Скачать 291.64 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Биоорганическая химия Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208.65 - Биохимия Красноярск СФУ 2012 УДК 576.(07) ББК 28.05.я73 Составители: Н.М.Титова, Т.Н. Субботина Биоорганическая химия: Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе /[Текст] / сост. Н.М. Титова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 17 с. Учебно-методическое пособие по курсу «Биоорганическая химия» составлено в соответствии с программой курса и является руководством для самостоятельной работы. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов. УДК 576.(07) ББК 28.05.я73 © Сибирский федеральный университет, 2012 Общие сведения Самостоятельная работа студентов по курсу «Биоорганическая химия» (ЕН.В1) включает изучение теоретического материала, выполнение заданий и задач, работу с научной, учебной, методической литературой. В учебном пособии приведены темы для самостоятельной проработки теоретического материала. По каждому разделу даны задания. Приводится список литературы, необходимой для самостоятельной подготовки. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия». Оно также может быть использовано студентами биологических и медико-биологических специальностей университетов. Самостоятельная работа способствует развитию у студента таких необходимых навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитический анализ опубликованных данных, умение выделять главное и делать обоснованное заключение. Самостоятельная работа способствует развитию у студентов навыков самостоятельного исследования, научного и литературного саморедактирования. Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов представлений об строения, свойств и биологической роли органических соединений, входящих в состав живой материи. В задачи курса входит ● изучение строения углеводов, липидов, белков, витаминов и ферментов, современных методов анализа этих соединений, истории появления и становления биоорганической химии. ● формирование представлений о роли этих соединений в функционировании организмов человека и животных. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:
уметь:
владеть навыками: - работы на современном биохимическом лабораторном оборудовании; - делового общения; - работы в команде; - работы с компьютером на уровне пользователя, использования информационных технологий для решения фундаментальных и прикладных задач в области профессиональной деятельности. Для успешного освоения дисциплины в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Биология», «Физика», «Цитология». Курс «Биоорганическая химия» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Биохимия», «Физиология», «Интеграция клеточного обмена», «Медицинская биохимия», «Иммунологии», «Общая и частная патология». 1. Трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины приведена в табл.1. Таблица 1. Виды учебной работы и трудоемкость дисциплины «Биоорганическая химия»
Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (приложение). 2. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Трудозатраты на самостоятельную работу по разделам курса «Биоорганическая химия» приведены в табл. 2. Таблица 2 – Объем самостоятельной работы в общей трудоемкости разделов дисциплины
3. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА Для самостоятельной работы студенты используют литературу и электронные ресурсы читальных залов библиотеки СФУ. Итогом самостоятельного изучение теоретического материала являются конспект, таблицы, схемы метаболических путей. Конспект – это краткое, либо подробное и последовательное изложение информации, полученной из различных источников (лекция, проработанная литература, просмотренные презентации, видеодокументы и т. д.). Таблица – это перечень сведений, цифровых данных, расположенных по графам в определенном порядке. Таблицы используются, когда необходимо показать информацию, логически упорядоченную в столбцы и ряды. Темы для самостоятельного теоретического изучения курса «Биоорганическая химия» сгруппированы по разделам дисциплины (табл. 3) вместе с перечнем примерных вопросов для самоконтроля и рекомендованными источниками информации. Самостоятельное изучение теоретического курса проводится параллельно с курсом лекций. В соответствии с темой и планом каждой лекции, студенту необходимо во время самостоятельной работы повторить структурные простых и сложных углеводов, липидов, аминокислот и нуклеотидов, витаминов. Рассмотреть уровни структурной организации простых и сложных белков, в том числе ферментов. Оценить роль углеводов, липидов, белков, витаминов и ферментов в жизнедеятельности организмов человека и животных. Таблица 3 – Темы для самостоятельной работы
Раздел 1. Углеводы. Тема 1.1. Углеводы: строение, физико-химические свойства, биологические функции (3 ч.) Вопросы для самоконтроля 1. Какие вещества называют углеводами? Как их классифицируют? 2. Каковы функции углеводов? 3. Моносахариды: строение, изомерия. 4. Чем отличаются альдозы от кетоз? Приведите примеры. 5. Способы изображения молекул моносахаридов. 6. Конформация моносахаридов. 7. Дисахариды: строение, свойства, примеры. 8. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. 9. Как определить, что моносахарид обладает восстанавливающими свойствами? 10. Биологические функции крахмала, гликогена, целлюлозы, хитина, муреина. 11. Строение крахмала. 12. Строение гликогена. 13. Строение целлюлозы. В чем отличие пространственных конформаций целлюлозы и крахмала? Раздел 2. Липиды. Тема 2.1. Липиды: строение, физико-химические свойства, биологические функции. Вопросы для самоконтроля 1. Классификация и биологические функции липидов. 2. Воски: строение и биологическая роль. 3. Жирные кислоты: строение, свойства, биологическая роль, заменимые и незаменимые жирные кислоты. 4. Строение и биологическая роль триацилглицеролов. 5. Химические константы триацилглицеролов. 6. Стероиды: строение, биологическая роль. 7. На какие структурные части распадается глицерофосфолипид после гидролиза? 8. Чем определяются гидрофобные и гидрофильные свойства глицерофосфолипидов? 9. Какой химической связью присоединяется жирная кислота к спирту сфингозину? 10. Что образуется после действия фосфолипазы А2 на фосфотидилхолин и какое свойство приобретает данный продукт?
