Скачать 104.31 Kb.
|
Химия Л.М. Шибаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО В.В. Андреюк, методист кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО В общеобразовательных учреждениях края в 2010-2011 учебном году преподавание химии осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования: разработанного в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании», и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти: - федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089); - федеральным базисным учебным планом (утвержден приказом Министерства образования России от 9 марта 2004 г. № 1312); - примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ от 25.06.2007 № 324-пр); - приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год» и приказом министерства образования Ставропольского края от 09.02.2010 № 17-пр «Об утверждении перечней учебников на 2010-2011 учебный год». Согласно приказу Министерства образования Ставропольского края № 01-54/3981 от 2 июля 2008 года предложено методическое сопровождение для формирования учебного процесса в школах края, где установлено годовое распределение часов, что дает возможность строить рабочий план на принципах дифференциации вариатиновности. В соответствии с вышеуказанными документами, структурой и содержанием концепции химического образования, а также с необходимостью подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена, основной курс химии (обязательный для всех) изучается в 8-9 классах в количестве 2 часов в неделю (140 часов), кроме образовательных учреждений с углубленным изучением предметов, лицеев и гимназий. В данных образовательных учреждениях количество часов отводимых на изучение предмета «Химия» зависит от профиля (углубление предмета начинается с 8-го класса), а также рекомендуется выделение часов на пропедевтический курс (за счет школьного компонента (от 0,5 до 1 часа). В средней (полной) общеобразовательной школе химия изучается по трем вариантам: 1.Универсальный профиль – 2 часа в неделю (140 ч. на два года обучения 10-11 кл.) 2. Химия как профильный учебный предмет по 3 часа в неделю (210 ч.) на физико-химическом и химико-биологическом профиле и по 2 часа в неделю на агро-технологическом. 3. Во всех остальных профилях химия изучается как базовый учебный предмет по 2 часа в неделю или ведется интегрированный курс «Естествознание», который включает химию, физику, биологию. На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счет компонента образовательного учреждения. Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора элективных курсов по химии. При большом числе учащихся, желающих изучать химию углубленно, школа имеет право добавлять на изучение химии к 3 недельным часам, предусмотренным для профильного уровня, еще 2 часа в неделю за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективные курсы. Содержание учебного материала, дополняющего программу по химии профильного уровня, регламентируется специальным документом ЕГЭ – кодификатором. Для проведения итоговой аттестации по химии выпускников средней (полной) школы в форме ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы, составленные с учетом следующих документов: - обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 19.05.98 г. № 1236); - обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России от 30.06.99 г. №56); - федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г № 1089). В нормативных документах о проведении ЕГЭ отмечено, что по итогам обучения химии выпускники средних общеобразовательных учреждений должны уметь: - характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева; состав, свойства и применение веществ; факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояние химического равновесия; - объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность химических реакций; - составлять формулы веществ, схемы строения атомов, уравнения химических реакций различных типов; - называть и определять вещества, их свойства, признаки классификации веществ, типы реакций и др.; - проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям; - использовать приобретенные знания для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; распознавания важнейших веществ, безопасной работы с веществами и т.д. Уровень предъявления содержания учебного материала в контрольных измерительных материалах соотнесен с требованиями Государственного образовательного стандарта к подготовке выпускников средней (полной) школы. Благодаря этому обеспечена независимость КИМов от вариативных подходов к преподаванию химии в средней (полной) школе по различным программам и учебникам. Программно-методическое обеспечение. На основании письма Министерством образования и науки РФ от 07.07.05 г. № 03-1263 и в связи с переходом на новые образовательные стандарты учителям химии рекомендуем использовать новые примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки РФ. Примерные программы по химии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, раскрывают неиспользованные резервы в структуре содержания и организации обучения. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариантивности образования – с одной стороны и его стандартизации – с другой. Учебное время на изучение разделов программ является примерным и рассчитано по ступеням образования. Программы: 1. Примерные программы основного и среднего (полного) образования по биологии, рекомендованными письмом Минобрнауки РФ от 07.07.05. г. № 03-1263. Универсальность структуры и содержания данных программ позволяет использовать любой учебно-методический комплекс, рекомендованный (допущенный) для работы в образовательных учреждениях края. В 2009-2010 учебном году утвержден следующий перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ и министерством образования Ставропольского края. Химия
Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в соответствии с государственным стандартом общего и среднего (полного) общего образования), а также систематически дополнять содержание учебника новейшими сведениями о достижениях химической науки. Учебно-методические комплекты базовых курсов по химии являются традиционными и давно используются в практике обучения. Учебно-методические комплексы для профильных классов сформированы и рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ и министерством образования Ставропольского края. Для предпрофильного изучения предмета «Химия» может быть использован учебно-методический комплекс О.С. Габриеляна, рекомендованный Министерством образования и науки РФ и министерством образования Ставропольского края: 1. Габриелян О.С., Острокмов И.Г. Введение в химию вещества. 7 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2007. – 152с. 2. Аксенова И.В., Остроумов И.Г., Сажнева Т.В. Введение в химию вещества. Методическое пособие для учителей. – М., 2007. – 104с. Для профильного изучения предмета «Химия» может быть использован учебно-методический комплекс О.С. Габриеляна, рекомендованный Министерством образования и науки РФ и министерством образования Ставропольского края: 1. Габриелян О.С. и др. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных уреждений. – М.: Дрофа, 2007. - 78, [2]с. 2. Габриелян О.С. и др. Химия. 10-11 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2007-2009.- 314, [6]с. 3. Габриелян О.С. и др. Химия. 10-11 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.- 176с. 4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 10-11 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.- 176с. 5. Габриелян О.С. Методические рекомендации по использованию учебников О.С. Габриеляна и др. на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004-2005. Элективные курсы На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счет компонента образовательного учреждения. Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильного и профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы, переработать программы факультативных курсов и разработать авторскую программу. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем. Следует обратить внимание на структуру программ элективных курсов. Программа курса включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Цели и задачи учебной дисциплины. 4. Требования к уровню усвоения дисциплины. 5. Учебно-тематический план. 6. Содержание тем учебного курса. 7. Практические занятия. 8. Контроль уровня обученности. 9. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя. 10. Учебно-методическое обеспечение предмета. По элективным курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой (государственной) аттестации. Педагогам необходимо учитывать, что содержание элективного курса и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно. Возможны варианты контроля уровня обученности: (защищен реферат, разработан проект, выполнены творческие задания и т. д). Элективные курсы для предпрофильной и профильной школы (10-11 классы) 1. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 80с. 2. Габриелян О.С., Белоногов В.А., Белоногова Г.У. Поверхностные явления. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 109, [3]с. 3. Программы элективных курсов по химии (профильное обучение). 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 80с. Дополнительная методическая литература по предмету: 1. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2006. – 288с. 2. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2006. – 288с. 3. Сборник нормативных документов. Химия // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 141с. 4. Сборник нормативных документов. Химия (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. 5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей // Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176с. 6. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с. Сайты: http://lib.inorg.chem.msu.ru/tutorials - Материалы по общей химии для учащихся химико-биологических классов: основные понятия химии, строение атома, химическая связь. http://www.hemi.nsu.ru – Основы химии. Электронный учебник. http://www.chem.km.ru/ – Мир химии. (Образовательный сайт, содержащий теоретические сведения по различным разделам химии, материалы олимпиад, справочные таблицы). http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm – Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова. http://chemistry.ru. – Опорные конспекты по химии для школьников 8 - 11 классов. http://ege.edu.ru – Портал ЕГЭ. www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений. |
Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... «Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия» | Рабочая программа по дисциплине б пищевая химия Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного... Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия... | Практикум по хроматографии учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая... | ||
Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета протокол №10 от 2 июля 2011 г ... | Моу голубинской сош на 2011-2012 учебный год Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | ||
Программа дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи... Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010 | ||
Конспект урока единицы времени. Сутки фио (полностью) Шибаева Ольга Павловна Место работы Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... | ||
Рабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б.... | Рабочая программа по дисциплине с физическая и коллоидная химия Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла... |