Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 291.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации06.11.2013
Размер291.64 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Химия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Биоорганическая химия
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе

Специальность 020208.65 - Биохимия

Красноярск

СФУ

2012

УДК 576.(07)

ББК 28.05.я73

Составители: Н.М.Титова, Т.Н. Субботина

Биоорганическая химия: Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе /[Текст] / сост. Н.М. Титова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 17 с.


Учебно-методическое пособие по курсу «Биоорганическая химия» составлено в соответствии с программой курса и является руководством для самостоятельной работы.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов.

УДК 576.(07)

ББК 28.05.я73

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

Общие сведения

Самостоятельная работа студентов по курсу «Биоорганическая химия» (ЕН.В1) включает изучение теоретического материала, выполнение заданий и задач, работу с научной, учебной, методической литературой. В учебном пособии приведены темы для самостоятельной проработки теоретического материала. По каждому разделу даны задания. Приводится список литературы, необходимой для самостоятельной подготовки. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия». Оно также может быть использовано студентами биологических и медико-биологических специальностей университетов.

Самостоятельная работа способствует развитию у студента таких необходимых навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитический анализ опубликованных данных, умение выделять главное и делать обоснованное заключение. Самостоятельная работа способствует развитию у студентов навыков самостоятельного исследования, научного и литературного саморедактирования.

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов представлений об строения, свойств и биологической роли органических соединений, входящих в состав живой материи.

В задачи курса входит

● изучение строения углеводов, липидов, белков, витаминов и ферментов, современных методов анализа этих соединений, истории появления и становления биоорганической химии.

● формирование представлений о роли этих соединений в функционировании организмов человека и животных.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

знать:

  • строение, свойства и биологические функции углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, ферментов и витаминов;

  • основные понятия и термины, используемые в биоорганической химии;

  • вклад отечественных учёных в развитие биоорганической химии;

уметь:

  • ориентироваться в современных методах исследования строения и свойств углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, ферментов и витаминов;

  • использовать полученные знания при изучении специальных дисциплин;

  • систематизировать и классифицировать знания о структуре и свойствах органических соединений, входящих в состав живой материи, полученные при изучении учебников, лекций, монографий, других источников;



владеть навыками:

- работы на современном биохимическом лабораторном оборудовании;

- делового общения;

- работы в команде;

- работы с компьютером на уровне пользователя, использования информационных технологий для решения фундаментальных и прикладных задач в области профессиональной деятельности.

Для успешного освоения дисциплины в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Биология», «Физика», «Цитология». Курс «Биоорганическая химия» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Биохимия», «Физиология», «Интеграция клеточного обмена», «Медицинская биохимия», «Иммунологии», «Общая и частная патология».
1. Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины приведена в табл.1.
Таблица 1. Виды учебной работы и трудоемкость дисциплины «Биоорганическая химия»


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

4

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия:

72

72

лекции

36

36

лабораторные занятия

32

32

промежуточный контроль

4

4

Самостоятельная работа:

48

48

изучение теоретического курса (ТО)

24

24

задачи, задания

24

24

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (приложение).

2. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Трудозатраты на самостоятельную работу по разделам курса «Биоорганическая химия» приведены в табл. 2.
Таблица 2 – Объем самостоятельной работы в общей трудоемкости разделов дисциплины



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

(часы)

Лабораторные занятия (часы)

Самостоятельная работа (часы)

1.

Раздел 1. Углеводы

6

6

6

2.

Раздел 2. Липиды

6

4

6

3.

Раздел 3. Белки

12

14

14

4.

Раздел 4. Нуклеиновые кислоты

6

4

8

5.

Раздел 5. Витамины

6

2

6

6.

Раздел 6. Ферменты




6

8

3. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
Для самостоятельной работы студенты используют литературу и электронные ресурсы читальных залов библиотеки СФУ. Итогом самостоятельного изучение теоретического материала являются конспект, таблицы, схемы метаболических путей.

Конспект – это краткое, либо подробное и последовательное изложение информации, полученной из различных источников (лекция, проработанная литература, просмотренные презентации, видеодокументы и т. д.).

Таблица – это перечень сведений, цифровых данных, расположенных по графам в определенном порядке. Таблицы используются, когда необходимо показать информацию, логически упорядоченную в столбцы и ряды.

Темы для самостоятельного теоретического изучения курса «Биоорганическая химия» сгруппированы по разделам дисциплины (табл. 3) вместе с перечнем примерных вопросов для самоконтроля и рекомендованными источниками информации. Самостоятельное изучение теоретического курса проводится параллельно с курсом лекций. В соответствии с темой и планом каждой лекции, студенту необходимо во время самостоятельной работы повторить структурные простых и сложных углеводов, липидов, аминокислот и нуклеотидов, витаминов. Рассмотреть уровни структурной организации простых и сложных белков, в том числе ферментов. Оценить роль углеводов, липидов, белков, витаминов и ферментов в жизнедеятельности организмов человека и животных.
Таблица 3 – Темы для самостоятельной работы



п/п

Разделы

дисциплины

Темы для самостоятельной работы, трудоемкость (часы)

1

Раздел 1. Углеводы

1.1. Углеводы: строение, физико-химические свойства, биологические функции (3 ч.)

