молекулярной кристаллической решеткой летучи, т.е. имеют довольно низкие температуры плавления и кипения. II. Рассмотрите на рисунке или моделях кристаллическую решетку твердой воды, объясните партнеру ее строение. III. Познакомьтесь с образцами веществ, имеющих ковалентную полярную связь, предскажите их физические свойства, сверьте свои предположения со справочным материалом. Вопросы и задания для самоконтроля.
Карточка 3. Тема: Ионная связь. Свойства веществ с ионной связью. Ионная кристаллические решетки. I. Изучите и объясните партнеру:
характер химических элементов –ионную связь образуют атомы типичных металлов и атомы типичных неметаллов , резко отличающиеся друг от друга по электроотрицательности. механизм образования связи: атом металла отдает наружные электроны, превращаясь в катионы; атомы неметаллов присоединяют электроны, превращаясь в анионы. Образовавшиеся ионы взаимодействуют электростатически. Примеры образования ионной связи: хлорид натрия, фторид кальция. Свойства веществ с ионной связью: - При обычных условиях вещества твердые. - Большинство веществ имеют высокие температуры плавления и кипения. - Растворы многих веществ проводят электрический ток. Почему? Если связь ионная, то в узлах кристаллической решетки находятся противоположно заряженные ионы, между которыми во всех направлениях действуют значительные электростатические силы. Они обуславливают образование твердых, нелетучих веществ, имеющих ионную кристаллическую решетку. II. Рассмотрите на рисунке и моделях кристаллическую решетку хлорида натрия, объясните партнеру ее строение. Чем обусловлена ее прочность? III. Познакомьтесь с образцами веществ, имеющих ионную связь, найдите в справочнике температуры плавления этих веществ и обсудите с партнерами их значение. Вопросы и задания для самоконтроля.
Карточка 4. Тема: Металлическая связь. Свойства веществ с металлической связью. Металлическая кристаллическая решетка. I. Изучите и объясните партнеру: 1.Признаки металлической связи: характер химических элементов – металлическую связь образуют атомы металлов. механизм образования связи: атом металла отдает наружные электроны, превращаясь в катионы; Ионы металлов не в состоянии связать электроны из-за огромной скорости их движения. Поэтому электроны, движущиеся в металле, являются общими для всех ионов металлов. Металлическая связь, следовательно, осуществляется при помощи металлов и общих для них электронов, т. е. за счет электростатических сил.
- высокая, электрическая проводимость, уменьшается с повышением температуры металла. - высокая теплопроводность; - пластичность, ковкость; - характерный «металлический» блеск; - широкие пределы изменения плотности, прочности, твердости, температуры плавления. 3. Почему? Кристаллическая решетка, в узлах которой находятся положительно заряженные ионы металла, связываемые относительно свободными электронами, движущимися по всему объему кристалла, называется металлической. Для металлов характерны кристаллические решетки с плотной упаковкой ионов в узлах. Прочность металлической связи и плотность упаковки обуславливают прочность, твердость, относительно высокие температуры плавления. То, что металлы хорошо проводят электрический ток, объясняется присутствием в них свободных электронов. С повышением температуры усиливаются колебания ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки металла, что затрудняет напраленное движение электронов и тем самым приводит к уменьшению электрической проводимости металла. Теплопроводность металлов обуславливается как высокой подвижностью свободных электронов, так и колебательным движением ионов. Кристаллы с металлической связью пластичны; в этом случаи при деформации кристалла возможно смещение ионов без нарушения связи. «Блуждающие» электроны в металле – причина «металлического блеска». II. Рассмотрите на рисунке и моделях кристаллические решетки металлов. Объясните партнеру взаимосвязь между строением кристаллов и физическими свойствами металлов. III. Познакомьтесь с образцами металлов и сплавов. Расскажите партнеру о применении некоторых из них в быту. Вопросы и задания для самоконтроля.
а) высокая, электрическая проводимость, уменьшается с повышением температуры металла. б) высокая теплопроводность; в) пластичность, ковкость; г) характерный «металлический» блеск; После того, как учащиеся отработали содержание всех карточек, заслушивается сообщение и проводится фронтальная беседа. Вопросы для фронтальной беседы:
В конце урока поясняется домашнее задание: 1. Повторить по учебнику 10 класса понятие водородной связи. 2. Подготовить презентации по видам химической связи к уроку семинару. На 3 и 4 уроках учащиеся знакомятся со свойствами химической связи: длиной, энергией, направленностью, насыщаемостью, обобщают знания по водородной связи. Урок №5-6. Урок - семинар План урока – семинара.
Используемая литература:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник Химия – вводный курс учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. С. Габриеляна-М.,Дрофа,2009 | Программа 11 класса по учебнику О. С. Габриеляна Химия 11 класс МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония» | ||
Рабочая программа курса химии ( профильный уровень ) по учебнику Габриеляна О. С., Лысовой Г. Г. Химия, 11 класс, Профильный уровень Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 12 издание,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса... | ||
Рабочая программа по химии в 8 классе по программе для общеобразовательных... Рабочая программа по химии в 8 классе по программе для общеобразовательных учреждений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Рудзитис Г. Е. Химия: неорган химия. Орган химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф.... | ||
Рабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка... «Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии... | Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Е рудзитис, Ф. Г фельдман.... Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | ||
Моу голубинской сош на 2011-2012 учебный год Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010 | ||
Тематическое планирование на 2013 2014 уч год* химия 10 класс Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] | Образовательная программа по предмету «Химия» 8-11 класс, базовый... «Программы курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений» О. С. Габриеляна | ||
Рабочая программа Общеобразовательной учебной дисциплины «химия» Специальность «Химия», примерной программы учебной дисциплины «Химия» авторов Габриеляна О. С., Остроумов И. Г., одобренной фгу «фиро» Минобрнауки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Химия,8 класс: Поурочные разработки к учебникам О. С. Габриеляна; Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой; Г. Е. Рудзитиса,... | ||
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии... Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | Тема урока: Оксиды Оборудование: учебник О. С. Габриеляна «Химия», презентация, компьютер, телевизор, образцы оксидов, образцы природных руд, содержащих... |