Раздел 3. Белки. Тема 3.1.Стратегия изучения первичной структуры белков. Вопросы для самоконтроля 1. Какие основные физико-химические свойства присущи аминокислотам? 2. В чем проявляются амфотерные свойства аминокислот? 3. На чем основаны основные принципы классификации аминокислот? 4. Что такое заменимые и незаменимые аминокислоты? Перечислите. Напишите их структурные формулы. 5. Чем обусловлены оптические свойства аминокислот? 6. Способы фрагментации белковой молекулы. 7. Какие существуют методы анализа N-концевых аминокислотных остатков в полипептидной цепи? 8. Какие существуют методы анализа С-концевых аминокислотных остатков в полипептидной цепи? 9. Ферменты, наиболее часто используемые для фрагментации полипептидов. 10. Принцип разделения аминокислот в белковом гидролизате на автоматическом аминокислотном анализаторе. 11. Что такое метод пептидных карт? 12. В чем заключается метод перекрывающихся пептидов? Тема 3.2. Методы выделения и очистки белков. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные принципы очистки белков? 2. Каковы основные принципы разделения белков? 3. Каковы принципы определения гомогенности белка? 4. Как провести идентификацию очищенного белка? 5. Разделение белков на геле сефадексов. 6. Принципы очистки белков на катионо- и анионообменных смолах. 7. Электрофорез и ее типы. Применение в разделении белков. 8. Изоэлектрофокусирование белков. 9. Способы определения молекулярной массы очищенного белка. Раздел 4. Нуклеиновые кислоты. Тема 4.1. Неканонические функции рибонуклеиновых кислот Вопросы для самоконтроля 1. Каково строение зрелой мРНК? 2. В чем особенности строения тРНК? 3. Виды химических связей, участвующие в формировании первичной, вторичной и третичной структур нуклеиновых кислот 4. Строение и функции малых ядерных РНК. 5. Что такое транспортно-матричная РНК? Каковы ее функции? 6. Малые цитоплзматические РНК. 7. Роль РНК в процессе обратной транскрипции. 8. Неканоническая роль рибосомальных РНК в процессе транскрипции. Тема 4.2. Методы изучения первичной структуры нуклеиновых кислот. Вопросы для самоконтроля 1. Нуклеотидный состав ДНК. 2. Методы количественного определения содержания ДНК в биологических объектах. 3. Рестриктазы – строение, механизм действия, применении. 4. Метод Максама-Гилберта определения первичной структуры ДНК. 5. Метод Сэнгера определения первичной структуры ДНК. 6. Определение нуклеотидной последовательности аланиновой тРНКю 7. Роль отечественных биохимиков в расшифровне нуклеотидных последовательностей различных РНК. 8. Схема дезокси-метода секвенирования ДНК. 9. Автоматические анализаторы нуклеотидных последовательностей. 10. Разделение фрагментов нуклеиновых кислот методом электрофореза. Раздел 5. Витамины. Тема 5.1. Роль витаминов в образовании коферментов и простетических групп ферментов. Вопросы для самоконтроля 1. Классификация витаминов. 2. Функции водорастворимых витаминов. 3. Синергизм витаминов. 4. Антивитамины. 5. Образование коферментных форм витаминов группы В. 6. Никотинамидные коферменты – строение, функции, свойства. 7. Флавиновые кофакторы – строение, функции, свойства. 8. Роль пиридоксаль-5-фосфата в функционировании аминотрансфераз. 9. Синтез витамина В12 и его коферментов – метилкобаламина и дезоксикобаламина. 10. Тиаминовые кофокторы. Раздел 6. Ферменты. Тема 6.1. Классификация и номенклатура ферментов. Вопросы для самоконтроля 1. Принцип, положенный в основу классификации ферментов. 2. Принцип, положенный в основу номенклатуры ферментов. 3. Как образуется систематическое название ферментов? 4. Что такое тривиально (рабочее) название фермента? 5. Характеристика класса оксидоредуктаз. 6. Характеристика класса трансфераз. 7. Характеристика класса гидролаз. 8. Характеристика класса лиаз. 9. Характеристика класса изомераз. 10. Характеристика класса синтетаз (лигаз). Тема 6.2. Кинетика ферментативных реакций. Вопросы для самоконтроля 1. Понятие стационарности. 2. Что понимают под фермент-субстратным комплексом? Стадии образования и превращения. 3. Кинетические схемы ферментативных реакций. 4. Роль Л. Михаэлиса и М. Ментен в развитии кинетики ферментативных реакций. 5. Уравнение Михаэлиса-Ментен. 6. Понятие Кs, Км, Vmax. 7. Зависимость скорости реакции от концентрации фермента. 8. Какой вид имеет уравнение Михаэлиса-Ментен в различных областях концентрации субстрата (SКм; SКм). 9. Способы количественного выражения активности ферментов. 10. Число оборотов фермента. 11. Что является мерой активности фермента? 4. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДРУГИХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Реализация других видов самостоятельной работы по курсу «Биоорганическая химия» включает решение задач и выполнение заданий. Задачи и задания будут представлены в двух вариантах: первый вариант – задачи и задания для всей группы студентов; второй вариант – индивидуальные задачи и задания по количеству студентов в группе. Задания и задачи на индивидуальную самостоятельную работу выдаются и принимаются преподавателем по графику для выполнения самостоятельной работы (приложение). Таблица 4 – Содержание тем лекционного курса
|