1.2. Решение задач и выполнение заданий (3 ч.)

2

Раздел 2. Липиды

2.1. Липиды: строение, физико-химические свойства, биологические функции (3 ч.).

2.4. Решение задач и выполнение заданий (3 ч.)

3.

Раздел 3. Белки

3.1.Стратегия изучения первичной структуры белков (4 ч.)

3.2. Методы выделения и очистки белков (2 ч.)

3.3. Решение задач и выполнение заданий (8 ч.)

4.

Раздел 4. Нуклеиновые кислоты

4.1. Неканонические функции рибонуклеиновых кислот (2 ч.)

4.2. Методы изучения первичной структуры нуклеиновых кислот (2 ч.)

4.3. Решение задач и выполнение заданий (4 ч.)

5.

Раздел 5. Витамины

5.1. Роль витаминов в образовании коферментов и простетических групп (4 ч.)

5.2. Решение задач и выполнение заданий (2 ч.)

6.

Раздел 6. Ферменты

6.1. Классификация и номенклатура ферментов (2 ч.)

6.2. Кинетика ферментативных реакций (2 ч.)

6.3. Решение задач и выполнение заданий (4 ч.)


Раздел 1. Углеводы.
Тема 1.1. Углеводы: строение, физико-химические свойства, биологические функции (3 ч.)

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вещества называют углеводами? Как их классифицируют?

2. Каковы функции углеводов?

3. Моносахариды: строение, изомерия.

4. Чем отличаются альдозы от кетоз? Приведите примеры.

5. Способы изображения молекул моносахаридов.

6. Конформация моносахаридов.

7. Дисахариды: строение, свойства, примеры.

8. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды.

9. Как определить, что моносахарид обладает восстанавливающими свойствами?

10. Биологические функции крахмала, гликогена, целлюлозы, хитина, муреина.

11. Строение крахмала.

12. Строение гликогена.

13. Строение целлюлозы. В чем отличие пространственных конформаций целлюлозы и крахмала?
Раздел 2. Липиды.
Тема 2.1. Липиды: строение, физико-химические свойства, биологические функции.

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация и биологические функции липидов.

2. Воски: строение и биологическая роль.

3. Жирные кислоты: строение, свойства, биологическая роль, заменимые и незаменимые жирные кислоты.

4. Строение и биологическая роль триацилглицеролов.

5. Химические константы триацилглицеролов.

6. Стероиды: строение, биологическая роль.

7. На какие структурные части распадается глицерофосфолипид после гидролиза?

8. Чем определяются гидрофобные и гидрофильные свойства глицерофосфолипидов?

9. Какой химической связью присоединяется жирная кислота к спирту сфингозину?

10. Что образуется после действия фосфолипазы А2 на фосфотидилхолин и какое свойство приобретает данный продукт?

  1. Что входит в состав ганглиозидов?


Раздел 3. Белки.
Тема 3.1.Стратегия изучения первичной структуры белков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные физико-химические свойства присущи аминокислотам?

2. В чем проявляются амфотерные свойства аминокислот?

3. На чем основаны основные принципы классификации аминокислот? 4. Что такое заменимые и незаменимые аминокислоты? Перечислите. Напишите их структурные формулы.

5. Чем обусловлены оптические свойства аминокислот?

6. Способы фрагментации белковой молекулы.

7. Какие существуют методы анализа N-концевых аминокислотных остатков в полипептидной цепи?

8. Какие существуют методы анализа С-концевых аминокислотных остатков в полипептидной цепи?

9. Ферменты, наиболее часто используемые для фрагментации полипептидов.

10. Принцип разделения аминокислот в белковом гидролизате на автоматическом аминокислотном анализаторе.

11. Что такое метод пептидных карт?

12. В чем заключается метод перекрывающихся пептидов?
Тема 3.2. Методы выделения и очистки белков.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные принципы очистки белков?

2. Каковы основные принципы разделения белков?

3. Каковы принципы определения гомогенности белка?

4. Как провести идентификацию очищенного белка?

5. Разделение белков на геле сефадексов.

6. Принципы очистки белков на катионо- и анионообменных смолах.

7. Электрофорез и ее типы. Применение в разделении белков.

8. Изоэлектрофокусирование белков.

9. Способы определения молекулярной массы очищенного белка.
Раздел 4. Нуклеиновые кислоты.
Тема 4.1. Неканонические функции рибонуклеиновых кислот

Вопросы для самоконтроля

1. Каково строение зрелой мРНК?

2. В чем особенности строения тРНК?

3. Виды химических связей, участвующие в формировании первичной, вторичной и третичной структур нуклеиновых кислот

4. Строение и функции малых ядерных РНК.

5. Что такое транспортно-матричная РНК? Каковы ее функции?

6. Малые цитоплзматические РНК.

7. Роль РНК в процессе обратной транскрипции.

8. Неканоническая роль рибосомальных РНК в процессе транскрипции.

Тема 4.2. Методы изучения первичной структуры нуклеиновых кислот.

Вопросы для самоконтроля

1. Нуклеотидный состав ДНК.

2. Методы количественного определения содержания ДНК в биологических объектах.

3. Рестриктазы – строение, механизм действия, применении.

4. Метод Максама-Гилберта определения первичной структуры ДНК.

5. Метод Сэнгера определения первичной структуры ДНК.

6. Определение нуклеотидной последовательности аланиновой тРНКю

7. Роль отечественных биохимиков в расшифровне нуклеотидных последовательностей различных РНК.

8. Схема дезокси-метода секвенирования ДНК.

9. Автоматические анализаторы нуклеотидных последовательностей.

10. Разделение фрагментов нуклеиновых кислот методом электрофореза.
Раздел 5. Витамины.
Тема 5.1. Роль витаминов в образовании коферментов и простетических групп ферментов.

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация витаминов.

2. Функции водорастворимых витаминов.

3. Синергизм витаминов.

4. Антивитамины.

5. Образование коферментных форм витаминов группы В.

6. Никотинамидные коферменты – строение, функции, свойства.

7. Флавиновые кофакторы – строение, функции, свойства.

8. Роль пиридоксаль-5-фосфата в функционировании аминотрансфераз.

9. Синтез витамина В12 и его коферментов – метилкобаламина и дезоксикобаламина.

10. Тиаминовые кофокторы.
Раздел 6. Ферменты.
Тема 6.1. Классификация и номенклатура ферментов.

Вопросы для самоконтроля

1. Принцип, положенный в основу классификации ферментов.

2. Принцип, положенный в основу номенклатуры ферментов.

3. Как образуется систематическое название ферментов?

4. Что такое тривиально (рабочее) название фермента?

5. Характеристика класса оксидоредуктаз.

6. Характеристика класса трансфераз.

7. Характеристика класса гидролаз.

8. Характеристика класса лиаз.

9. Характеристика класса изомераз.

10. Характеристика класса синтетаз (лигаз).
Тема 6.2. Кинетика ферментативных реакций.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие стационарности.

2. Что понимают под фермент-субстратным комплексом? Стадии образования и превращения.

3. Кинетические схемы ферментативных реакций.

4. Роль Л. Михаэлиса и М. Ментен в развитии кинетики ферментативных реакций.

5. Уравнение Михаэлиса-Ментен.

6. Понятие Кs, Км, Vmax.

7. Зависимость скорости реакции от концентрации фермента.

8. Какой вид имеет уравнение Михаэлиса-Ментен в различных областях концентрации субстрата (SКм; SКм).

9. Способы количественного выражения активности ферментов.

10. Число оборотов фермента.

11. Что является мерой активности фермента?
4. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДРУГИХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Реализация других видов самостоятельной работы по курсу «Биоорганическая химия» включает решение задач и выполнение заданий.

Задачи и задания будут представлены в двух вариантах: первый вариант – задачи и задания для всей группы студентов; второй вариант – индивидуальные задачи и задания по количеству студентов в группе. Задания и задачи на индивидуальную самостоятельную работу выдаются и принимаются преподавателем по графику для выполнения самостоятельной работы (приложение).
Таблица 4 – Содержание тем лекционного курса




п/п


Раздел

дисциплины

Лекционные занятия


Тема

1

Раздел 1. Углеводы.

1.1 Моносахариды и дисахариды (4 ч.).

1.2. Полисахариды (2 ч.)

2

Раздел 2. Липиды.

2.1. Простые липиды (2 ч.).

2.2. Сложные липиды (2 ч.).

1.3. Стероиды (2 ч.).

3

Раздел 3. Белки.

3.1. Аминокислотный состав белков (2 ч.)

3.2. Уровни структурной организации белков (4 ч.)

3.3. Физико-химические свойства белков (2 ч.)

3.4. Классификация белков. Простые и сложные белки (2 ч.)

3.5. Сложные белки (2 ч.)

4

Раздел 4. Нуклеиновые кислоты.

4.1. Строение, свойства, биологическая роль нуклеотидов (2 ч)

4.2. Строение, свойства, биологическая роль нуклеиновых кислот (4 ч.)

5

Раздел 5. Витамины.

5.1 Водорастворимые витамины (2 ч.)

5.2. Жирорастворимые витамины(2 ч.)

5.3. Витаминоподобные вещества (2 ч.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск